Кто такие Сиккут и Кийун, «идолы ваши»?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2985
пророчество Амоса Сиккут Кийун

Мой вопрос по книге Амоса, по 5-й главе. Особенно интересуют толкования на последние три стиха:

«Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? И понесете вы Сиккута, царя вашего, и Кийуна — идолов ваших, звезду божество ваше, которых вы сделали себе. И изгоню Я вас за Дамаск».

Я не нашел исчерпывающих комментариев на эти стихи, непонятно, какие хлебные дары могли быть в пустыне?

Ведь народ не занимался сельским хозяйством, а кушали в основном ман, но и пасху народ ел только один раз в пустыне, по причине своей необрезанности — так что, вроде бы, поводов к приношениям не имелось?

И разъясните мне, пожалуйста, кто такие Сиккут и Кийун, и почему они здесь вот так вот упоминаются?


Здравствуйте, уважаемый Алексей!

Ваш вопрос состоит из двух частей. Попробую ответить на них по порядку.

1. «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные приношения в пустыне (на протяжении) сорока лет, дом Израилев? (Амос 5:25).

По поводу жертв в пустыне есть несколько мнений у мудрецов Талмуда (Трактат Хагига 6б). Раби Акива считает, что ежедневную жертву всесожжения (Олат а-тамид), которую принесли в жертву еще до Дарования Торы, приносилась и после. Но приведенный Вами стих на первый взгляд противоречит мнению Раби Акивы: «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные приношения в пустыне». Буква - ה - в начале стиха выступает не в роли определенного артикля, а в роли частицы вопросительного наклонения. И тогда стих приобретает следующий смысл: разве можно подумать, что вы приносили мне жертвы в пустыне? А почему нет? Дело в том, что после греха с золотым тельцом, евреи были в состоянии отверженных. Поэтому они не приносили жертвы все сорок лет пребывания в пустыне. Но Раби Акива отвечает на это утверждение, что представители одиннадцати колен действительно не приносили жертвы. Однако колено Леви, не принимавшее участие в создании золотого тельца, продолжало приносить жертву Олат а-тамид.

Но, в любом случае, остается место для Вашего вопроса. По мнению Раби Акивы, в пустыне приносились жертвы, в том числе и жертвы хлебные. Откуда Левиты брали муку для жертв? А если бы не отторжение, то все евреи должны были бы приносить жертвы. Откуда бы они брали муку?

Ответ на Ваш вопрос заключается в следующем. В трактате Йума (75б) мудрецы разбирают вопрос о заповеди иметь ятед – колышек, для выкапывания земли, чтобы прикрыть испражнения. Эта заповедь реализовывалась и в стане Израиля в пустыне. Но ведь в пустыне евреи сорок лет ели манну, которая полностью усваивался организмом, не выделяя шлаков! Зачем тогда им колышек? На это мудрецы Талмуда отвечают, что к стану Израиля приходили нееврейские торговцы, которые продавали различные лакомства. Разумеется, что после этих “лакомств” организм выделял немало шлаков. Чтобы скрыть эти отходы пищеварения, некоторым евреям требовался описанный выше колышек.

Теперь Вы и сами можете ответить на Ваш вопрос: и пшеницу, и муку, и даже солет, можно было свободно купить у пришлых торговцев.

2. «И будете вы носить Сиккута, царя вашего, и Кийуна, – идолов ваших, звезду божества вашего». (Амос 5:26).

Сикут. Многие комментаторы поясняют, что по-видимому, в истории человечества был царь с таким именем. В память о его подвигах, позже этим именем стали называть некое божество. Правда, после достаточно тщательных поисков, мне так и не удалось выяснить, о каких подвигах Сикута идет речь. Поэтому, я склоняюсь ко второму мнению комментаторов, что слово это означает принятие на себя чьего-то покровительства, или гегемонии. Слово с этим же корнем используется в следующем стихе: «И сказал Моше и священники Левиты всему Израилю так: «внимай (аскет - הַסְכֵּת) и слушай, Израиль!» (Дварим 27:9).

А Кийюн - это мучные фигурки, сделанные по подобию идолов, которым служили.

Нахум Шатхин

http://www.beerot.ru/?p=39566