«Из-за Камцы и Бар Камцы был разрушен Иерусалим» — Безразличие — причина разрушения

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3173

В трактате Гитин (55б-56а) приводятся агадот о разрушении Храма. Среди прочего там говорится о Бар Камце, который был приглашен по ошибке на трапезу своего недруга, и был с позором с нее изгнан.

Опозоренный Бар-Камца направляется к кесарю и доносит, что евреи готовят против него бунт. Но как это доказать, когда нет никаких внешних признаков? Сказал Бар Камца кесарю: «Пошли в Храм жертву и посмотри. Если евреи согласятся принести в жертву твой подарок, то все в порядке, но если откажутся, то это будет тебе доказательством того, что они замышляют против тебя бунт».

Получив от кесаря животное для жертвоприношения, Бар Камца отправился в Иерусалим. По дороге он наносит увечья быку, повреждая его глаз и губу. Для неевреев животное считается непригодным для приношения, если у него не хватает органа или его части. Соответственно, на взгляд кесаря, этот бык, может быть принесен в жертву, в то время как у евреев не допускается даже малейший изъян.

Но была еще одна причина нанесения животному именно таких увечий. Сказал Бар Камца: «Много людей присутствовало на свадьбе, но они остались безразличными к тому, как меня прилюдно позорили. Никто не остановил хозяина, хотя глаза присутствующих все видели, а уши их все слышали. Так и я уподоблюсь им, и нанесу увечье животному, повредив его глаз и уста, по принципу “мера за меру”».

Когда мудрецы увидели, какого быка привел Бар Камца, то сразу же поняли, каковы намерения негодяя. Сказали мудрецы: «Если мы откажем кесарю, и не принесем его быка в жертву, то он, разгневавшись, может убить много евреев». Но раби Зехария бен Авкулас возразил другим мудрецам: «Если мы из-за угрозы жизни евреев, разрешим принести в жертву животное с увечьями, то это приведет к еще худшим последствия. Пройдет время, и люди станут утверждать, что можно приносить жертвы с подобными недостатками, а истинную причину разрешения (опасность для жизни) забудут». Мнение раби Зехарьи бен Авкуласа было принято мудрецами, чего и ждал Бар Камца, который донес о произошедшем римским властям. Это привело к тому, что римские войска были посланы в Иерусалим, и Храм был разрушен. И говорит Талмуд, что скромность раби Зехарьи бен Авкуласа разрушила Храм.

Задают вопрос наши мудрецы: понятно, почему обвиняют раби Зехарью бен Авкуласа в причастности к разрушению Иерусалимского Храма. Ведь если бы он согласился с мнением мудрецов, то, скорее всего, трагедии не произошло бы. Но не совсем понятно выдвинутое обвинение, что он был слишком скромен и сдержан. Наоборот, раби Зехарья повел себя как ревнитель закона, жестко, невзирая на смертельную опасность. О какой же скромности идет речь?

Приводят от имени Виленского Гаона и других мудрецов, что скромность раби Зехарьи заключалась в том, что он считал себя наименее значительным среди мудрецов Санедрина, и по этой причине выступил первым. По закону во время обсуждения вопросов в Санедрине слово дают в порядке возрастания от менее авторитетных к более авторитетным мудрецам, а последним выступает глава Санедрина. Ведь если глава Санедрина выступит первым, то его мнение будет довлеть над другими, и им уже будет непросто привести свое мнение, если оно отличается от мнения старшего по рангу. Но раби Зехарья на самом деле был одним из величайших мудрецов, и поэтому другие не стали ему возражать.

Маарам Шиф приводит иное объяснение.

История о Бар Камце также приводится в Мидраше Эйха. Но в мидраше есть отрывок, который в Талмуде не приводится. Сказано там, что на той злополучной трапезе среди важных и знатных людей присутствовал раби Зехарья бен Авкулас. Он, как и все присутствовавшие, видел, что Бар Камцу выгоняют, но не вмешался и не предотвратил его публичного посрамления. Поясняет Маарам Шиф, что именно из-за той излишней скромности и сдержанности, а точнее – безразличия, и был разрушен второй Храм.


http://www.beerot.ru/?p=16810