Радость Торы – сила нашего народа

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1889

В качестве предисловия к этой статье мы бы хотели привести слова великого рава Хаима Озера Гродзенского (из вступления к книге «Ахиэзер»).

Грустные мысли овладевают сердцем: подходит ли нынешнее чрезвычайное время для того, чтобы выпускать в свет книги? Разве не скажут: народ Израиля тонет в море слез, а вы поете песню? Губители и разрушители, из нашей среды и извне, ведут подкоп под основы Торы; вооруженные ядом и взрывчаткой, они приходят, чтобы уничтожить все здание Торы  – а вы идете украшать его залы безделушками и цветами? Чертог Гсподний весь пылает, пламя охватило священный ковчег, скрижали и пергаментные свитки тонут в огне  – а вы занимаетесь украшательством?

Однако именно в этом и проявляется сила связи Израиля  – такого, каким он был издревле  – с его Бгом и с Торой Его! Во всех поколениях, во все эпохи и времена, даже когда острый меч занесен был над его головой, Тора Гспода была утехой его во всякий час! Даже во времена разрушения [Храма], когда само существование нашей нации было в опасности, и во времена, когда усилились цдуким [отрицавшие устную Тору – во времена Второго Храма], прушим [противостоявшие им] не отвлекались ни на миг от Торы Израиля. Город Явне с его мудрецами  – оставшимися [из всех мудрецов] Израиля  – был драгоценностью, спасенной из огня, светившей, как облачный столп, Израилю в его изгнании; они сохранили и передали дальше и письменную Тору, и устное предание. Нашими учителями в земле Израиля и в Вавилоне были завершены книги Талмуда  – Мишна и Гемара, в которых собрана вся традиция наших отцов, основы Торы и знание путей ее; там сокрыт свет и все звездное сияние, из них взрастает дух Израиля… И всюду, куда бы ни шел Израиль с посохом странника; всюду, куда бы ни был изгнан – было с ним Бжественное Присутствие, и там подготовлял он место шатру Учения Торы. Со дня изгнания Израиля с его земли не прерывалась цепочка передачи [Торы], безбрежной, как море  – от гаонов, объяснявших [устную традицию], до поским[устанавливающих закон], первых и последних  – тех, которые даже во времена запретов [на соблюдение и изучение Торы], враждебных постановлений, преследований и скитаний самоотверженно трудились, чтобы заложить фундамент познания Торы. Так было отстроено их руками древнее здание Торы Израиля, и таким путем была им дана возможность обрести свой путь в глубины ее; гиганты позволили карликам влезть себе на плечи, чтобы в каждом поколении укреплять это величественное здание, прекрасное в своей святости  – здание, которое никакой инструмент, занесенный над ним, не способен лишить чистоты.

И было изучение Торы для тех, кто удостоился этого, эликсиром жизни, а углубление и проникновение в пути учения  – источником живой воды; каждая ешива  – крепость еврейства, а распространение изучения Торы  – щит перед карами [небесными] и заслон перед заблудшими и вводящими в заблуждение других. Тора и свет, заключенный в ней, изменяют человека к лучшему; она защищала нас, помогла нам сохранить себя до сегодняшнего дня и не раствориться между народами.

Перевод – рав П. Перлов, из брошюры «Древо жизни», издательство «Тора Лишма»

Я хочу поговорить о событиях, свидетелями которых стали все жители Земли Израиля. В происходящем есть три логических цепочки, на первый взгляд не связанные друг с другом. Но это только на первый взгляд. Почему – попытаемся сейчас объяснить.

Во-первых, совсем недавно закончился месяц Тишрей, с его великими праздниками, и мы вступили в период будней. Месяц, следующий за Тишреем, называется Мархешван.Мар, в переводе на русский язык – «горький». Этот месяц «горький» для нас потому, что в нем нет ни одного освященного дня, кроме Шаббатов. У нашего народа есть обычай – по возможности, не устраивать в этот месяц свадьбы. Жениться стараются в более светлые месяцы. Кстати, именно в этот месяц когда-то начался Потоп.

Но есть у этого месяца особое достоинство. В мархешване возобновляются регулярные занятия в ешивах, колелях и других еврейских учебных заведениях. Более того, я видел в наших святых книгах одно очень емкое замечание, что в эти зимние месяцы, когда нет праздников, за исключением Хануки и Пурима, длинные ночи являются особо важным временем для учебы и приобретения удела в Торе. Если бы у нас было особое духовное зрение, мы бы могли видеть, что в первые дни этого месяца, когда евреи возвращаются к изучению Торы, весь мир озаряется светом и радостью в силу этого возвращения. Это первая логическая цепочка.

Вторая цепочка такова: смысл праздника Симхат Тора состоит в том, чтобы радость Торы осталась с нами, и дала нам силы на весь следующий год. То есть праздник Симхат Тора должен быть тем зарядом жизненной силы, который даст нам возможность учиться с радостью весь год до следующего праздника. И это очень важное замечание!

Третья логическая цепочка – это происходящие в Святой Земле беспорядки и кровопролитие. Наш народ переживает на Святой Земле очень тяжелые дни, как сказано: «Снаружи поражает меч, а в домах – страх». Есть погибшие, многие тяжело ранены. Но и легкие ранения – тоже не подарок. Если говорить о третьей цепочке, то важно упомянуть следующее:. говорится, что у года, который идет за годом шмиты, есть особое предназначение. С одной стороны, это время особенно благоприятно для прихода Машиаха, с другой стороны – предрасположено к войнам. Маленькое замечание: и Шестидневная война, и война Судного Дня были в годы, следующие сразу за годом шмиты. Пишут наши комментаторы, что это время, когда против нашего народа пробуждается мера суда за то, что не соблюдали шмиту, как положено. Я уверен, что многие замечательные земледельцы, которые строго соблюдают шмиту, во многом искупили этот грех, но мы не знаем счетов Всевышнего. Многие, к сожалению, не соблюдали шмиту. Поэтому моцей шмита – время непростое.

Теперь поговорим о связи между этими, на первый взгляд, несвязанными, логическими цепочками. Есть в книге Шмуэля место, где говорится о том, как Шауль вышел воевать с филистимлянами, и перед станом Израиля предстал известный нам Голиаф. Говорится об этом так: «И представал филистимлянин перед ними утром и вечером, и продолжалось это сорок дней».

Раши приводит слова наших мудрецов из трактата Сота: «Почему Голиаф представал перед евреями именно утром и вечером»? Сказали наши мудрецы, что его целью было помешать евреям прочитать «Шма, Исраэль» вовремя.

Когда почти двадцать пять лет назад была война в Персидском заливе, и люди в Израиле вздрагивали от сигналов воздушной тревоги, я слышал урок рава Ицхака Йерухама Бородянского. Он говорил, что это подобно попыткам помешать нам изучать Тору. В чем тут смысл? Если даже сами народы мира не знают, то их духовным покровителя наверняка известно, что настоящая сила евреев в Торе и в вере. Поэтому, чтобы победить евреев, надо отнять у них Тору и веру. И даже не отнять веру полностью, но хотя бы немного поколебать ее, сделать не такой живой и сильной. У нас есть то, что постоянно оживляет нашу веру и дает силы понять, что есть только Всевышний и Его воля, а все остальное – тщета. И это – та сила веры, которую пришел ослабить Голиаф.

Попытаемся понять, что сейчас происходит в Святой Земле. Есть великая сила в том, чтобы взять из дней Рош а-Шана, Йом Кипура, Суккота, Шмини Ацерет, Симхат Торы – радость Торы, радость служения Всевышнему, трепет перед Ним, впитать это в себя и на этих основах построить весь год. Сейчас нам противостоит Голиаф с ножами. Он мешает нам жить и учиться с радостью тем, что нагоняет на нас страх. Что мы можем этому противопоставить? Несмотря ни на что – жить и учить Тору в радости! Только так мы сможем разрушить козни Голиафа, цель которых – выбить у нашего народа почву из-под ног. Учеба с радостью – это очень важная вещь. Мы должны вернуться к изучению Торы именно с радостью, с полной самоотдачей, чтобы голова была «погружена в Тору». Тревога, беспокойство и боль приходят, чтобы не дать нам полноценно вернуться к учебе!

День возвращения к изучению Торы – это великий день. Рав Штейнман сказал недавно, что день начала учебы – это йом тов, ведь Тора защищает и спасает.

Есть в трактате Таанит тема о том, почему день пятнадцатого Ава был таким радостным днем. Говорится, что не было у нашего народа таких радостных дней, как Йом Кипур и пятнадцатого Ава. Йом Кипур – это понятно: день прощения и получения вторых скрижалей. Но в чем суть дня пятнадцатого Ава? На эту тему есть высказывания наших величайших мудрецов. Вот одно из них: в этот день прекратили рубить дрова для сжигания на жертвеннике. Почему же это праздник? Есть у ришоним, наших великих комментаторов, объяснение, что праздник этого дня был праздником возвращения к учебе! Казалось бы, кто занимался заготовкой дров для Храма? Большинство народа? Не думаю. Это была небольшая часть народа. При этом возвращение этих людей к учебе было причиной большого праздника! В наши дни, когда наши замечательные ученики ешив возвращаются к учебе, это, тем более, день большого праздника!

Мы живем во время постоянного противостояния рук Эсава и голоса Яакова. Рав Ашер Вайс в одном из своих уроков касается известного отрывка в трактате Мегила, объясняющего интересное место в книге Йеошуа. Там говорится, что когда Йеошуа бин Нун воевал за возвращение Земли Израиля нашему народу, то в один из дней ему было видение ангела-полководца воинства Всевышнего с мечом, пришедшего с претензией к Йеошуа. В чем была претензия? Говорит Талмуд: в том, что отменили учебу в один из вечеров. Днем воевали, а вечером надо было учиться. Рав Ашер Вайс объясняет, почему ангел Творца, посланный к Йеошуа, предстал в обличье полководца, а не главы ешивы. Он пришел в образе полководца именно потому, что отмена учебы даже в один из вечеров ослабляла военную силу еврейского народа!

Попытаемся понять сказанное, ведь это актуально не только для времени Йеошуа. Сказано в Торе: «Война Всевышнего с Амалеком – во всех поколениях». Есть война добра и зла. Эта война проходит на очень многих уровнях, в частности, на уровне высших воинств. Когда на земле вступает в бой еврейское воинство, например армия Йеошуа, Шауля или Давида и воюет с Амалеком или с филистимлянами, – это земное проявление противостояния добра и зла на духовном уровне. Ибо земные войны – это противостояние земных посланников небесных сил. Посланники сил добра – это наши воины, а сил зла – это амалекитяне, филистимляне и прочие. Сила наших воинов в этой войне имеет высший источник. Это – духовная сила нашего народа, питаемая святостью Свыше. Источник же, питающий эту святость – Тора, которую изучает наш народ. Именно поэтому к Йеошуа ангел пришел в обличье полководца. Ведь ослабление изучения Торы ослабляло силу воинов Израиля.

Дальше в трактате Мегила говорится следующее: «Йеошуа (для исправления ситуации) в ту ночь ночевал в глубине ущелья». Что это значит? Он погрузился в глубину алахи. Почему именно в глубину алахи, а не просто в учебу? Об этом можно говорить много, но я коснусь здесь только одного аспекта. Глубина алахи – это самое мощное, что у нас есть в изучении Торы, самое мощное наше оружие. Я допускаю, что если бы этот полководец воинства Творца пришел сегодня к нам, он бы мог нас обвинить в том, что во время каникул, которые, в принципе, необходимы, можно было учиться больше, лучше, глубже. И нам нужно исправить это: углубиться в изучение Торы.

Но этого мало. Мы не просто так упомянули о радости Торы. Говорит Рамхаль в своей великой книге «Клах Питхей Хохма» (в 30-х вратах), о том, что когда Всевышний открылся нашему народу на горе Синай, состояние мира, его цельность, было близко к тому, каким оно должно быть после прихода Машиаха, несмотря на существование Амалека. Однако его присутствие ничем не могло повредить народу Израиля.

Что значит «хорошо учиться»? Есть в Талмуде слова: «И слова Торы веселили и радовали так, как будто их получили сейчас на горе Синай». Другими словами, Тора, получаемая нами сегодня в результате учебы должна быть Торой радости и веселья так же, как Тора, полученная нашим народом на Синае. Ведь Тора радует и веселит, если приобретение ее так же истинно, как получение Торы на Синае. Если мы сегодня учим Тору с радостью, то она наполняет наши души, и наш духовный уровень становится близок к уровню наших предков, получавших Тору на Синае. И это касается не только приобретения Торы, но и ясного раскрытия единства Творца. Другими словами, изучая Тору с такой радостью, с какой ее получали наши предки на Синае, мы можем удостоиться такой же, как у них, цельности веры.

Великий Аризаль сказал, что удостоился своего высочайшего постижения Высших миров в силу служения Творцу в радости. Изучение Торы в радости – это совершенно иной уровень, озаряющий души подобно Синайскому откровению.

Мы наблюдаем сегодня совершенно невообразимую ненависть арабов. Они бьют ножами семидесятилетнюю женщину! С кем они воюют? С детьми и стариками! Это просто страшнейшая ненависть. Вы думаете, что ее не было, скажем, месяц назад? Была и тогда. И, более того, даже в более спокойные времена в Земле Израиля тридцать-тридцать пять лет назад, мой учитель, рав Хаим Камил, говорил, что всегда нужно опасаться этой ненависти и держаться от нее подальше.

Я хорошо помню времена, когда в Хеврон спокойно ездили на арабском такси. Что же произошло? Рамхаль приводит замечательное сравнение. Он говорит, что силы зла можно уподобить злой собаке. Если она в наморднике и на цепи, то не может нанести вреда. Во времена Синайского откровения зло не исчезло, но оно было подобно злой собаке на привязи. Но когда мы грешим, отходим от веры, с этой собаки снимается намордник, и ее спускают с цепи. И происходит то, что мы наблюдаем сейчас.

Год, следующий за годом шмиты – это то время, когда молитвы о приходе Машиаха имеют наибольшие шансы быть принятыми. Ожидая полного избавления с приходом Машиаха, и молясь за это, мы молимся также за избавление от наших текущих бед. Основной смысл одного из благословений молитвы Шмоне Эсре – «Благословен ты, Б-г, избавляющий Израиль» – это спасение нашего народа от текущих бед. Здесь не имеется в виду именно приход Машиаха. Когда мы говорим Шмоне Эсре, должны иметь в виду спасение нас Всевышним от наших сегодняшних ненавистников. Кроме надежды и упования на то, чтобы удостоиться прихода Машиаха вскорости, в наши дни, мы должны молиться о том, чтобы, Всевышний посадил «злую собаку» на цепь, даже если она не может исчезнуть полностью. Состояние, когда зло находится «на цепи», было, когда евреи получали Тору на горе Синай. Как мы уже упоминали, истинная, глубокая и радостная учеба связывает нас сегодня с получением Торы на Синае. И это – та сила, которой мы можем удостоиться, и которая воплотится в том, что Всевышний наденет «намордник и привяжет» эту «злую собаку».

Еще раз хочу подчеркнуть, что важна истинная, радостная учеба. Большим испытанием для нас сегодня является то, что, несмотря на всю боль, которую мы испытываем из-за происходящего с нашим народом (как может не болеть сердце, когда льется еврейская кровь), нужно заниматься Торой с радостью!

Приведу замечательный пример. Во время Катастрофы было одно место, где Тора изучалась непрерывно. Это была великая ешива Мир. И я знаю из первых рук, что у ее учащихся болело сердце за все происходившее вокруг них. Отец моего друга, рава Исраэля Зупника, был одним из тех, через кого Всевышний спас ешиву Мир. И мой друг рассказал мне, от имени своего отца, следующее: в чем заключалась функция рава Йехезкеля Левинштейна, машгиаха ешивы Мир, когда они находились в Шанхае? В ешиве было триста бахурим швурим – учеников, подавленных тем, что война оторвала их от семей. У большинства семьи остались под пятой немцев, и они ничего не знали о судьбе своих родных, находясь в изгнании в Шанхае, под американскими бомбежками, преследуемые японскими оккупантами. Несмотря на все это, благодаря усилиям машгиаха, вся ешива училась в полную силу! Это была великая сила. И хотя ее не хватило, чтобы спасти весь наш народ во время Катастрофы, она, безусловно, спасла очень многих.

Сегодня наше тяжелое испытание состоит в том, что арабский Голиаф своими криками хочет оторвать нас от ценностей веры и от упования на Всевышнего, хочет лишить нас учебы в радости. В этом и состоит его замысел. Оставаться евреями и людьми, уметь чувствовать боль другого и молиться в таких условиях, – непростая задача. А еще надо жить с уверенностью, что все, исходящее от Всевышнего, – к добру. И вместе с этим мы должны учиться серьезно, глубоко и с радостью.

Я позволю себе напомнить то, о чем многие знают. Есть известный нигун, напев, источник которого, как мне кажется – в книге «Зоар». Там сказано: «Когда сидят евреи, занятые радостью Торы, Всевышний говорит своей свите: “Смотрите, мои любимые сыновья оставляют свою боль, и занимаются Моей радостью”». Самое простое понимание этого: евреи находят силу радоваться Торе, подобную танцам в Симхат Тора. Я слышал от рава Ихака Зильбера, как он радовался в праздник Симхат Тора, будучи в лагере. Есть рассказы, как в Симхат Тора евреи танцевали в нацистских лагерях!

Есть еще одно объяснение этого места: имеются в виду не песни и пляски, а серьезная учеба с радостью. В этом великое достоинство нашего народа: в периоды невзгод и трагедий заниматься Торой не по принуждению, а с радостью. И эта радость учебы, исполнения заповедей, молитвы, служения Творцу и близости к Нему, – та огромная сила, которая приближает нас ко Всевышнему и уподобляет нас поколению, получившему Тору на горе Синай. Та самая сила, которая может вернуть «злую собаку» на «привязь».

Сказано в «Зоаре», что Святой, благословен Он, Тора и народ Израиля едины. Мы не раз объясняли эти слова, говоря, что мы должны удостоиться единения с Творцом и Его Торой. Однако истинное единение возможно, только если Тора станет частью нас самих, признаком чего и будет радость Торы.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=20961