Роль привычки в служении Творцу

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Каплан

1929

«Беерот Ицхак» публиковал статью «Поступок Пинхаса – пример истинного служения» (цитируется ниже). Там написано: ««Служащий Б-гу» – это тот, кто повторяет главу в учении сто и один раз, а «тот, кто не служит Ему» – это тот, кто повторяет только сто раз (Хагига, 9б)». А также, ссылаясь на Танию, написано: «Поэтому тот, кто следует привычке, не прикладывая новых усилий, не называется «служащим Б-гу»».

1. Насколько я знаю, в Хагига 9б спросили у Гилеля, как это понимать, и он объяснил примером с погонщиками верблюдов. Из его объяснения понятно, что повторяющему 101 раз награда больше, непропорционально увеличению повторения на 1 раз. Но не имеется в виду, что тот, кто повторяет менее 100 раз, не служит Всевышнему вообще.

2. В отношении воспитания детей, например, нужно приучать ребенка к соблюдению заповедей, прививать привычку. Что же, действуя по привычке, он будет считаться «не служащим» Всевышнему? Автоматизм — вот что плохо. Но не привычка.

3. Как же быть с самим понятием «службы» Всевышнему? Оно, что, утрачивает силу? Служение – это служба в Храме, жертвоприношение… Что, получается, если коэн действовал по привычке или не преодолевал внутреннее сопротивление «йецер ара», то он «не служил», и не принята жертва? А как здесь с повторением 101 раз? Сейчас наше служение – это молитва. Т.е. если не преодолеваешь сопротивление «йецер ара» в молитве, то ты «не служишь» Всевышнему. Т.е. если эта борьба уже прошла, ты победил, и «йецер ара» борется с тобой уже на других фронтах, то там, где нет борьбы, ты уже «не служишь»…? Одевая тфилин по привычке (не автоматически, но по привычке), ты в этом не служишь Всевышнему? И так со всеми заповедями… разве выполнение воли Всевышнего не есть служба Ему? Понятно, что нужно подниматься и «…расторопность ведет к осторожности, осторожность ведет к чистоте…». Но это же путь… а в начале? без чистоты помыслов, простое бесхитростное одевание тфилин (и другие заповеди) не есть служба… как это понять?

Шломо Александр, Киев

«Поступок Пинхаса – пример истинного служения»

По книге «Агра де-Кала» рабби Цви-Элимелеха из Динова

Следует объяснить значение того, что Тора упоминает здесь происхождение Пинхаса. Сказано мудрецами (Брахот, 5а): «Пусть всегда стремится человек ”натравить“ свое доброе начало на злое». Ведь неудивительно, что каждый с готовностью исполняет заповеди, соответствующие его природе. То же, что противоречит ей, человек может исполнить, лишь испытывая страх или любовь к Творцу. И поэтому исполнение именно таких повелений называется служением. Это имели в виду мудрецы, говорившие о стихе (Малахи, 3:18): «…и различите между праведником и грешником, между служащим Б-гу и тем, кто не служит Ему». «Служащий Б-гу» – это тот, кто повторяет главу в учении сто и один раз, а «тот, кто не служит Ему» – это тот, кто повторяет только сто раз (Хагига, 9б). Как объясняет это книга Тания (15), нормальным явлением во времена мудрецов было повторять все изученное сто раз, и эта привычка стала как будто второй природой. Поэтому тот, кто следует привычке, не прикладывая новых усилий, не называется «служащим Б-гу». Однако один, сто первый раз, требует от человека усилий, чтобы преодолеть свою природу, и тот, кто прилагает эти усилия, назван «служащим Б-гу». Пинхас был сыном Элазара и внуком Аарона-коэна, потомком людей, ищущих мира и стремящихся к милосердию по природе своей. И ему самому от рождения наверняка были чужды гнев и ярость. Но увидев происходящее, в своей любви к Всевышнему, он поступил против своей природы. И поэтому, поступив во имя Творца вопреки своей природе, согласно правилу «мера за меру», удостоился союза мира. Поступок Пинхаса отстранил от народа гнев Всевышнего и восстановил нарушенную связь. На сказанное намекает и Мидраш: «”Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна“. Сказал Всевышний, благословен Он: ”По справедливости причитается ему награда его”».


Уважаемый Шломо Александр!

Вы совершенно правы! Талмуд не имеет в виду полностью исключить из категории «служения Всевышнему» того, кто повторяет учение 100 раз. Обратите внимание, Раши объясняет: «Несмотря на то, что оба праведники, они не служат одинаково, этот <повторяющий 101 раз> служит больше». Талмуд обоих называет праведниками, что означает – оба служат Всевышнему. Но в праведности и Б-гослужении есть разные уровни. Уровень того, кто повторяет учение 101 раз, несоизмеримо выше, нежели у того, кто это делает 100 раз. И это потому, что он делает над собой усилие! Попробуем это разъяснить.

Нет ничего плохого в хороших привычках. Царь Давид восхваляет свои «ноги», которые привели его в Бейт Мидраш, пока он думал, что у него «на повестке дня». «Размышлял я о путях моих, а ноги привели меня к Твоим заветам» (Теилим, 119:58). «Сказал Давид: Владыка вселенной! Каждый день размышлял я: пойду туда, сделаю то-то, а ноги приводили меня в места молитвы и учения» (Ваикра Раба, 35:1). Слово «привычка» רגילות (регилут) происходит от слова רגל (регель) – нога. Привычка – это наши «ноги», это то, что ведет нас по жизни, движет нами в разных ситуациях. Это наша вторая сущность. Если ноги ведут в Бейт Мидраш, как ноги царя Давида, это показатель того, что у человека в подсознании заложено изучение Торы.

Мудрецы сказали, что сущность человека проявляется, в частности, в ситуации, могущей вызывать гнев. Обдуманно он реагирует или рефлекторно, и как именно. Выявляется, насколько он может собой владеть. Представим ситуацию, когда внезапно человек подвергается незаслуженному оскорблению, например, уважаемого ученого человека в лицо назвали невеждой. Реакция может быть диаметральная. Один улыбнется и попросит обосновать. Такое поведение является величайшим показателем сущности человека – если даже он по своей природе не совсем тихоня, он неустанно работает над собой и умеет держать себя в руках! Однако если он вскипит и ответит на хамство той же монетой, то, очевидно, у такого человека есть проблемы с владением собой. В мгновенной реакции – а она не что иное как привычка – проявляется сущность человека.

Вы совершенно правы, в воспитании детей важно приучение к постоянству. Надо помочь им научиться сдерживать спонтанную, необдуманную реакцию на раздражители. Как сказали мудрецы, «дэрэх эрец кадма ле Тора» - хорошие душевные качества предшествуют Торе. Если человек ими не обладает, то и Тора не «укореняется» правильно в таком человеке. Как то рав Ицхак Зильбер сказал, что в 13 лет он понял, что по натуре гневлив. На вопрос, и что же он сделал, он ответил – с тех пор я работаю над собой… Те, кто знали рава Ицхака лично, подтвердят, что никто и никогда не видел у него никаких вспышек гнева! Если у человека вошло в привычку сдерживать свои спонтанные порывы – этот человек достиг высокого уровня самообладания!

Ребенка в первую очередь необходимо приучать держать себя в руках, не реагировать бездумно. Разумеется, мы стараемся приучать и себя, и своих детей взвешивать свою реакцию на весах ценностей Торы. И это важнейшая составляющая личного служения Всевышнему. Если человек осознает, что он держит себя в руках не просто потому, что этого требует моральный кодекс интеллигентного человека, а потому, что в этом есть воля Всевышнего – работа над собой приобретает ценность служения Б-гу!

Когда человек, прилагая усилие, добивается какой-либо высоты в служении Всевышнему, какого бы ее аспекта это ни касалось, он достигает определенного уровня. И если он, благодаря неустанной работе над собой, удержится на этом уровне, через какое-то время для него это станет нормой, войдет в привычку. Например, сдерживать свою спонтанную реакцию на раздражители, либо давать цдаку, несмотря на свою не слишком щедрую натуру. Но это не означает, что недостаток побежден навсегда. Есть два вида праведников – один победил свое дурное начало, второй постоянно борется с ним. Никто не может поручиться, что мы с Вами относимся к первому виду. Поэтому, как нас учат этические наставники (Баалей а-мусар), никогда нельзя отпускать вожжи управления своими дурными наклонностями!

Но и у праведника, относящегося к первому виду, есть в служении Всевышнему задачи на пути преодоления трудностей. Насколько я понимаю, именно это и имел в виду рабби Цви-Элимэлех из Динова. Очевидно, человек, повторяющий учение 100 раз, уже достиг немалого уровня в служении Творцу. Однако, если это для него привычно, то дополнительное усилие расценивается как освоение нового уровня служения. Ведь привычка – это вторая природа человека. А против своей природы идти всегда трудно.

По поводу служения коэнов в Храме. Видимо, их испытание заключалось в том, чтобы исполнить все условия служения скрупулезно точно. В законах жертвоприношений есть великое множество подробностей, большинство из которых совершенно необходимо соблюсти. И они касаются совершенно разных аспектов: одежда, порядок омовения рук и ног, окропление кровью жертвенник и т.д. Даже мысль на определенных этапах службы является решающей. Безусловно, от коэнов еще ожидалось иметь во время служения соответствующие каванот (намерения и настрой души). И, конечно, ожидалось, что все это будет сделано не только по привычке, но и со свежим настроем исполнить во всех деталях Волю Творца в трепете и любви. Но и в случаях, когда коэну это не удавалось, его служение аннулировалось.

«Простое, бесхитростное одевание тфилина», равно как и исполнение любой заповеди, является служением. Но для всех ли в равной мере? Всевышний знает, на каком уровне находится каждый из нас, поэтому то, что для одного будет считаться служением на величайшем уровне, для другого значительно ниже.

Да поможет нам Всевышний служить Ему в совершенстве!

С уважением,

Рав Шалом Каплан

http://www.beerot.ru/?p=19983