Шесть вопросов о лечении

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2138
вопросы о лечении

Вопросы о лечении, приеме лекарств, перевозе больных в шаббат, некошерной еде в больнице и прочем:

Вопрос первый:

Уважаемый рав! Хотелось бы знать, надо ли произносить благословение на лекарство, которое покрыто специальным слоем, придающим ему приятный вкус?
С уважением, Хелена В., Вена

Вопрос второй:

Уважаемый рав! Ещё один вопрос, связанный с лечением: надо ли произносить благословение на воду, которой запивают лекарство?
Хелена В., Вена

Вопрос третий:

Шалом! Подскажите, пожалуйста, как следует поступить в случае, когда больному (которому не угрожает опасность для жизни) необходимо определенное лекарство, изготовленное из некошерных компонентов и замены ему нет?
С уважением, Виталий-Хаим, Иерусалим

Вопрос четвёртый:

Шалом из Иерусалима! Подскажите, пожалуйста, надо ли отделять коэнские, левитские и другие части от лекарств, сделанных из растительных культур Израиля, подобно тому, как отделяют эти части от продуктов растительного происхождения, предназначенных в еду?
С уважением, Виталий-Хаим

Вопрос пятый:

Здравствуйте, меня интересует вот какой вопрос. В случае если в шабат пришлось транспортировать опасно больного в больницу, которая находится далеко и, согласно закону, в будние дни в такой поездке читают «Дорожную молитву», говорят ли ее в шабат, когда запрещено просить о личных нуждах?
Городецкая Д., Берлин

Вопрос шестой:

Шалом! Мой отец в очень тяжёлом состоянии находится в больнице в одном из городов России. Еда там, как понятно, некошерная, а приносить свою еду из дома в этом отделении не разрешают. Мне сказали, что в случае, когда есть угроза для жизни, и нет возможности есть кошерную пищу, можно есть некошерную. Мой папа, дай Б-г ему здоровья, два года назад начал соблюдать Тору, молиться, благословлять на пищу. Вопрос мой заключается в том, можно ли и нужно ли благословлять на пищу, приготовленную из некошерных видов животных, не проверенных на наличие насекомых овощей и зелени и тому прочего, что в обычной ситуации запрещено Торой в еду?
Заранее спасибо, Владимир М., Россия


Ответ на первый вопрос:

Уважаемая Хелена!

Основная цель принятия лекарства – это лечение, и вещество, которое обладает лечебными свойствами, само по себе не имеет приятного вкуса. Оболочка с приятным вкусом не считается самостоятельным продуктом, а является «придатком» лекарства. Поэтому она недостаточно значима чтобы нужно было произносить на неё или из-за неё на всё лекарство благословление. На витамины, имеющие приятный вкус, а тем более, если они изготовлены в виде леденцов, мармеладных конфет и прочих сладостей, необходимо произносить благословение.

Основания для ответа: "Шулхан Арух", раздел "Орах Хаим", глава 204-ая, пункт 8-ой; "Мишна Брура", там же, пункт 43-ий; «Шаар а-Циюн», там же, пункт 37-ой.

Ответ на второй вопрос:

Уважаемая Хелена!

Если таблетку запивают только для того, чтобы облегчить её проглатывание, произносить благословение на воду не нужно. Но если человек одновременно хочет и запить таблетку, и утолить жажду, то он должен произнести благословение. Если таблетку запивают каким-либо вкусным напитком, кроме воды, на него должны произнести соответствующее благословение в любом случае, так как вместе с тем, что напиток способствует более лёгкому проникновению лекарства внутрь, он также доставляет удовольствие человеку своим приятным вкусом.

Основания для ответа: "Шулхан Арух", раздел "Орах Хаим", глава 204-ая, пункт 7-ой; "Мишна Брура", там же, пункт 42-ой.

Ответ на третий вопрос:

Уважаемый Виталий-Хаим!

В приведенном Вами случае разрешено принять лекарство, только необходимо постараться его сразу проглотить и не обсасывать и не грызть. Когда речь идет о витаминах, закон строже и в каждом отдельном случае необходимо выяснить у раввина, как следует поступать.

Основания для ответа: "Шулхан Арух", раздел "Йорэ Дэа", глава 155-ая; "Питхей Тшува ", там же, пункт 6-ой; сборник вопросов и ответов «Меламед Леоиль», раздел "Йорэ Дэа", пункт 34-ый; сборник вопросов и ответов «Циц Элиэзэр», часть 5-ая, пункт 12-ый и часть 6-ая, пункт 16-ый.

Ответ на четвертый вопрос:

Уважаемый Виталий-Хаим!

Если речь идет о горьких лекарствах, отделять трумот и маасроткоэнские, левитские и другие части не нужно. Но если лекарство имеет достаточно приятный вкус и его можно есть и получать удовольствие, необходимо отделить трумот и маасрот.

Основания для ответа: «Хазон Иш», раздел «Дмай», пункт 15-ый; «Ор Самеах», раздел «Исодот а-Тора», глава 5-ая, закон 8-ой.

Ответ на пятый вопрос:

Уважаемая госпожа Городецкая!

В ситуации, когда для спасения жизни вынуждены ехать в шабат на такое отдаление от населенных пунктов, при котором в будние дни есть обязанность читать «Дорожную молитву», её читают и в шабат. Прочитать молитву следует в процессе езды и не останавливать для этого автомобиль. Перед любым действием, направленным на лечение больного, также разрешено и даже рекомендуется произнести молитву и на это не распространяется запрет просить в субботу о личных нуждах.

Основания для ответа: "Шулхан Арух" с примечаниями Рамо, раздел "Орах Хаим", глава 288-ая, пункты 9-ый и 10-ый и глава 230-ая, пункт 3-ий; "Мишна Брура", там же, пункт 6-ой; сборник вопросов и ответов «Бэ-Цэль а-Хохма», часть 5-ая, пункт 41-ый.

Ответ на шестой вопрос:

Уважаемый Владимир!

Поскольку когда Ваш отец в сложившийся ситуации вынужденно должен употреблять в пищу некошерные продукты, он не совершает нарушения, а, наоборот, выполняет очень важную заповедь сохранения жизни, благословлять на них нужно обязательно, так же, как и на кошерные продукты. В случае, когда человеку настолько противно есть некошерные продукты, что он не получает от еды никакого наслаждения, он ест, не произнося благословение.

Замечу, что для того, чтобы благословлять и молиться, необходим ряд условий, которые не всегда исполняются в отделениях больницы с тяжелыми больными. Перед тем, как произносить святые тексты, нужно обратить внимание, нет ли в том месте, где собираются благословлять, испражнений или зловония. Необходимо чтобы одежда, тело и руки того, кто благословляет, были чистыми, а также, чтобы и он и все присутствующие были одеты должным образом. Желаю Вашему папе скорейшего и полнейшего выздоровления вместе со всеми нуждающимися в этом людьми.

Основания для ответа: "Шулхан Арух", раздел "Орах Хаим", глава 196-ая, пункт 2-ой и глава 204-ая, пункт 9-ый; "Мишна Брура", глава 204-ая, пункт 48-ой (о благословении на некошерные продукты), а так же "Шулхан Арух", там же, главы с 74-ой по 87-ую (об условиях, необходимых для того, чтобы было разрешено произносить святые тексты).

С уважением, Лейб Нахман Злотник.

http://www.beerot.ru/?p=32426