Четыре новых года у евреев?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1970
четыре новых года

Если 1-ое тишрей не творение мира, почему тогда новый год для нееврейских царей?

Помоги Вам Б-г,

Вольф


С Б-жьей помощью

Уважаемый Вольф!

Вы задали замечательный вопрос!

Но хочу обратить Ваше внимание на 1-ую мишну трактата Рош а-Шана (думаю, есть русский перевод этого трактата). Там говорится, что есть четыре (!) новых года, а точнее, четыре «главы года».

Мы видим, что безусловно понятие Рош а-шана – новый год, глава года, не связаны именно с Творением, а день этот выделен как начало годового отсчета. Безусловно, 1 Тишрей – это великий день строгого Суда Всевышнего, хотя народу Израиля даны пути смягчения этого суда – раскаянием, молитвой и трублением в шофар, а кроме того, все 10 дней Трепета и Тшувы, а также Йом Кипур и остальные праздники Тишрея… Тем не менее, день Рош а-Шана по сути своей это день суда, а решение суда определяет, в частности, правление Всевышнего в следующем году.

Цари и правители народов мира (хотят они этого или не хотят) являются проводниками и инструментами Высшего Царя в раскрытии Его правления в этом мире (что объясняет, в частности, особую обязанность чтить царей – и даже преступных), в особенности Его меры Суда, поэтому день Рош а-Шана является определяющим для их царского правления. Поэтому годы их правления отсчитываются от 1 Тишрей.

Тема эта широка и глубока, написал Вам вкратце то, что, как мне кажется, я в этом понимаю.

Источником же правления истинных праведных царей Израиля является, в частности, Высшая мера добра, так как суть царя – заботиться о благосостоянии народа, поэтому для них новый год, начало отсчета лет их царства – это 1-ое Нисана.

Я уже писал, что дополнительный смысл обычая кимха де-писха – это пробудить в нас меру милосердия, и тем самым пробудить Высшее милосердие. Приводится в книге «Зоар», что выход из Египта произошел в заслугу праотца Авраама, который, как известно, был столпом качества хесед в нашем мире. В книге Йешаяу (1:27) сказано о грядущем освобождении, что Сион (т. е. Иерусалим) будет искуплен правосудием, а возвращающиеся в него — благотворительностью (цдакой).

Песах – Рош аШана хеседа

У наших мудрецов мы находим, что именно в Нисане мы будем окончательно освобождены. Безусловно, Машиах может прийти каждый день. Мы верим в это и ожидаем его. Однако есть время, когда это может произойти с большей вероятностью. Так же как выход из Египта был в заслугу хеседа Авраама, так и будущее избавление произойдет в заслугу нашей цдаки.

Желаю Вам и себе, всему нашему народу, удостоиться Высшего милосердия. Вместе с этим мы ожидаем воцарения над нами царя из дома Давида – машиаха, годы правления которого будут отсчитываться с 1 нисана.

Первое Нисана было началом освобождения и выхода из Египта – из-под власти других царей. Об этом сказали наши мудрецы: «В Нисане мы были освобождены, в Нисане мы и будем освобождены!».

Дай нам Б-г удостоиться этого уже в этом году!

Кошерного и радостного Пейсаха!

Игаль Полищук

http://www.beerot.ru/?p=64278