Путь к истинному освобождению

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2328

Известно, что Всевышний призывал фараона устами Моше: шлах эт ами ве-яавдуни – «Отпусти Мой народ, чтобы он служил Мне». «Служение» – это принятие на себя бремени изучения и исполнения Торы на горе Синай. Идея освобождения заключалась не только в физическом Исходе из Египта, бегстве от каторжных работ и жестоких унижений. Замысел выхода из Египта в том, чтобы удостоиться быть народом Всевышнего, как сказано: «И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым».

На горе Синай Творец открывается народу Израиля словами: «Я – Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из Египта». Наш великий учитель Рамбан называет книгу Шмот книгой освобождения, сефер а-геула, и задается вопросами: почему она заканчивается рассказом о строительстве Мишкана, а не завершается в середине главы Бешалах, где говорится о рассечении моря, или главой Итро, посвященной получению Торы. Объясняет Рамбан, что истинное освобождение заключается не только в физическом избавлении от порабощения. Главным образом, его суть – в достижении потомками духовного уровня праотцев – Авраама, Ицхака и Яакова – вновь стать достойными раскрывать славу Творца в этом мире. Только после получения Торы на горе Синай и постройки Мишкана – обители Б-жественного присутствия – наш народ снова поднялся на уровень праотцев, которые поддерживали сокровенную связь с Творцом, и Шехина присутствовала в их шатрах. Подлинное освобождение из изгнания заключается в том, чтобы удостоиться присутствия Шехины в своей жизни.

Души людей, спускаясь с Небес в наш мир тьмы и сокрытия, заточаются в материальные оболочки и проходят самое ужасающее изгнание. И в духовном аспекте большинство людей являются рабами. Быть рабом означает быть порабощенным, все свои усилия тратить не ради себя. Грех первого человека привел к тому, что дурные побуждения стали естественной частью человеческой природы. До греха единственным желанием Адама было совершать добро, исполнять волю Всевышнего. Искуситель-змей,нахаш, пришел извне и под маской большой заповеди – максимального освящения имени Всевышнего – побудил Адама и Хаву совершить грех. Вкусив от запретного плода, Адам впустил в себя зло, и голос соблазна с тех пор звучит в человеке, как второе «я».

В трактате Шаббат обсуждается, какую из запрещенных работ совершает резник, когда он зарезает скотину в субботу. По одному из мнений, это работа шохет, но есть и другая точка зрения, согласно которой нарушается запрет цовеа, окрашивание, ведь неизбежно место зарезания станет красным от крови животного. Наш учитель рав Ицхак Зильбер приводил от имени Бааль Шем Това: здесь под резником можно понимать самого ангела смерти. Он профессионально делает свою работу во всех поколениях, но приходит Всевышний, и этого резника ждет смерть. Ему полагаетсяшхита, зарезание, за лицемерие. Слово цавуа, «окрашенный», помимо основного значения имеет так же и переносное – лицемер. В этом проявляется суть дурного начала. Оно не соблазняет делать злые дела открыто, а приводит тысячу причин и доводов, приходит в обличье заповедей.

В книге «Шаарей Кдуша» рав Хаим Виталь пишет, что до греха первого человека зло имело ограниченное место в творении, но после греха Адама зло распространилось во всех уровнях творения. Наши мудрецы говорят, что до греха Адама нахаш приходил извне, как нечто чуждое, и говорил: «ты бы сделал так», но сейчас, когда зло стало частью нас самих, нахаш говорит от имени самого человека – «я хочу». Он открывается нам как наше собственное желание.

Не секрет, что одним из самых страшных заболеваний в современном мире является рак, болезнь, способная поразить любые органы тела и его ткани. Ответить на вопрос, почему человек заболел раком, не может ни один специалист. Злая сила проникает в основу жизни – клетки организма. Деление клеток – чудесное их свойство, порождающее и поддерживающее жизнь организма – эта сила использует для того, чтобы убить человека. Так же действует злое начало. Оно облачается в нашу волю, зная наши слабости и пороки, устремления и страхи, от нашего имени приводит логические доводы и неопровержимые доказательства, ласково просит: «ну же!», решительно требует: «я хочу!». После того как мы отведали от запретного плода, все наши желания должны проходить тщательную проверку на то, от чего они происходят – от дурного начала или нет. В действительности, человек, порабощенный желаниями своего тела и своего эго, оказывается во власти дурного начала. Поэтому истинное избавление заключается в том, чтобы научиться распознавать голос дурного начала и не прислушиваться к его советам. Выход из Египта и принятие Торы – это начало выхода из-под власти йецер а-ра, начало исправления греха первого человека.

По сути, это исправление и выход из духовного Египта начались с наших праотцев – Авраама, Ицхака и Яакова. В недельной главе Лех Леха Всевышний обращается к Аврааму: «Иди в страну, которую Я тебе покажу», выйди из категории «я делаю, что хочу» и переходи на уровень «я живу по воле Творца». Это и есть начало исправления греха Адама и Хавы, начало всего нашего народа. При этом с Авраамом вышли «души, которые они сделали в Харане», люди доброй воли, которых Авраам и Сара обучили жить по Торе. А Тора – это раскрытие воли Творца. Раши говорит, что они приблизили к Творцу первых геров: Авраам приближал мужчин, Сара – женщин. Как это понимать, ведь еврейского народа тогда еще не было, эти первые геры не могли стать частью еврейского народа? Гиюр означает выход из системы общемировых ценностей и принятие на себя выполнение воли Творца. Подобно этому евреи при выходе из Египта освободились из духовного рабства, оставили чуждые ценности и взгляды и посвятили себя Всевышнему и служению Ему.

 Когда человек выходит из-под власти злого начала, направление движения его в этом мире становится истинным, так исправляется грех первого человека. Идти путями Всевышнего далеко не всегда легко. Вспомним тяжелейшее испытание Авраама –акедат Ицхак. Это было испытание на самоотверженность в исполнении воли Творца, вопреки сильнейшей отцовской любви, логике и собственным убеждениям. Это выход из-под власти ограниченности физического мира, из-под власти дурного начала, и это – основа еврейского народа.

Египет и фараон являются символами зла и порабощения. И Всевышний уводит из Египта свой народ ради обретения Торы на горе Синай. Таким образом, уже сам выход из Египта является началом служения Творцу. Обратим внимание, что и первые заповеди Торы – освящение месяца Нисан и приношение пасхальной жертвы – были даны не на горе Синай, а еще в Египте.

Суббота, непосредственно предшествующая празднику Песах, называется Великой субботой – Шаббат а-Гадоль. Десятого Нисана, за пять дней до освобождения из рабства, евреям была дана особая заповедь принесения пасхальной жертвы: необходимо было взять ягненка без порока, ввести его в дом и хранить четыре дня, привязав к ножке кровати. Это требовало большой смелости, преодоления страха раба перед хозяином, поскольку овца являлась объектом культа у египтян. Это требовало большой духовной работы, ведь евреям приходилось искоренять из своих сердец чуждые ценности, ставшие близкими и дорогими им за долгие годы пребывания в Египте. Необходимо было поломать естественное уважительное отношение к предметам чужых культов.

Говорят наши мудрецы, что насмешничество, лейцанут – большой грех, за исключением случаев, когда объектом насмешек является идолопоклонство. Ведь суть насмешки и шутовства состоит в отмене истинной ценности, пренебрежительном и легкомысленном отношении к чему-либо. Соответственно, в том случае, когда насмешка направлена на абсолютно ложные идеалы, чуждые суждения, она действует во благо и становится заповедью.

Выход из Египта был первым шагом народа Израиля к получению Торы на горе Синай. После выхода и Египта народ вел особый отсчет времени – семь недель счета омера. Наши учителя говорят, что, пребывая в Египте, евреи опустились на сорок девять уровней нечистоты. Каждый день подсчета омера еврейский народ возвышался и просветлялся, чтобы ровно через сорок девять дней, пройдя сорок девять ступеней к истинному освобождению, стоять у горы Синай и слушать голос Всевышнего.

Сказано: «А заповеди высечены (харут) на скрижалях» (Шмот, 31:16). Мудрецы читают это слово иначе: «Читай не харут – “высечены”, а херут – “свобода”, ибо Тора, высеченная на скрижалях, дает тебе свободу. Только тот свободен, кто занят изучением Торы» (Авот, 6:2). И известно также, что колено Леви было единственным, не участвовавшим в каторжных работах в Египте, они никогда не были рабами. После того как фараон призвал всех жителей страны на грандиозный добровольный субботник по постройке городов, все евреи были постепенно порабощены. Лишь колено Леви с самого начала отказалось от настойчивых призывов фараона. Они остались для изучения Торы.

Те, для кого воля фараона оказалась важнее занятий Торой, погрузились в трясину рабства, продолжившие исполнять волю Творца остались свободными. Так Всевышний управляет своим творением и ведет человека теми путями, которыми тот возжелает идти. В книгах Аризаля указывается, что само порабощение евреев в Египте было началом исправления греха Адама, исправления поколения египетского рабства. Но колено Леви удостоилось того, что его путь исправления был иным – через труд над изучением Торы.

После греха первого человека проклятие Всевышнего пало на Адама, Хаву и Змея. Проклятие Адама звучит: «в поте лица ты будешь есть», и у него есть два варианта исполнения: через тяжкий труд на стройках пирамид, коммунизма и т.д. или тяжелым трудом в Торе. В Книге Зоар приводится, что понятие «хлеб» (лехем) символизирует открытую часть Торы, в то время как в понятии «вино» (яин) содержится намек на скрытую часть Торы. Необходимо помнить, что Творец накладывает проклятие исключительно ради исправления греха.

Смысл исхода из Египта – избавление от ига собственного дурного начала и порабощения мерзкими царьками из плоти, развратниками и убийцами, – избавление от зла внутреннего и внешнего.

Но как порвать связь со злом, укрепленную годами рабства? Лучший выход парадоксален – сделать себя рабом… Рабом Всевышнего, выполняя Его волю, тяжело трудясь в Его Торе и исполняя ее.  Тот, кто принимает на себя бремя Торы, освобождается от бремени земных забот. При этом иго Небесного Царства (оль малхут шамаим), в отличие от земного, есть высшая форма свободы, и призвано не забрать у человека, а дать ему абсолютное благо.

Подготовила Р. Кудрина


http://www.beerot.ru/?p=12967