Краткие законы Песаха — 1 — Подготовка дома к Песаху

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

10288

Что такое хамец?

1. В дни праздника Песах запрещено употреблять в пищу и хранить квасное – хамец, а также использовать его для любой цели. В Торе заповедано: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших. …Ничего заквашенного не ешьте» (Шмот 12:19-20).

Хамец – это продукты, приготовленные из заквашенного теста, которое замешано на муке одного из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, полбы (полудикий сорт пшеницы), ржи и овса. Эти злаки отличаются тем, что при их соприкосновении с водой происходит процесс брожения (Псахим 35а). Так, например, пшеничная мука, смешенная с водой, начинает заквашиваться приблизительно через 18 минут.

2. К категории хамец гамур («абсолютный хамец») относятся продукты, изготовленные на основе заквашенного теста: хлебобулочные изделия, пицца, макароны, пирожные, печенье, вафли, каши и блины. Это также некоторые напитки – например, пиво, водка, виски и т.п. (однако в Израиле водку изготовляют, как правило, без примеси хамеца).

Хамец гамур можно встретить в самой неожиданной упаковке. Так, в Израиле и ряде других стран в течение всего года продается маца, изготовляемая без соблюдения законов Песаха, – это тоже хамец гамур.

К этой же категории относят также обжаренные семечки, при приготовлении которых применяют муку и воду, вступающие друг с другом в соприкосновение (р. Й. Зарицкий).

3. В пищу и для хранения запрещены также пищевые смеси, в состав которых входит хамец – даже в самой малой пропорции (Псахим 30а; Шулхан арух 442:1). Такие продукты называют тааровет хамец – «примесь хамеца».

В эту категорию могут входить, например, порошки для приготовления супов,  некоторые виды майонеза и уксуса.

Поскольку в наше время при изготовлении большинства пищевых продуктов используется множество исходных компонентов (и не все они указываются в списке на этикетке), необходимо, чтобы на продуктах, которые приобретают для Песаха, была надпись кашер ле-Песах («годится для Песаха») и печать авторитетного раввинского надзора, гарантирующая, что в этих продуктах нет примеси хамеца.

4. В категорию тааровет хамец входят также некоторые лекарства и витамины, особенно те из них, которые заключены в капсулы.

В израильских аптеках существуют компьютеризированные списки разрешённых в Песах лекарств. Кроме того, перед каждым Песахом выпускаются брошюры, включающие такой перечень.

Но даже если лекарство не входит в перечень или невозможно узнать, какие добавки оно содержит, все равно хронические больные, страдающие сердечной недостаточностью, гипертонией, сахарным диабетом и т.п., обязаны принимать прописанные им лекарства, так же как и на протяжении всего остального года. В ряде случаев больной может поискать замену принимаемому лекарству или спросить у врача, нельзя ли прервать прием на неделю. Но если замены нет, а врач запрещает прервать прием, то обязаны принимать (р. Й. Зарицкий). Однако при этом следует использовать вариант лекарства без вкусовых добавок (примеч. редактора).

Лекарства для уколов, лечебные свечи, глазные капли и различные мази разрешены для больных, даже если неизвестно, кошерны ли они для Песаха (р. Г. Циннер, Нитей Гавриэль).

5. Запрещено кормить домашних животных и рыб продуктами, включающими хамец, и такой корм запрещено хранить. Поэтому перед пасхальной неделей необходимо приобрести особый корм, в котором нет даже примеси хамеца (Шулхан арух 442:1, 448:6).

6. Смеси, которые вообще не пригодны в пищу, разрешено хранить в Песах, даже если они включают в себя хамец (Шулхан арух 442:1, Мишна брура 5). Поэтому, например, разрешено хранить косметические средства, даже если они включают в себя небольшую долю хамеца (р. Й. Зарицкий от имени р. Ш. Вознера).

Китнийот

1. У евреев ашкеназских общин принято не употреблять в Песах также продукты, входящие в категорию «китнийот» (Рамо 453:1). К этой категории относят рис и бобовые (фасоль, горох), а также гречиху и кукурузу, из которых тоже изготовляют муку (Мишна брура 4). К китнийот относят также фисташки, семечки, арахис (земляные орехи), мак, хумус и сою (р. М.-М. Карп, Хаг а-Песах 12:9).

В наше время принято, что на продуктах, предназначенных для ашкеназских евреев в дни Песаха, указывают, что они не включают в себя китнийот. Обычно пишут ле-ло хашаш китнийот – «без подозрения на наличие китнийот». Разумеется, такую надпись делают только на тех продуктах, аналоги которых в течение года, как правило, включают в себя различные примеси китнийот.

А если продукты включают запретные для ашкеназим компоненты, то делают предупреждающую надпись: ле-охлей китнийот бильвад – «только для тех, кто ест китнийот» (т.е. этот продукт разрешен в Песах только для сфарадим).

2. Хотя китнийот запрещены для ашкеназских евреев в пищу, их разрешено хранить в доме, и избавляться от них не нужно (Рамо 553:1). Более того, в случае необходимости разрешено приготовить еду с китнийот для больного или ребенка. Но варить и подавать такую еду нужно в отдельном месте и в особых сосудах (Хаг а-Песах12:7).

3. В большинстве сефардских общин китнийот употребляют в пищу, но предварительно тщательно проверяют, не примешался ли к ним хамец. Однако в некоторых сефардских общинах устрожают и не едят рис, а также некоторые другие китнийот (Хаг а-Песах 12:1).

Уборка в доме

1. Как уже упоминалось, запрещено, чтобы хамец находился в Песах в нашем владении. В Торе сказано: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших»» (Шмот 12:19). И добавлено: «Не должен видеть ты квасного и не должен видеть закваску во всех твоих рубежах» (13:7). Эти два запрета Торы принято называть баль ираэ («не должен видеть») и баль имацэ («не должна находиться»). В земле Израиля эти запреты остаются в силе все семь дней праздника (а также в канун Песаха, после полудня), а за пределами святой земли – восемь дней праздника. Кроме того, в Торе заповедано: «А в предшествующий [празднику] день уничтожьте квасное из домов ваших» (там же 12:15).

2. Чтобы осуществить эти заповеди Торы, в  дни, предшествующие празднику Песах, в доме проводят основательную уборку. Тщательно очищают все места, в которые хамец мог попасть в течение года.

В комнатах и местах, где уборка уже закончена, целесообразно поместить предупреждающую табличку, чтобы туда больше не вносили хамец, например, написать: Маком зэ кашер ле-Песах – «Это место подготовлено к Песаху».

Перестирывают одежду. Причем, ту одежду, которую собираются использовать в дни Песаха (и особенно детскую!), важно стирать с вывернутыми карманами и, конечно, с эффектным чистящим веществом (р. И. Гоэльман).

Первоочередное внимание при уборке уделяют посуде и кухне.

Пасхальная посуда

1. Посудой, которую использовали в течение года для хамеца, нельзя пользоваться в Песах без особой обработки – кошеравания, о котором речь пойдет ниже. Однако предпочтительнее приобрести особые наборы посуды только для этих дней (это важно не только из соображений кошерности, но и облегчает подготовку к Песаху; прим. редактора).

Если купленная новая посуда была приобретена у неевреев, то перед первым использованием ее необходимо погрузить в микву. Это касается металлической и стеклянной посуды (ту металлическую посуду, которую после изготовления смазывают некошерными смесями, нужно сначала откошеровать, поместив в кипящую воду, а потом уже окунуть в микву; прим. редактора). Предварительно посуду очищают от наклеек и этикеток.

Перед погружением посуды в микву благословляют:

בָּרוּךְ אַתָּה יי אֱ—לֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ עַל טְבִילַת כֵּלִים

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка вселенной, который освятил нас Своими заповедями и дал нам повеление об окунании сосудов.

Если сомневаются, была ли данная посуда собственностью неевреев, то ее окунают без благословения (или вместе с другой посудой, на погружение которой благословляют) (Хазон Иш, Йорэ деа 37).

Некоторые устрожают и окунают фаянсовую посуду и посуду из твердого пластика (но благословлять на такое погружение не нужно) (Минхат Ицхак 3, 76-78).

2. Если нет особой, пасхальной, посуды, производят кошерование той, которой пользовались в течение года.

Способ кошерования соответствует способу использования данной посуды: например, кастрюлю, в которой варят, окунают в кипяток, а вертел, на котором жарят, прокаливают на открытом огне.

Перед кошерованием посуду основательно очищают и не используют как минимум 24 часа.

3. Посуду, в которой варят или используют для горячей пищи, кошеруют погружением в кипящую воду. Этот способ очищения называется агала («ошпаривание»). Таким способом очищают не только кастрюли, но и половники, которыми разливают горячую пищу, а также металлические ложки и вилки, ведь ложками иногда помешивают еду в кастрюле, а вилками проверяют готовность еды или извлекают ее.

Агалу совершают так. Сначала наполняют до краев водой чан или большую кастрюлю и доводят воду до кипения. Затем опускают в воду нагретый камень, чтобы кипящая вода перелилась через край. Но если этой кастрюлей не пользовались в течение суток, то опускать камень и обдавать ее кипятком снаружи не нужно. В этой емкости с кипящей водой можно кошеровать другие предметы, но лишь до тех пор, пока вода продолжает кипеть и не теряет своей прозрачности. Если кипение прекратилось, емкость нужно снова нагреть до высшей точки кипения.

В такой емкости кошеруют не только металлическую посуду, но и утварь из огнеупорного стекла (пайрекс), а также из дюралекса.

Предмет погружают в кипящую воду лишь на очень короткое время. Не следует слишком сильно сжимать погружаемый предмет щипцами, но, погрузив его в кипяток, надо на мгновение раскрыть щипцы и перехватить ими предмет в другом месте, чтобы обеспечить доступ кипящей воды ко всей поверхности. Если предмет не умещается в чане целиком, его можно погрузить в кипяток по частям.

После погружения в емкость с кипятком, посуду принято сразу же ополоснуть холодной водой.

В один чан можно погружать и молочную, и мясную посуду. Причем, после такого кошерования для Песаха можно при желании поменять предназначение посуды – с молочной на мясную или наоборот. Однако изначально кошеровать мясную посуду, чтобы сделать ее молочной, или наоборот, запрещено (р. И. Гоэльман; см. Мишна брура 451:19).

4. Посуду, в которой готовят на огне без воды – например, жарят или пекут – сильно прокаливают на огне до того, чтобы от нее посыпались искры. Этот вид кошерования называется либун («прокаливание»).

Сковородку достаточно накалить до такого состояния, чтобы от прикосновения к ее поверхности загоралась соломинка. Это называется либун каль («легкое прокаливание»).

Тефлоновую сковородку не кошеруют, ведь она не выдерживает прокаливания.

5. Агала и либун требуют особого умения и опыта, и желательно, чтобы их совершал специалист. Поэтому такое кошерования часто проводят при синагогах в течение трех дней перед Песахом.

Но либун каль, безусловно, можно сделать и дома.

6. Стеклянную посуду (но не из дюралекса и пайрекса) кошеруют поместив на трое суток в емкость с холодной водой, причем каждые сутки воду меняют.

7. Посуду из глины, фарфора, дерева и пластмассы невозможно сделать «пасхальной».

Не кошеруют также посуду, состоящую из нескольких склеенных между собой частей – например, ножи, ручки которых закреплены на клее или заклепках.

8. Посуду, непригодную для Песаха, отмывают и убирают в особое место, чтобы никто ею по ошибке не воспользовался. Это место завешивают или делают какой-то другой опознавательный знак. А некоторые стараются поместить такую посуду в запираемый на ключ шкаф, а ключ прячут.


http://www.beerot.ru/?p=12690