Правда ли, что по закону человека можно похоронить там, где он скончался?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1293
можно похоронить

Уважаемый рав! Почему столь важно предать тело усопшего земле, ведь по иудаизму главное – это душа, а тело всего лишь некая оболочка?

И еще: где-то читал, что в древние времена существовал закон, что человека можно похоронить в том месте, где он скончался, даже если это место принадлежит частному лицу и ему это совершенно некстати. Так ли это и если, то остался ли этот закон в силе и сегодня? Например: человек неожиданно умер, находясь у кого-то в саду, и его родственники хотят его похоронить там же и все религиозные и послушаются раввина.

Спасибо, Влад.


Уважаемый Влад!

Для того, чтобы хотя бы поверхностно осветить тему чрезвычайной важности придания тела усопшего земле, необходимо посвятить этому большую статью, в которой будут объяснены и причины, поддающиеся простой человеческой логике и регламентируемые законом и те, которые связанны с таинствами Торы, переданные нам Каббалой.

В рамках короткого ответа позвольте мне ограничиться основной идеей поднятого Вами вопроса.

Начнем с закона: «Евреи, будучи святыми и духовно чистыми, хоронят усопших согласно еврейскому закону, как сказано в Торе: "Похорони его в тот же день"[1]»[2].

В книге «Орхот Хаим»[3] сказано, что ни в коем случае не следует пренебрегать телом, в котором некогда находилась душа. Подобно тому, как вид руин разрушившегося дома, в котором человек прожил много лет, вызывает у него боль, так же душа невероятно страдает, если к телу, в котором она пребывала в этом Мире, относятся с недостаточным почтением (не хоронят, как положено).

Аналогично этому пишет автор «Сэфер Хасидим»[4]: «Душа видит, что происходит с телом, в котором она находилась при жизни, и пренебрежительное отношение к нему причиняет ей невероятные страдания». В известной книге рава Моше Хаима Луцато «Даат Твунот»[5] сказано, что во время воскрешения из мертвых души оживут вместе с телами, в которых они пребывали и великую плату, которая ждет человека за служение Всевышнему в этом мире, получит и его душа, и его тело, ибо тело участвовало в служении.

Теперь несколько слов о втором Вашем вопросе. Существует очень важная заповедь, которая часто отодвигает другие занятия — похоронить усопшего, которого некому хоронить.

Такой усопший называется «мет мицва», что означает: «усопший, заповедь похоронить которого возложена на каждого члена общества».

В Талмуде сказано, что такой умерший приобретает то место, где он скончался[6]. Еще при разделении Земли Израиля по родовым наделам, глава еврейского народа, Йеошуа бин Нун, поставил условие всем коленам, что «мет мицва» «приобретает» то место, на котором будет обнаружено его тело, будь то общественная территория или участок земли, принадлежащий конкретному лицу.

Данное постановление было вызвано двумя причинами. Во-первых, чтобы облегчить исполнение заповеди тому человеку, который будет заниматься захоронением останков умершего. Во-вторых, чтобы труп не пришлось транспортировать в другое место, что часто сопряжено с недостаточно почетным отношением к телу покойного[7].

Подчеркнем, что речь исключительно идет об Израиле и об участках принадлежащих евреям, ибо условие, поставленное Йеошуа бин Нуном, распространялось исключительно на сынов Израиля (евреев), получивших надел в Святой Земле.

Вы очень верно поставили вопрос о том, актуален ли этот закон в наши дни.

С одной стороны, почему бы нет, ведь в основном все еврейские законы неподвластны времени. Однако когда встал вопрос о том, как поступить с телами израильских солдат, погибших во время войны на территории страны, которых во время боевых действий были вынуждены хоронить на поле боя, раввины постановили, что останки следует перезахоронить на территории кладбища.

Чем вызвано такое решение, ведь согласно закону, любой еврей, погибший на войне, считается «мет мицва»[8]?

Дело в том, что в прошлом существовали специальные организации, ответственные за то, чтобы каждое место захоронения, включая одиночные могилы, было помечено определенным образом. Это необходимо для предотвращения нарушений законов трупной нечистоты. Поскольку эти законы во многом актуальны и сегодня, а организаций, ответственных за обозначение одиночных могил сегодня не существует, беспорядочные захоронения усопших могут очень легко привести к нарушению законов чистоты. Поэтому, как только представится такая возможность, необходимо сразу же перезахоронить тело на территории кладбища.

Особенно это верно в случае, когда смерть случилась в мирное время.

Хотя условие, поставленное Йеошуа бин Нуном, не отменялось и хозяин сада не может воспротивиться захоронению «мет мицва» на своем участке, раввины обязательно распорядятся придать тело земле на общественном кладбище. Тем более что в наше время транспортировка в Израиле упорядочена и не противоречит достойному отношению к усопшему и не требует особых усилий от совершающих заповедь захоронения усопших, которого некому похоронить.

И еще раз подчеркну, что весь вопрос относится только к случаю с «мет мицва» или в случае гибели воина на поле боя. Но если у усопшего есть родственники и он не погиб во время военных действий, об этом в условии, поставленном Йеошуа бин Нун, речь не шла.

С пожеланием долгих и счастливых дней жизни, Лейб Нахман Злотник.

  1. Дварим 21:23.
  2. «Сэфер а-Хинух», заповедь 537.
  3. «Йорэ Дэа», стр.609.
  4. П.1163.
  5. П. 68.
  6. «Бава Кама», 81а.
  7. «Хазон Иш», «Бава Кама», 14:15 на основании комментария «Тосафот», «Ктубот», 17а.
  8. «Эрувин», 17а; Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Млахим», 6:12.

http://www.beerot.ru/?p=48301