ТАНАХ рассказывает — Мегилат Эстер — Мордехай – иудо-биньяминянин?!

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2731

Мегилат Эстер

«Был в столице Шушан один иудей по имени Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша из колена Биньяминова …» (Мегилат Эстер, 2:5).

В этом стихе наши мудрецы замечают противоречие между его началом и концом. Только после разрушения Второго Храма всех евреев стали называть иудеями. Во времена, описываемые в Мегилат Эстер, еще существовало разделение на колена, и если человек звался «иудеем», то не потому, что он – еврей, а прежде всего, из-за принадлежности его к колену Иуды. О Мордехае говорится, что он иудей, то есть – из колена Иуды, и одновременно, что он «из колена Биньяминова». Это два противоречащих друг другу утверждения.

Царь Давид перед смертью наказывает своему сыну Шломо сделать ряд вещей, и среди них – убить Шими бен Гера, как сказано: «И вот (еще) у тебя Шими, сын Гера, Биньяминянина из Бахурим; он злословил меня тяжким злословием в день, когда я шел в Маханаим, но сошел навстречу мне к Ярдену, и я поклялся ему Господом, сказав: “Я не умерщвлю тебя мечом”. А ныне ты (не считай) его невиновным, так как ты человек умный и знаешь, как тебе поступить с ним, и сведи седину его в крови в преисподнюю» (Млахим 1, 1:8-9).

Есть много объяснений такой жестокой предсмертной просьбы царя Давида. Шими бен Гера настолько провинился перед Давидом, что по закону должен был быть предан смерти, но Давид не стал делать этого из-за неподходящей ситуации. Теперь же, когда обстоятельства позволяют поступить по закону, царь просит у Шломо выполнить это.

Также из самого стиха видно, что Давид хотел помочь Шими удостоиться будущего мира, а смерть была единственным искуплением тех грехов, которые совершил Шими.

Была еще причина. Царь Давид знал путем пророческого дара, что в будущем будет предпринята попытка уничтожения всего народа Израиля, и что одним из избавителей станет потомок Шими бен Гера – Мордехай. Когда Давид после подавления бунта своего сына Авшалома вновь воссел на престол в Иерусалиме, то мог и должен был наказать Шими, но не сделал этого, потому что видел пророческим даром, что тот отпрыск Шими, от которого произойдет Мордехай, еще не появился на свет. Поэтому Давид сказал Шломо, что когда он увидит, что Шими состарился и уже точно не приведет в этот мир детей (а значит тот отпрыск, от которого произойдет избавитель Израиля, уже рожден), тогда найти возможность казнить его и привести к искуплению.

Сказано в книге Шмуэля (2, 21:8): «И взял царь… пятерых сыновей Михали, дочери Шауля…» Известно, что Михаль, дочь царя Шауля, родила царю Давиду одного ребенка, но умерла во время родов. О каких пяти сыновьях идет речь? Поясняют комментаторы, что действительно у Михали был лишь один сын, но она воспитала еще пятерых сыновей своей старшей сестры Мейрав, которая умерла молодой. Говорят наши мудрецы, что человек, пусть и не родивший ребенка, но воспитавший и поставивший его на ноги, засчитывается ему, как будто это его ребенок.

Поэтому и написал сам Мордехай в Мегилат Эстер, что он – биньяминянин, потому что происходил из этого колена, но при этом и иудей, потому что появился на свет благодаря иудею – царю Давиду.


http://www.beerot.ru/?p=4652