Цель творения и мера ее постижения

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1471

Шалом!

Вопрос по поводу статьи рава Нахума Шатхина «Ради чего создан мир?» по афтаре недельной главы Экев. Я лично не думаю, что мы можем постичь, зачем создан мир. В статье дается ответ: «У мироздания была другая цель – раскрытие славы и величия Всевышнего в этом мире!» На это можно возразить: как раскрытие славы Б-га в мире могло быть целью, если мира не существовало? Если Ему нужно было место, в котором могла бы раскрыться Его слава, то не опровергает ли это вседостаточность Творца? По нашей логике, совершенному существу вообще ничего не нужно, и такое существо должно находиться в абсолютном покое, не делая ничего, ибо всякое действие подразумевает, что чего-то не хватает, что-то еще должно быть сделано.

С уважением,

Дмитрий


Уважаемый Дмитрий!

Рамхаль (Рав Моше Хаим Луцатто) в начале книги "Даат Твунот" отвечает на Ваш вопрос. Рекомендую Вам ознакомиться с этой книгой — она переведена на русский язык.

Действительно, на первый взгляд, тот факт, что Всевышний самодостаточен, исключает по отношению к Нему термин «желание». Это впечатление возникает из-за того, что с точки зрения человека желание возникает только для того, чтобы восполнить какой-то недостаток. На самом деле, это не совсем так.

Раскрытие Всевышнего обладает качеством благодеяния. Это качество означает, что Его воля — сделать наибольшее возможное добро. Всевышний создает творения для того, чтобы сделать им добро.

Самое большое добро — это дать творениям в какой-то мере постичь Творца. Для того, чтобы у творений была такая возможность, необходимо создать их таким образом, чтобы они в чем-то походили на Творца. И так как Творец полностью самодостаточен, то и творения созданы с врожденным желанием быть самостоятельными и самодостаточными, и не получать ничего бесплатно. В этом заключается «сходство» между Творцом и Его созданиями.

Так как творения обладают этим свойством, они должны получить добро от Творца не как подарок, а как награду за свои действия. Ведь если дать им добро бесплатно, они будут испытывать чувство стыда.

Для того, чтобы получить награду, они должны обладать свободой выбора. Только имея возможность и желание выбрать зло, можно, преодолев препятствия и выбрав добро, получить за это награду.

Но для того, чтобы обеспечить творениям свободу выбора, Всевышнему необходимо скрыть Себя. (Ведь если существование Всевышнего, награда, полагающаяся за заповеди, и наказание, причитающееся за совершение грехов, очевидны, то нет возможности сделать выбор. Если нет свободы выбора, то человек действует как робот, которому не полагается никакая награда). Для этого и был создан мир. На святом языке слово «мир», «עולם», и слово «сокрытие», «העלם» — это однокоренные слова. Мир создан таким образом, что в нем неочевидно присутствие Творца, что и обеспечивает свободу выбора.

Когда человек выбирает добро, он увеличивает славу Творца в этом мире и удостаивается удела в будущем мире. Если же он выбирает зло, не дай Б-г, то все наоборот. В этом смысл фразы «У мироздания была другая цель – раскрытие славы и величия Всевышнего в этом мире!» Когда человек раскрывает славу Всевышнего в этом мире, то тем самым приобретает то добро, для приобретения которого он и был создан.

Рав Берл Набутовский

Дополнение рава Игаля Полищука

Дорогой Дмитрий!

Меня чрезвычайно порадовала разумность и глубина Вашего вопроса. В своем замечательном ответе Вам рав Набутовский попытался «изложить всю Тору, стоя на одной ноге». Добавлю от себя: и Рамхаль в книге «Даат Твунот», и другие великие знатоки Тайного учения пишут, что все наши слова о замысле Творца касаются лишь того, что нам дано постичь. Безусловно, наше ограниченное постижение неспособно  охватить бесконечность воли и замысла Творца. Наш замечательный удел – трудиться над пониманием Его замысла и Его воли, и истинное место этого труда – углубленное изучение Торы, которая и есть раскрытие воли Творца в творении.

Успехов Вам во всем хорошем!

http://www.beerot.ru/?p=18278