События месяца Ияр — второй Песах (Песах Шени) и дни постов

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2232

Песах Шени

Четырнадцатое Ияра – это особый день еврейского календаря. Когда сыны Израиля, недавно вышедшие из египетского рабства, впервые должны были принести пасхальную жертву четырнадцатого Нисана, некоторые из них не могли этого сделать. Пасхальную жертву имеет право принести только чистый от всякой нечистоты (тумы) человек. Тот, кто хоронил усопшего или даже находился с ним под одним навесом, переносил тело или прикасался к нему, становится нечистым. Пока не пройдет семь дней, в течение которых его дважды окропят водой с перемешанным в ней пеплом красной коровы, он не может очиститься и соответственно, принести жертву.

Тот, кто был во время приношения пасхальной жертвы нечистым, не хотел «потерять» эту важную заповедь. Моше спросил об этом Творца, и Всевышний передал ему, что все те, кто во время пасхального жертвоприношения были нечисты (или далеки от Храма), могут восполнить эту заповедь через месяц, то есть четырнадцатого Ияра. Кроме того, этот закон распространяется также и на тех, кто не сможет принести жертву по другим причинам. Все они смогут восполнить эту заповедь через месяц – четырнадцатого Ияра.

Выбирали жертвенное животное, которое следовало зажарить на огне по всем правилам пасхальной жертвы. Мясо этой жертвы ели в ночь на пятнадцатое Ияра с мацой и горькой зеленью. Праздник приношения этой жертвы получил название Песах Шени – «Второй Песах», поскольку он отмечался во второй месяц от выхода из Египта, а также потому, что он второй после основного, который отмечался в Нисане. В Мишне этот день называется Песах Катан – «Малый Песах» (Рош а-Шана, 1:3). Этому названию существует несколько объяснений: в этот день жертву приносила лишь малая часть общины. Все его законы распространялись только на один день и следующую ночь, а не на семь дней, как Первый Песах. Кроме того, законы этого дня легче, и их меньше по сравнению с законами основного праздника Песах.

Почему для праздника «восполнения пасхальной жертвы» был избран именно месяц Ияр? Ответ мы находим в мидраше «Ялкут Шимони» (Бемидбар, конец главы Пинхас): «Всевышний, Благословен Он, пожелал, чтобы у сынов Израиля каждый месяц был какой-либо праздник. В Нисане Он дал им Песах, четырнадцатого Ияра – Песах Катан…». О причине того, что его праздновали именно четырнадцатого числа, пишет великий мудрец Торы рав Яаков Эмден («Сидур Яавец»): «Открыли мне с Небес, чтоПесах Шени был установлен четырнадцатого Ияра потому, что в первый год исхода из Египта сыны Израиля ели мацу до вечера четырнадцатого Ияра. Отсюда мы видим, что святость праздника Песах продолжается до четырнадцатого Ияра».

К великой нашей скорби, пока Храм не построен, мы не можем приносить жертвы и отмечать многие праздники во всей их красе и величии. Тем не менее, мы выделяем день четырнадцатого Ияра и придаем ему некоторые элементы праздника. В «Шахарит» и «Минху» этого дня не читают «Таханун». Отрывок «Ла-Мнацеах» ашкеназы произносят, а сефарды – нет. В некоторых общинах принято в этот день естьмацу, (хотя и квасное не запрещено), поскольку жертву в Песах Шени, так же как в основной Песах, ели с мацой. Некоторые в этот день едят вареное яйцо в память о пасхальной жертве. В этот день запрещено поститься.

Посты шени-хамиши-шени

В ашкеназских общинах в первую субботу месяца Ияр, перед тем как вернуть свиток Торы в ковчег, хазан читает специальное благословение тем, кто будет поститься в ближайшие два понедельника и четверг, который между ними – шенихамишишени. В эти три дня читают специальные «Слихот» и некоторые люди постятся, хотя обязанности поститься по закону нет.

Эти дни выделены для поста и раскаяния как возможность искупить легкомыслие и нарушение законов, которые возможно были допущены во время пасхальных празднеств, когда человек находится в более веселом и беспечном расположении духа. Второй и пятый день недели были выбраны не случайно. Моше взошел на гору, чтобы просить прощения у Творца за грех золотого тельца в йом хамиши – пятый день недели, и вернулся с прощением и Вторыми Скрижалями Завета во второй день недели – йомшени. То есть эти дни – дни особого милосердия и благосклонности Свыше. По этой причине в течение всего года устраивают общественное чтение Торы в будние дни именно в понедельник и четверг. В некоторые годы на второй из этих понедельников приходится Песах Шени. В таком случае в этот день не постятся, не читают «Слихот», «Авину Малкейну» и «Таханун».

Рассказывая о Песах Шени, автор книги «Минхат Хинух» (380-ая заповедь) пишет: «Мне видится очевидным, что, если Храм будет построен между Первым Песахом и Вторым, все сыны Израиля должны будут принести Песах Шени. Я пишу эти строки между Первым и Вторым Песахом, и да будет желанно Творцу, чтобы прямо сейчас был построен Храм, и мы удостоились принести Песах Шени. Амен и Амен!»


http://www.beerot.ru/?p=25654