Я гер… кто мой «ближний»?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

920

Шалом, уважаемый раввин!

Я гер. Стараюсь соблюдать все заповеди Торы. Написано в Торе «Возлюби ближнего как самого себя». Кто мой ближний? И как правильно выполнить эту заповедь?

Спасибо.


С Б-жьей помощью

Дорогой Авраам!

Вы задали очень серьезный и принципиальный вопрос!

Широко известна история о том, как один нееврей пришел к Илелю, и сказал, что он хочет принять еврейство, если Илель объяснит ему всю Тору, пока он стоит на одной ноге. Илель принял его (Шаббат, 31). ]Пишут Тосафот (Ябамот, 109), что Илель знал, что он будет истинным гером. Для такого знания требуется дух святого постижения, которым Илель обладал, и которого нет у нас. Поэтому мы безусловно не можем выводить из деяний Илеля практическую алаху (закон)[. И сказал Илель тому геру: «То, что тебе ненавистно, не делай ближнему. Это вся Тора, остальное – это разъяснения. Иди и учись!». Это, вроде бы, парафраз сказанного в Торе «Возлюби ближнего как самого себя», хоть и есть существенная разница между этими двумя высказываниями (но это отдельная тема).

Но в любом случае слова Илеля выглядят очень странно. Безусловно, заповеди праведных отношений между людьми — это чрезвычайно важная часть Торы, и более того, заповедь «Возлюби ближнего как самого себя», безусловно, является общим правилом заповедей между людьми. Но Тора – это далеко не только заповеди между людьми! Вера во Всевышнего, заповедь отдать свою жизнь ради этой веры (как это сделал великий праведный гер Авраам Потоцкий), Шаббат, запрещенные родственные связи, жертвоприношения в Храме и т.п. – это гораздо большая часть Торы. И нарушения этих заповедей зачастую гораздо более строго наказуемы, чем нарушения в отношениях между людьми. Более того, попросту основа еврейства – это принятие на себя исполнения воли Творца. И более того, наши мудрецы в конце трактата Макот 24а (есть в русском переводе с серьезными комментариями издательства Кеилат Москва) сказали, что пророк Хавакук определил одну основу всей Торы, на которой держится ее цельное исполнение, «Праведник своей верой будет жить».

Эти вопросы поднимают многие великие комментаторы. Однако величайший комментатор Письменной Торы и Талмуда, учитель и наставник всего народа Израиля, Раши, решает эти вопросы просто и ясно. Раши приводит стих из Мишлей (Притчи царя Соломона) 27:10 «ближнего своего и ближнего своего отца не оставляй…», и объясняет его на основании Мидраш Раба на хумаш Ваикра: «Ближний – это Святой, благословен Он». Таким образом, Раши пишет, что Илель, сказав этому геру «что ненавистно тебе, не делай ближнему», т.е. Всевышнему, то есть, ни в чем не нарушай Его волю – это действительно вся Тора, и необходимо тщательно изучать ее, чтобы это исполнить! Безусловно, это включает и законы отношений между человеком и Б-гом, и законы отношений между людьми. Далее Раши приводит более привычное объяснение, что имеются в виду отношения между людьми, а на вопрос, как это включает всю Тору, я обычно объясняю это так: когда человек вникает в суть сказанного «не делай другому то, что ненавистно тебе», он понимает, что тем более это относится ко Всевышнему, и возможно это и имел в виду Илель, сказав, что это вся Тора – т.е. и заповеди между человеком и Всевышним. Я думаю, что приведенные выше слова Раши объясняют и слова раби Акивы, который сказал: «возлюби ближнего как самого себя» — это великое правило Торы. По приведенному выше объяснению, это включает в себя и Всевышнего.

А теперь вернусь к Вашему вопросу. В целом, в заповеди «возлюби ближнего как самого себя» нет разницы между урожденным евреем и гером. Гер цедек, как известно, получает "нешама хадаша" (новую душу)... это значит, он находится в клаль Исроэль, и Ваш ближний, как и для любого еврея - люди, живущие по воле Творца (Народ Израиля).

На основании сказанного станут понятны слова наших мудрецов, что заповедь «Возлюби…» не распространяется на преступников. Этому есть две причины: во-первых, не они наши ближние, а во-вторых, исполнение этой заповеди, в частности, включает всевозможные виды помощи и содействия, а содействовать постоянно нарушающим волю Творца – это безусловно не соответствует любви ко Всевышнему. Конечно, это не отменяет обязанности вести себя путями мира и добра со всеми людьми, в особенности с Вашими старыми родственниками.

Однако и у злодеев зачастую осталась искорка Б-жественной души. Об этой искорке тоже по возможности следует заботиться, стараясь предотвращать их злодеяния и желать им истинного добра, раскаяния и исправления, и заботиться об этом. Истинная забота проявится искренней молитвой о воцарении Всевышнего над всеми творениями. Об этом говорит 3 благословение молитвы Амида Рош а-шана и Йом кипура.

Еще два слова о заповеди «Возлюби…» - она включает в себя действия помощи и т.п., но кроме того, это включает в себя доброе сердце – воспитать в себе желание нести добро ближнему. А так как самый ближний для нас – это наш Творец, то совершенно необходимо постараться воспитать в себе желание исправления всего Творения, чтобы полноценно раскрылось Царство Творца над всем Творением, и чтобы все имеющие свободу выбора выбрали принять на себя Его Царство!

Закончу словами Илеля: идите учиться.

С уважением, Игаль Полищук

http://www.beerot.ru/?p=76444