Песах — Маца 1 — Самая большая проблема с кашрутом

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

5207

Звук записал Александр Саликов.

На упаковках с мацой часто написано «маца шмура». Что это означает? И чем отличается круглая маца от прямоугольной?

Маца шмура

Понятие «маца шмура», т.е. маца, которую сторожили, упоминается в Талмуде в трактате Псахим (38б). Шулхан Арух («Орах Хаим», 453:4) говорит о трех уровнях охраны мацы. Первый и самый высокой уровень – это маца, сделанная из пшеницы, которую охраняли от соприкосновения с водой с момента жатвы. Второй уровень, более низкий – это маца, сделанная из муки, которую сторожили от соприкосновения с водой с момента помола. Третий и самый низкий уровень – это маца, которую стерегли только после того, как начали месить тесто, то есть после того, как смешали предназначенную для мацы муку с водой. Бывает также маца, которую вообще не «стерегли», а только следили за тем, чтобы она была кошерной на Песах. (Из обыкновенной муки, которая продается в магазинах, вообще нельзя сделать кошерную мацу, так как сегодня пшеницу моют водой, прежде чем смолоть. Получается, что в этой муке уже замешан хамец, и она вообще некошерна на Песах. Ее необходимо продать прежде, чем наступит запрет на владение квасным.)

Стеречь пшеницу или муку следует с целью сделать из нее мацу, с помощью которой можно будет выполнить заповедь есть мацу в ночь Пасхального Седера. Кошерную мацу, которую вообще не сторожили, нельзя использовать для этой заповеди.

Форма мацы

Круглая маца отличается от прямоугольной тем, что круглую мацу делают вручную, а прямоугольную – с помощью специальной машины. Теоретически, и та, и другая маца может быть и шмура, и не-шмура. Фактически, круглая, ручная маца всегда делается только из муки шмура, так как ее производство – это дорогостоящий и трудоемкий процесс, и тот, кто вкладывает в него средства и усилия, всегда использует муку высокого уровня кошерности.

Прямоугольная маца может быть самых разных уровней кошерности.

Когда появилась машина для выпечки мацы, возникло два алахических вопроса, связанных с мацой, произведенной такой машиной. Первый: является ли такая маца вообще кошерной на Песах, или же это хамец? Второй: можно ли использовать такую машину с намерением сделать мацу, предназначенную для выполнения заповеди? Ведь, только съев мацу, выпеченную специально для исполнения заповеди, человек выполняет обязательство есть мацу в первый день праздника Песах (а за пределами земли Израиля – также и во второй).

В обоих вопросах возникли разногласия между мудрецами. Например, рав Хаим из Цанза, автор сборника респонсов «Диврей Хаим», считал, что машину для выпечки мацы в большинстве случаев невозможно правильно очистить от остатков теста после очередной партии мацы. Поэтому следующая партия смешается с тестом, в котором уже начался процесс закваски, и будет вообще непригодна для употребления в Песах («Орах Хаим», 2 часть, гл. 35). С другой стороны, легендарный иерусалимский мудрец рав Йосеф Хаим Зонненфельд считал, что быстрая выпечка машинной мацы гарантирует более высокий уровень кошерности. В любом случае, в этом вопросе каждый должен следовать традиции своей общины или спросить своего раввина, как следует поступить.

В вопросе о намерении тоже есть спор: можно ли назвать нажатие кнопки, которая запускает машину, «намерением при выпечке мацы», или же этого недостаточно, и нужно намерение в каждом конкретном действии, связанном с производством мацы. Тут важно отметить, что этот спор влияет только на использование машинной мацы для исполнения заповеди, но не на кошерность такой мацы. Поэтому многие используют ручную мацу во время седера, когда есть заповедь есть мацу, а в остальные дни праздника едят машинную мацу, сделанную на высоком уровне кошерности.

Так как маца производится из муки и воды, ее выпечка чревата множеством проблем с кашрутом (в отличии от других кашерных на Песах продуктов, которые не содержат муку). Поэтому, независимо от того, какой традиции Вы следуете, рекомендуется выбрать мацу с хорошим экшером. Есть люди, которые едят только мацу, которая была сделана под их собственным наблюдением и при их участии. Известно, что рав Ицхак Зеев Соловейчик, рав из Бриска, избегал есть мацу в Песах, и ел только тот минимум, который требует закон, ибо боялся, что при ее выпечке была допущена ошибка, и в его маце будет хамец.


http://www.beerot.ru/?p=12611