Книга Эстер с комментарием Виленского Гаона — 15

Дата: | Автор материала: Виленский гаон

2844
притирания их

Основано на Комментарии Виленского Гаона

Глава 2

Стихи 12 – 13

(יב) וּבְהַגִּיעַ תֹּר נַעֲרָה וְנַעֲרָה לָבוֹא אֶל הַמֶּלֶךְ אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ מִקֵּץ הֱיוֹת לָהּ כְּדָת הַנָּשִׁים שְׁנֵים עָשָׂר חֹדֶשׁ כִּי כֵּן יִמְלְאוּ יְמֵי מְרוּקֵיהֶן שִׁשָּׁה חֳדָשִׁים בְּשֶׁמֶן הַמֹּר וְשִׁשָּׁה חֳדָשִׁים בַּבְּשָׂמִים וּבְתַמְרוּקֵי הַנָּשִׁים:

(יג) וּבָזֶה הַנַּעֲרָה בָּאָה אֶל הַמֶּלֶךְ אֵת כָּל אֲשֶׁר תֹּאמַר יִנָּתֵן לָהּ לָבוֹא עִמָּהּ מִבֵּית הַנָּשִׁים עַד בֵּית הַמֶּלֶךְ:

А когда наступала очередь каждой девице войти к царю Ахашверошу, — после того, как делали ей как принято у женщин в течение двенадцати месяцев; ибо столько времени длились притирания их: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев благовониями и женскими притираниями, — то вот как входила девица к царю: все, что бы она ни попросила, давали ей, чтобы она могла прийти с этим из женского дома в дом царя.

Ежегодный суд

«А когда наступала очередь каждой девице войти к царю» — если рассматривать простой смысл этих стихов, становится очевидно, что некоторые слова в них излишни. Из этого можно сделать вывод, что в данном стихе содержится намек на скрытый смысл. Упомянутая здесь «девица» — это душа. И то, что «принято у женщин» — это обычай, по которому девушка после посвящения в течение двенадцати месяцев готовит себе украшения и приданое к свадьбе, как сказано в трактате Ктубот[1].

Это намекает на то, что происходит с человеческой душой. Каждый год, в дни Рош а-Шана и Йом Кипур, люди возвращаются к Творцу и кричат: «я согрешил, прости меня!»

А Всевышний, в Своем великом милосердии, не наказывает человека за его нарушения и проступки. Однако, это не означает, что сам грех стирается. Он задерживается и ожидает решения своей дальнейшей судьбы. Если человек от чистого сердца возвращается к Создателю, то Создатель прощает ему, а если не возвращается, Создатель не прощает. И таков обычай Всевышнего: даже если за тот грех, который человек совершает сейчас ему не полагается столь строгое наказание, иногда Всевышний наказывает его также за прошлые грехи, за которые он не получил наказание раньше. [То есть, Всевышний ждал от человека, что он вернется к Нему. Но когда, вместо этого, человек продолжил грешить, он получает наказание и за последние грехи, и за те, которые Всевышний хотел раньше простить ему.]

И об этом сказано[2] «если сыновья твои провинились пред Ним, то и отошлет Он их в грехе их».

Это означает следующее. Хоть они лишь «провинились», совершив нарушение непреднамеренно, и не заслуживают того, чтобы за это их «отослали», их «отсылают в грехе». То есть только теперь, из-за дополнительной вины, они несут наказание за старые грехи, за которые их не наказали ранее.

И то, что мы говорим[3] «ибо из-за грехов наших и преступлений отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех окружающих нас» означает следующее. Из-за преступлений отцов наших был разрушен Храм. А теперь, из-за наших грехов, хоть и нельзя сказать, что из-за них произошло разрушение Храма, Храм не отстраивается заново, так как нам также засчитываются грехи наших отцов. И на это намекает то, что сказано, что каждую девицу ждали «в течение двенадцати месяцев».

«Ибо столько времени длились притирания их» — это то время, что человек может оттереться и очиститься от грехов.

«Шесть месяцев мирровым маслом» — каждая из сотворенных Всевышним частей человеческого тела была создана для определенной цели. Только волосы являются излишеством. И это намекает на излишества, в которых нет необходимости.

Талмуд[4] пишет о мирровом масле: «’Шесть месяцев [их умащали] маслом мор, и шесть месяцев – благовониями и женскими притираниями’. Талмуд выясняет: что такое ’мирровое масло’? И приводит разные мнения: раби Хия бар Аба сказал: это сатехет. Рав Уна сказал: это оливковое масло, выжатое из маслин, не достигших еще и трети своей спелости… А зачем люди умащаются им? Потому что оно удаляет волосы на теле и холит кожу.» Это означает, что в течение «шести месяцев», человек должен стараться отказаться от материальных вожделений и погони за излишествами.

В течение следующих «шести месяцев» человек должен приучить себя к выполнению заповедей.

«Благовония» — это повелительные заповеди, а «женские притирания» — это заповеди запретительные. «Притирания» так называются из-за того, что выполнение заповедей постепенно приучает человека избегать совершения грехов. И так человек должен вести себя весь «год» — то есть, всю свою жизнь человек должен уделять внимание отказу от материальных излишеств и исполнению заповедей.

«Вот как входила девица к царю: все, что бы она ни попросила, давали ей». Если человек так вел себя весь год: половину времени посвящал раскаянию, отказу от материального и возвращению к Творцу, а другую половину выполнению повелительных и запретительных заповедей, после этого он может «войти к Царю» в Рош а-Шана и в Йом Кипур и просить у него. И ему не напомнят о его прошлых грехах.

«Все, что бы она ни попросила, давали ей» — Всевышний всегда выполняет желания праведников и охраняет их — но не в этом мире. Например, Раби Ханина бен Доса[5] был великим праведником, и, несмотря на это, ему было нечего есть. Но в Грядущем Мире Он дает праведникам все.

И даже после смерти, сразу же, как только человек пускается в путь из этого мира в Мир Грядущий, у него на пути стоят многие злые обвинители. И даже полноценный праведник должен пройти ад. Но если он вел себя подобающим образом, не погружался в материальные утехи и строго соблюдал заповеди, его охраняют, чтобы не пострадал от всего этого. И об этом сказано: все, что бы она ни попросила, давали ей, чтобы она могла прийти с этим из женского дома — из этого мира, в дом царя — в Грядущий Мир.

Подготовил Берл Набутовский


Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность издательству «Кеилат Москва» за предоставленную ей возможность пользоваться переводом текста трактата Мегила на русский язык.

  1. 57а
  2. Ийов 8:4
  3. Даниэль 9:16
  4. Мегила 13а
  5. Брахот 61б; см. также комментарий к стиху 1:6.


http://www.beerot.ru/?p=45712