Законы Йом Кипура

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

5400

Канун Йом Кипура

Тот, кто возвращается к Всевышнему искренне, – Всевышний принимает его и прощает прегрешения. Некоторые – сразу, для искупления других требуется святость Йом Кипура, а третьи – после очищения страданиями. Однако осквернение Имени Всевышнего – хилуль а-Шем – полностью искупается только смертью. Но ни Йом Кипур, ни страдания не искупают нарушения, которые были допущены в отношении ближнего, и необходимо добиться прощения у того, кого обидели, оскорбили, подвели, обманули. А если у того, кого обидели, не успели попросить прощения до того, как он умер, то обязаны пойти на его могилу и попросить прощения в присутствии десяти взрослых евреев. Если могила находится далеко, можно это сделать с помощью посланника. Когда нет возможности попасть в то место, где находится могила, обидчик просит прощение в том месте, где он живет.

Раскаяние и возвращение на путь истинный заключается в том, чтобы решить больше никогда не допускать совершенного греха, искренне сожалеть о содеянном и искренне исповедаться (видуй) перед Творцом (другие люди этого не должны слышать). Перед исповедью необходимо иметь в виду, что этим исполняется заповедь Торы.

Древний еврейский обычай устраивать в канун Йом Кипура обряд капарот. Глубокий смысл обычая основан на сокровенном учении. Те, кто делают капарот с помощью птицы, берут для мужчин петуха, а для женщин – курицу, желательно белой масти. Предмет капарот, то есть петуха, курицу, рыбу или деньги вращают над головой, произнося тексты, которые приводятся в махзорах. Кроме того, когда то, над чем совершают капарот, мы отдаем неимущим, мы надеемся, что этим мы выкупим себя от смерти, как сказано: «Цдака спасает от смерти». Однако совершенно очевидно, что основное это не капарот, а тшува и исправление своих поступков.

В Шахарите дня, предшествующего Йом Кипуру, в «Псукей Дэ-Зимра» опускают «Мизмор Ле-Тода». Сефарды читают «Авину Малкейну» в Шахарит и Минху, а ашкеназы обычно не читают молитву «Авину Малкейну» в канун Йом Кипура. Исключение составляют годы, когда Йом Кипур приходится на субботу, подобно наступающему году, когда и ашкеназы читают «Авину Малкейну», в Шахарит кануна Йом Кипура. Таханун не произносят ни в «Слихот», ни в Шахарите, ни в Минхе кануна Йом Кипура. Не читают «Ла-Мнацэях».

Весь день девятого Тишрея – кануна Йом Кипура – существует заповедь Торы есть и пить. Согласно некоторым мнениям заповедь вступает в силу уже с выхода звезд – начала девятого Тишрея. В заповеди обязаны как мужчины, так и женщины. В случае если еда вредит человеку, он освобожден от этой заповеди.

Перед Минхой окунаются в микву. В некоторых общинах принято в канун Йом Кипура окунаться в микву, не только мужчинам, но и замужним женщинам. Принято давать милостыню неимущим. В конце молитвы Амида в Минху, перед словами: «Элокай нецор лешонха ми-ра», исповедуются. Женщины также обязаны читать видуйВидуй всегда читают стоя, не облокачиваясь, имея в виду выполнить заповедь о раскаянии и произнести видуй. Если хазан начал повторение молитвы в то время, когда некоторые еще читают видуй, им разрешено ответить две фразы на «Кдушу»: «Кадош» и «Барух», ответить «Амен», «Шмей Раба» и «Амен» после «Даамиран бе-Алма» в Кадише, «Амен» после завершения благословлений «Ата Кадош» и «Шомеа Тфила», а также произнести три слова «Модим Анахну Лах», когда община склоняется и читает «Модим де-Рабанан» (те, кто поступают согласно Виленскому Гаону, не говорят «Ийю ле-Рацон» перед чтением видуя и, соответственно, пока не завершат видуй, ни на что не прерываются).

После Минхи устраивают праздничную трапезу, которая проводит границу между временем, когда разрешено есть и пить и постом. Трапезу устраивают в праздничных одеяниях и с праздничными блюдами. В этой трапезе не принято есть рыбу и употреблять спиртные напитки. Тот, кто заканчивает разделительную трапезу задолго до захода солнца и хочет после нее продолжать есть и пить, должен перед завершением трапезы иметь это в виду.

Существует заповедь из Торы прибавить к святому времени от будничного, то есть принять на себя все законы Йом Кипура еще девятого Тишрея, за некоторое время до захода солнца. До этого времени необходимо завершить разделительную трапезу, почистить зубы, сменить обувь на некожаную.

До наступления Йом Кипура не возбраняется принимать специальные средства, которые помогают легче перенести пост. В честь Йом Кипура, несмотря на то, что это день поста, на стол стелют белую скатерть. Поскольку переобувание является исполнением заповеди, сначала следует снять обувь с правой ноги. Те, кому разрешено есть в Йом Кипур, могут оставить еду на электрической плате или на огне (разрешенным в субботу способом), чтобы она была горячей. Оставлять еду на огне для того, чтобы она была горячей сразу после исхода поста, ашкеназам запрещено, а сефардам разрешено.

Женщины зажигают праздничные свечи и благословляют: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и заповедовал зажечь свечу Йом Кипура», а если Йом Кипур выпадает на Шаббат, то говорят «свечи Шаббата и Йом Кипура», а также благословляют «Ше-эхеяну». Принято, что глава семьи зажигает горящую сутки свечу (кроме того, такую свечу зажигают в синагоге). Также зажигают свечи (нер зикарон) в память об усопших родителях. В канун Йом Кипура принято благословлять детей специальным благословением, которое приводится в сидурах. Во многих общинах принято облачаться в белые одежды. Женатые мужчины облачаются в талит гадоль до захода солнца и благословляют на него.

Вечер Йом Кипура

В синагоге, а тот, кто молится дома, то дома, – произносят Тфила Зака – молитву, в которой приведены раскаяния в различных прегрешениях, которые человек мог совершить. Из ковчега выносят два свитка Торы. Хазан, а за ним вся община читает «Аль Даат а-Маком» и «Коль Нидрей» три раза (тот, кто знает, что у него есть обет, не должен полагаться на эту отмену, а должен сделать индивидуальное разрешение от обета, как перед Рош а-Шана). Хазан громко, а остальные тихо, каждый для себя, благословляют «Ше-эхеяну». Женщины, которые благословили «Ше-эхеяну» во время зажигания свечей, не благословляют во второй раз. Если Йом Кипур приходится на Шаббат, как в наступающем году, то в качестве принятия субботы читают «Мизмор Шир ле-Йом а-Шаббат», а также «Мизмор аШем Малах» и произносят Кадиш. Затем возвращают свитки Торы в ковчег и молятся Маарив. Во время Маарива все громко произносят «Барух Шем Квод Малхуто Ле-Олам Ваэд» при чтении Шма, и молятся, как это приведено в махзорах.

Так как в Йом Кипур не устраивают трапезу, в которую делают Кидуш, для того, чтобы исполнить заповедь Кидуш, во время упоминания Йом Кипура, а если Йом Кипур выпадет на субботу, то и во время упоминания субботы, в молитве Амида следует иметь в виду, что выполняют заповедь из Торы – Кидуш. Если Йом Кипур выпадет на субботу, как в наступающем году, то после Амиды произносят «Ва-Йехулу», хазан читает краткое повторение – «Маген Авот», где он произносит «А-Мелех А-Кадош», затем читают «Слихот», 24-ую главу из Теилим, Кадиш, «Алейну», 27-ую главу, «Адон Олам». Есть обычай (не обязательный) после этого читать «Шир а-Йихуд» и «Шир а-Кавод».

Запреты Йом Кипура

В Йом Кипур запрещены: еда, питье, умащение, супружеская близость, кожаная обувь и мытье, а также все действия, которые запрещены в Шаббат. К данным запретам не позволено прибавлять дополнительные ограничения, так как это праздничный день. Не следует утруждать себя в этот день вещами, без которых возможно обойтись, даже если при этом не делают запрещенные в субботу работы.

Обувь, части которой сделаны из кожи, и даже если кожа не натуральная, – запрещена. Ту обувь, которую запрещено одевать, запрещено также переносить, она являетсямукцэ. Детей приучают к тому, чтобы они не надевали кожаную обувь в Йом Кипур.

Мытье запрещено, и даже окунуть палец в воду воспрещается. Утреннее омовение рук, омовение рук после посещения уборной, а также после того, как прикоснулись к чему-либо нечистому, делают чуть выше места связи пальцев с рукой. Влажными от омовения рук пальцами разрешено провести по лицу и глазам. Тот, кто в Йом Кипур вынужден есть хлеб, а также коэны, когда готовятся благословлять общину, делают омовение рук полностью, как обычно. Смывать с рук или с тела грязь не возбраняется. К запрету мыться приучают и детей. Не поласкают рот, запрещено накладывать крема.

С девятилетнего возраста начинают приучать детей к посту, перенося трапезы на более позднее время, чем обычно. Заповедь поститься вступает в силу для мальчика, начиная с тринадцати лет, а для девочки с двенадцати лет (за год или два до этого здоровых детей приучают к полному посту). Еда через зонд или посредством капельницы не называется принятием пищи. Тем не менее, запрещено здоровому человеку прибегать к такому способу приема пищи в пост.

Больные

В отношении больных существует большое количество тонкостей, и необходимо в каждом случае консультироваться с раввином, и ни в коем случае не запрещать по незнанию в качестве устрожения. В рамках данной статьи приведем лишь основные принципы. В случае, когда есть вероятность того, что может возникнуть опасность для жизни больного, даже если пост не является причиной для ухудшения, а еда и питье могут поддержать и укрепить больного, разрешено есть и пить. Тот, у кого в данный момент нет опасности для жизни, но если он не будет есть или пить, может возникнуть такая опасность, – ему разрешено есть и пить.

В случае, когда больному достаточно только пить, то запрещено есть, и наоборот – тому, кому нет необходимости пить, это запрещено. Общее правило в данном вопросе гласит, что разрешено только то, что необходимо для сохранения жизни человека. В течение трех суток после родов, женщина считается опасно больной, и она обязана есть и пить. После этого срока закон зависит от состояния каждой конкретной роженицы. Для беременных, как правило, пост не представляет опасности, но женщина, у которой был прецедент выкидыша, вызванного постом, должна спросить у раввина как ей следует правильно поступить. Кормящая женщина, ребенок которой кроме грудного молока ничего другого не ест, также обязана проконсультироваться с компетентным раввином, разрешено ли ей поститься.

После того, как миновала опасность, человек обязан начать поститься. Тот, кто по состоянию здоровья должен есть и пить, но может это делать малыми порциями, до начала Йом Кипура обязан отмерить и расфасовать еду по тридцать грамм, а напитки по сорок грамм и принимать порции с интервалом, как минимум, в девять минут. Если это невозможно, то с интервалом в четыре или хотя бы в две минуты. Еда и питье не соединяются в общий объем, поэтому разрешено съесть тридцать грамм еды и, не делая перерыва, выпить сорок грамм напитка. Желательно использовать меньшее количество еды с большим составом калорий и ту, которая больше насыщает, чем употреблять большее количество малокалорийной пищи. Человек, которому обязательно придется есть и пить в Йом Кипур, должен начать делать это заранее малыми порциями для того, чтобы потом не пришлось прибегнуть к объемам еды и питья большим, чем указанные выше. Тот, кому запрещено поститься, ест, не делаяКидуш. Тот, кто должен есть хлеб, делает омовение рук, как обычно, благословляет на два хлеба – лехем мишнэ. В благословении после еды делают вставку на Йом Кипур в «Яале ве-Яво», а в годы, когда Йом Кипур выпадает на Шаббат, как в наступающем году, делают также вставку «Рцэ». Тот, кто забыл сделать вставки, не обязан читать «Биркат а-Мазон» заново.

Те, кто едят малыми порциями через каждые девять минут, благословляют только на первую порцию. Благословение после еды в таком случае не произносится вообще.

Утро Йом Кипура

После повторения хазаном молитвы Амида, устраивают общественное чтение Торы. Во время открывания ковчега читают Тринадцать качеств милосердия и молитву «Рибоно Шель Олам». В первом свитке читают отрывок из главы Ахарей Мот (Ваикра, 16:1-34) повествующей о смерти сыновей Аарона и существует особая заповедь сострадать смерти этих праведников. Во втором свитке читают фрагмент из главы Пинхас (Бэмидбар, 29:7-11). В качестве афтары читают отрывок из книги пророка Йешаяу (57:14-58:14). Если на Йом кипур выпало обрезание, то его устраивают после чтения Торы.

Молятся Шахарит как это приведено в махзорах. Ашкеназ, у которого умер отец или мать, после чтения Торы Шахарита читает «Изкор» – молитву в честь душ усопших, а сефарды ради усопших устраивают Ашкавот вечером, после молитвы «Коль Нидрей». Йом Кипур еще называют Йом а-Кипурим. Множественное число кипурим – «искуплений» – объясняют тем, что в этот святой день Всевышний прощает прегрешения и живых и усопших.

Молятся Мусаф, где во время повторения молитвы хазаном, кланяются во время чтения «Алейну», а также во время чтения о храмовом служении в Йом Кипур. Устраивают Благословение коэнов, читают песнь дня, а «Алейну» и главы о воскурениях не читают.

Во время Минхи достают из ковчега свиток Торы и устраивают общественное чтение, для которого вызывают трех представителей общины и читают отрывок из главы Ахарей Мот (Ваикра, 18:1-30), а в качестве афтары – книгу пророка Йоны, к которой прибавляют два стиха из книги пророка Михи (7:18-20). Во время повторения молитвыхазан читает благословение коэнов. В годы, когда Йом Кипур выпадет на Шаббат, в Минхе ашкеназы не читают «Цидкатха Цедек» и «Авину Малкейну», а сефарды читают. Сефарды перед Минхой произносят «Ашрей» и «У-Ва ле-Цийон», а ашкеназы произносят эти молитвы перед молитвой Неила. Затем читают «Ашрей» и «У-Ва ле-Цийон» и молятся пятую, завершающую, молитву Йом Кипура – Неилу, где во всех местах кроме «у-Ктов» – «И запиши», произносят «у-Хтом» – «и запечатай». Во время молитвы Неила коэны благословляют общину. Община читает «Авину Малкейну» и другие молитвы, которые приводятся в махзорах. После выхода звезд трубят в шофар и всем желают «В будущем году в Иерусалиме».

Завершение поста

В Маариве упоминают об отделении святого от будничного. В благословении «Слах Лану» не бьют себя в грудь, произнося «Ибо грешили мы». Принято устраивать Благословение луны. Делают авдалу – церемонию по отделению святого от будничного, во время которой благословляют на вино, «на свечения пламени», для которого пользуются исключительно огнем, который горел весь Йом Кипур (или зажжен от такого огня после выхода Йом Кипура). На благовония не благословляют, за исключением тех лет, когда Йом Кипур приходится на Шаббат, подобно наступающему году. Женщина, которой тяжело поститься, ожидая пока муж вернется из синагоги, может сразу после выхода звезд сделать авдалу и начать есть и пить.

После авдалы устраивают праздничную трапезу, радуясь и веселясь прощению. Многие стараются сразу же начать исполнять заповедь строительства Сукки, если это не мешает соседям.

В дни между Йом Кипуром и праздником Суккот запрещено поститься. С Йом Кипура и до наступления месяца Хешван не читают Таханун и не говорят «Еhи ле-Рацон» после общественного чтения Торы.


http://www.beerot.ru/?p=5883