Четыре сына и пятый сын

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

3222
пятый сын

Пятый сын

«Для четырех сыновей говорила Тора». А сегодня у нас есть пятый сын!

Мудрый сын – интересуется, сын-злодей – ведет себя вызывающе. Этому мы отвечаем, того – укоряем. Но они хотя бы не игнорируют! А сегодня есть пятый сын – он даже вопросов не задает, он абсолютно далек…

Однажды сказал мне один владелец магазина: есть покупатели хорошие, и есть плохие. Есть порядочные, а есть те, что стараются добиться для себя самой большой выгоды. Есть зануды, есть скандалисты. Когда я рекламирую свой магазин, я не могу выбирать: пусть приходят и те, и другие, одним я буду рад, с другими как-то справлюсь – главное, чтобы пришли!

Теперь можно понять, почему сказано в Торе: «И было, когда скажут вам ваши сыновья: “Что это за служение у вас?”» Ведь это вопрос сына-злодея, почему же в Торе написано “и было” в форме вэ-ая, что символизирует радостные события? Да еще и сказано в конце фразы: «склонился народ и пал ниц», и Раши комментирует: «из-за оповещения о будущих детях». Что это – хорошая новость, что дети будут задавать вопрос сына-злодея? Но будут хотя бы спрашивать, хотя бы есть какая-то связь!

Расскажу вам, что случилось со мной однажды в Торонто, куда я периодически езжу собирать деньги для учреждений Торы. Там есть два еврейских магазина, находящихся рядом. Один – ювелирный, а другой – магазин тканей. Обычно оба хозяина с радостью помогали мне. Несколько лет назад я оказался в городе и, как всегда, направился к магазинам. Приблизившись к ювелирному, я вдруг с удивлением обнаружил, что на двери нет мезузы. Я не стал заходить, а пошел во второй магазин. Хозяин радостно встретил меня, дал, как обычно, щедрое пожертвование, и рассказал, что ювелир продал свой магазин. Не знаю, почему, но я решил спросить: «А кому?». «Да, одному израильтянину», – ответил хозяин. Израильтянину? Ну, тогда стоит зайти.

Я вошел и сразу же узнал его: бывший подполковник, занимавшийся резервистами. Сколько мы в свое время спорили об учащихся ешив, уклоняющихся от службы в армии!

 — О! Что ты тут делаешь? – спросил я.

— Надоела эта армия!

Все бросил, включая государство Израиль со всеми его проблемами, решил начать с чистого листа…

— Слушай, а ты – еврей? – спросил я.

— Конечно! – обиделся тот.

— И первое, что ты сделал – снял мезузу?…

Один умный, один – нечестивый…

Есть один известный вопрос. По правилам после умного сына должен идти наивный. После него – тот, кто не умеет спрашивать. Они ведь не представляют собой отрицательных персонажей. А нечестивца надо было бы поставить в конце, почему же его поставили рядом с умным сыном? Есть много ответов, но самый правильный, мне кажется, можно понять из следующей истории.

Один город был наводнен фальшивыми купюрами. Опытные менялы попадались в ловушку, и вместо долларов у них в руках оказывались бумажки, не имеющие ценности. Продавцы обнаруживали среди своей выручки фальшивые бумажки в двести шекелей. Люди стали возмущаться, и полиция бросилась на выручку. Работали напряженно, ловили любой клочок информации, анализировали и проверяли – и, наконец, вышли на след преступников. В итоге были обнаружены две подпольные типографии. В обеих были самые современные машины, особая бумага и краски для самой безупречной подделки. Оба преступника были отданы под суд. Один из них подделывал доллары, и поймали его на месте преступления. Делать нечего, он признался и был отправлен в тюрьму на шесть лет. Ну что – шесть лет, три года скосят за хорошее поведение, а за остальные три года, находясь среди опытных преступников, он научится подделывать деньги так, что в следующий раз его не поймаешь. Будущее впереди.

Потом перед судьей предстал тот, кто подделывал шекели. Он тоже признался во всем и надеялся на подобный приговор. Кто знает, может, окажется в одной камере со своим коллегой, будут обмениваться опытом, учиться на ошибках…

К его огромному разочарованию, судья объявил: «Этого – в психбольницу!» Шок! Ладно, еще тюрьма – там сидят, можно сказать, собратья, но при чем тут психбольница? За что?

Судья стал объяснять: «У тебя была самая современная печатная машина, точные шаблоны, бумага – не отличить от той, которой пользуется центральный банк… я понял, что ты – настоящий профессионал, подделка была просто совершенной! Очень трудно было тебя поймать».

«Все верно!» – просиял фальшивомонетчик. Всегда приятно услышать комплименты, да еще, если ты их честно заслужил…

«Так почему, — продолжил судья, — почему ты подделывал шекели, а не доллары?! Тебе прямая дорога в психушку!»

В этом и заключается ответ. Наивный – что с него возьмешь? Тот, что не умеет спрашивать – тем более. Но ты-то, нечестивец, талантлив не меньше, чем умный сын, обладаешь таким же острым умом и пониманием! Почему ж ты выбрал быть злодеем, дурак? Ты мог бы стать умным сыном и получить в награду и этот мир, и мир грядущий!

Поэтому-то и ставят их один напротив другого – ведь они на одном уровне, обладают одинаковыми способностями. И это еще больше усиливает претензию к сыну-злодею, это возмутительно до такой степени, что необходимо притупить ему зубы…

Для чего вам это служение?

Разница между умным сыном и нечестивым заключается в одном-единственном: мудрый понимает, что ему следует подстроиться под законы Торы, и он спрашивает, что Тора требует от него. Ему и рассказывают – с начала и до конца. А злодей требует, чтобы Тора подстроилась под него: времена, мол, изменились, условия – другие, так пусть и Тора изменится…

На что это похоже? Что человек пришел в шляпный магазин: «Я купил вчера шляпу, но она мне мала. Что делать?» А продавец ему отвечает: «Это не ко мне, вам надо в больницу». «При чем тут больница?» «Ну как же, может, там есть врач, который уменьшает головы…»

Что ж, мы все понимаем, что шляпа должна подходить голове, а не наоборот. Спор между умным и злодеем заключается в том, что является головой, а что – шляпой.

Мудрый сын понимает, что главное – это Тора, и мы должны подстраиваться под ее законы. А злодей считает, что главное – это он, и Тора должна подстроиться под него!

Более того – нам ведь известно, что Всевышний смотрел Тору и творил мир, (как портной смотрит на фигуру заказчика и шьет платье в соответствии с ней – «Мидраш Раба»). Так что шляпа на самом деле подходит голове. А если сидит неудобно – значит, есть какое-то искажение, какая-то опухоль на голове, которую следует вылечить!

Мы знаем, что Всевышний «возвестил наперед (судьбу) всех поколений», так что Он наверняка предвидел все изменения, любое развитие событий, и дал нам вечную Тору, которая верна и действенна во все времена!

А тот, кто этого не понимает, подобен тому извозчику, которого вызвали в раввинский суд. Торговец договорился с ним, что тот привезет товар на ярмарку. Снег завалил пути, и извозчик не смог привезти товар вовремя. Получилось, что торговец приехал на ярмарку напрасно – она уже закрылась. Поэтому он отказался платить извозчику. Тот же утверждал, что проделал свою работу – довез товар, и взял товар в залог, пока торговец не заплатит. Торговец вызвал его в раввинский суд. Рав рассмотрел дело и постановил, что торговец прав: он поставил условие, оно не было выполнено, хотя и не по вине извозчика. Так что платить торговец не должен. Это закон Торы.

— Рабби, — спросил извозчик, — а Тору эту, когда ее дали?

Рав удивился вопросу:

— Всем известно, что 6-го Сивана, в праздник Шавуот!

— О! – воскликнул извозчик, — Сиван – это уже почти лето, снега нет, дороги свободны. В Сиване я бы приехал вовремя! А для зимнего времени, рабби, нужна другая Тора!

А у нас нет и не будет другой Торы Всевышнего, благословенно Имя Его!

Именно эту мысль выражают слова мудрецов, которые говорят об осле, на которого Моше рабейну посадил своих домочадцев, отправляясь в Египет. Там сказано а-хамор – «тот самый осел». Мудрецы объясняют, что это – тот осел, на котором ехал Авраам, отправляясь на заклание Ицхака, и на нем же приедет Царь Машиах, как сказано: «Вот, твой царь придет к тебе – бедняк, восседающий на осле».

Что тут сказано – что этот осел прожил 400 лет до времен Моше, а потом проживет еще 3700 лет, до самой Геулы? Конечно, нет. Здесь заложена глубокая идея.

Раньше ездили на ослах, потом перешли на лошадей и на повозки, потом поменяли все это на автомобили, ну а те меняют модели с головокружительной скоростью. Одни устаревают, другие занимают их место.

Но мы – ничего не меняем и не обмениваем! Тот осел, на котором ехал праотец Авраам, на нем же ехал и Моше, и на нем же приедет царь Машиах – да произойдет это как можно скорее! Мы не стремимся к изменениям и не гонимся за модой!

Однажды я зашел домой к Хазон Ишу. Было это в 1950-м году, году большой алии из Йемена. Я застал его внимательно изучающим древний свиток Торы, ветхий-ветхий, который лежал перед ним на столе. Он даже не заметил, что я зашел, настолько был погружен в чтение. Прошло немало времени, и он поднял голову. Какая великая радость была написана на его лице, его глаза просто сияли!

Я осмелился и спросил:

— Рав, отчего такая радость?

Он объяснил:

— У йеменских евреев есть предание, передающееся из поколения в поколение, что, когда пророки начали предупреждать о грядущем разрушении Храма и о предстоящем изгнании, их предки сами убежали в Йемен, еще до того, как начались бедствия. Их общине – две с половиной тысячи лет. Они привезли с собой старинный свиток, написанный в самом начале их поселения в Йемене. То есть, ему около двух с половиной тысяч лет. Я попросил, чтобы они привезли мне его посмотреть. И вот я проверяю, буква за буквой – никаких изменений! Как счастлив наш народ, непрерывная цепь, тянущаяся с горы Синай! Если бы у меня были силы, я бы сейчас пустился в пляс!

Хафец Хаим тоже говорил об этом: «Какое волнение и воодушевление испытываешь, когда помнишь, что Моше рабейну накладывал такие же тфилин, как и мы, и соблюдал такой же Шаббат, как и мы! С тех времен и по сей день — горит это пламя и передается от факела к факелу, в полной чистоте, от поколения к поколению!»

В этом и заключается наша гордость и наше счастье: эта Тора никогда не будет заменена, и ее законы действенны как во времена Синайского Откровения, так и в наше время!

Перевод — г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=41240