Где в Торе записаны 6 заповедей Адама?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3961
6 заповедей адама

Прошу ответить на вопрос, где в Торе записаны 6 заповедей Адама. Или это выводы людей, на основании прочтения других источников. Я в Торе нашел только эти 4:

Первая заповедь — И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле! (Берешит 1:28). Вторая заповедь  — И взял Господь Б-г человека и поместил его в саду Эденском, возделывать его и охранять его. (Берешит  2:15). Третья заповедь — заповедь познания мира (И сформировал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную, и привел к человеку, чтобы видеть, как назовет это; и как назовет человек всякое существо живое, таково имя ему — Берешит 2:19). Четвертая заповедь  — не вкушать от древа познания добра и зла. Но от плодов дерева, которое среди сада, — сказал Б-г, — не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть.  (Берешит 3:6).

С уважением, Левин Ефим Овсеевич.


Уважаемый Ефим!

Вы задали очень интересный вопрос: какие заповеди были у Адама, какие заповеди относятся к неевреям вообще, и где все эти заповеди записаны. Мудрецы действительно сказали, что у Адама и его потомков до Ноя было шесть заповедей, а после потопа Ной и его потомки получили седьмую заповедь. В чем же заключаются эти заповеди, и в какой форме они записаны в Торе?

В первую очередь надо отметить, что в жизни Адама было два периода — до изгнания из Райского сада и после. Запрет есть плод дерева познания добра и зла относится именно к этому периоду, и не имеет отношения к периоду после изгнания, и к поколениям людей, произошедших от Адама после его изгнания. По некоторым мнениям, охранять и возделывать сад — это тоже заповедь, возложенная на Адама до изгнания. Поэтому эти заповеди не входят в число шести заповедей, о которых говорили мудрецы.

Что касается Вашего предположения, что у человека есть особая заповедь познавать мир, — это интересная интерпретация слов Торы, но я не видел, чтобы источники понимали приведенный Вами стих таким образом.

Остается разобраться с велением плодится и размножаться. Талмуд в трактате Санедрин (59б) приводится, что эта заповедь относится именно к евреям, а у потомков Ноя нет обязанности рожать детей. Однако, на них возлагается требование общего характера - населять и обживать землю.

Какие же заповеди относятся к потомкам Адама и потомкам Ноя?

Талмуд в трактате Синедрион (56а-б) приводит, что сынам Ноя было заповедано семь заповедей:

  1. Обязанность установить законы и соблюдать их
  2. Запрет проклинать Всевышнего
  3. Запрет служить идолам
  4. Запрет проливать кровь невинного человека
  5. Запрет заниматься развратом
  6. Запрет воровать и грабить
  7. Запрет употреблять в пищу часть живого животного

Талмуд приводит, что первые шесть законов выводятся из стиха Берешит 2:16 «И заповедал Г-сподь Б-г человеку, сказав: от всякого дерева сада ты можешь есть».

  1. Обязанность установить законы выводится из слов «и заповедал». Доказательство того, что слово «заповедал» несёт данный смысл приводится из стиха Берешит 18:19: «ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Г-сподень, творя добро и правосудие; дабы Г-сподь доставил Аврааму, что сказал о нем». «Заповедал» ассоциируется с правосудием.
  2. Запрет проклинать Всевышнего выводится из слова «Г-сподь». Доказательство приводится из стиха Вайикра 24:16 «И кто поносить будет имя Г-сподне, смерти да будет предан, камнями да забросает его вся община: как пришелец, так и туземец, проклинавший Имя, предан будет смерти.»
  3. Запрет служить идолам выводится из слова «Б-г». Доказательство приводится из стихов Шмот 20:2-3 «Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Б-гов помимо Меня».
  4. Запрет проливать кровь невинного человека выводится из слова «человеку». Доказательство приводится из стиха Берешит 9:6 «кто прольет кровь человека, кровь того будет пролита человеком».
  5. Запрет заниматься развратом выводится из слова «сказав». Доказательство приводится из стиха Йермияу 3:1 «ведь если муж отошлет жену свою, и она уйдет от него, и выйдет за другого, то разве возвратится он к ней снова? Не осквернится ли (этим) совершенно вся земля та?»
  6. Запрет воровать и грабить выводится из того, что написано «от всякого дерева сада» — можно есть только от деревьев сада, и не от ворованного.
Я понимаю, что данная интерпретация стихов Торы может показаться непосвященному читателю неожиданной.

Нельзя забывать, что вместе с письменной Торой, Моше получил на горе Синай также Тору устную, которая объясняет, каким образом из стихов письменной Торы выводятся детали заповедей. Кроме того, по многим мнениям, этот стих не является первоисточником этих законов. Мудрецы, у которых уже была традиция, описывающая смысл заповедей потомков Ноя, лишь показали, каким образом Тора намекает на эти заповеди.

Желаю Вам дальнейших успехов в изучении Торы,

С уважением, Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=40606