Как побороть дурное начало?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2315

Ежедневная цитата

«Вернувшийся к Творцу награждается так же, как тот, кто пришел в Иерусалим, построил Храм, воздвиг жертвенник и принес на нем все предписанные Торой жертвы». 

(Ваикра Раба, 7)

Нет на свете человека, который бы поборол в себе йецер а-ра (дурное начало) окончательно. У каждого есть своя война с йецер а-ра. Ведь, как пишет Рамхаль в книге «Месилат Йешарим», «все, что есть в этом мире как хорошее, так и плохое, – служит ему (человеку) испытанием. Бедность с одной стороны, а богатство – с другой… Безмятежность с одной стороны, а страдание – с другой».

Для того, чтобы выиграть эту войну, Творец дал нам чудесное оружие – Тору. Пишут мудрецы (Кидушин, 30б): «Я создал йецер а-ра, и Я создал Тору – лекарство от него». Рассмотрим один из аспектов этого «лекарства».

Как известно, любое стремление человека к чему бы то ни было, основано, прежде всего, на его отношении к этому предмету.

Существуют вещи, в которых одни видят предел своих метаний, а другие – великое несчастье. На это можно привести следующий пример из Мидраша Танхума. Некий еврей был огорчен тем, что его отец был привержен «зеленому змию». Он напивался до такой степени, что выглядел, как то животное, которое запрещено евреям в пищу. Сын долго думал, как же отучить отца от этой дурной привычки.

Однажды, идя по улице, он увидел пьяницу, который валялся в грязи. У него мелькнула идея: покажу отцу этого пьяницу. Увидев, как человек выглядит в таком состоянии, отец не захочет быть на него похожим. Так он и сделал – подвел отца к пьянице. Увидев пьяницу, отец наклонился к товарищу по несчастью и прошептал: «Где ты нашел такое прекрасное вино?»

Тора учит нас правильно смотреть на вещи, стремиться только к достойному, с одной стороны, и ненавидеть мерзости, отдаляться от них, с другой стороны. Талмуд в трактате Йевамот (103а) утверждает: «То, что хорошо для грешников, плохо для праведников», т. е. в глазах праведников это абсолютно не является благом.

Есть дополнительные аспекты, по которым изучение Торы является «излечением» для йецер а-ра.

Упомянем их вкратце. Во-первых, изучая Тору, человек познает волю Творца и Его указания, идя по которым, человек сможет избежать препятствий, чинимых дурным началом. Более того, человек, который занимается Торой, «видит ее пути и понимает ее заповеди и предостережения, и, в конце концов, в нем само собой зародится душевное стремление, которое приведет его на путь добра» («Месилат Йешарим», 5).

В излечении посредством изучения Торы есть также «сверхъестественный» аспект. Творец посылает изучающим Тору благословение с Небес, которое «возвышеннее всех других, и его сущность более значима и превосходна, чем все, что существует в реальности» («Дерех Ашем», 4-ая часть, 2-ая глава). Особенно подробно пишет об этом рав Хаим из Воложина в книге «Нефеш а-Хаим» (4-ая часть).


http://www.beerot.ru/?p=5772