Шавуот – праздник становления нашего народа

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

428

Путь к осознанию еврейства

Рабейну Йона Геронди в своей книге «Шаарей Авода» пишет, что центральными вратами служения Всевышнему является понимание человеком величия самого себя и своих предков. Величие еврейского народа — это не вопрос гордыни. Когда человек осознаёт величие того народа, к которому он принадлежит, это побуждает его вести себя соответственно. Поэтому, когда еврей понимает, что он потомок Авраама, Ицхака и Яакова, когда он осознаёт себя как продолжение цепи поколений наших предков, которые шли на смерть, но не отказывались от своего еврейства, то он будет жить соответственно этому пониманию. Силам зла было дано Всевышним право испытывать наш народ и, в частности, лживо представить нам наш народ как народ никчемный и т. п. Кто не помнит, как мы стеснялись и пытались уйти от своего еврейства, ничего о нем не зная… Попытаемся в этой статье немного коснуться корней величия нашего народа.

Три источника величия духа нашего народа — замысел Творения, наши праотцы и Синайское откровение.

Мы знаем, что Тора начинается со слова «берешит», что дословно переводится как «в начале». Раши однако пишет, что «Этот стих требует истолкования, и так толковали его наши мудрецы: ради Торы, наречённой началом (решит) пути Его, и ради Исраэля, наречённого начатком (решит) плодов Его (Берешит, 1:1. Раши там). Таким образом, этот стих следует понимать так: ради Торы и Исраэля, названных «началом», Б-г сотворил небо и землю. Планета Земля и окружающая её Вселенная поражают своим величием. И всё это величайшее творение создано Всевышним ради нас!

И здесь возникает вопрос, поставленный равом Шломо Вольбе в одной из своих книг: более важным является создание мира ради Торы или ради народа Израиля? Я думаю, что народ Израиля и Тора в этом мире неразрывны и не могут существовать друг без друга. Наше единение с Торой – это то, ради чего Всевышний создал мир. И это истинное величие нашего народа: несмотря на обилие зла окружающего мира, наш народ возвышает себя и живет в этом мире, прилепившись к Торе, т.е. к всеобъемлющему раскрытию воли Творца, и к ее Источнику – Всевышнему. Как сказано в книге «Зоар», народ Израиля, Тора и Всевышний едины.

Начало всего этого – это вера, деяния, изучение и исполнение Торы праотцами – Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Именно они являются духовным фундаментом и источником духовных сил нашего народа. Однако, при всех их величайших достоинствах, Тора была дана не им, а поколению выходцев из Египта! Потомство праотцов должно было пройти «плавильную печь» египетского изгнания и рабства; испытания порабощением египетской культурой и верованиями.

Исход из Египта называют родами еврейского народа. Мидраши (их приводит Маараль) говорят, что наш народ в Египте был подобен зародышу в утробе матери. Роды – сам выход из Египта – это было началом пути к горе Синай ради получения Торы.

Наши отцы, вышедшие из Египта и ожидавшие величайшего события мировой истории – дарования Торы на горе Синай, считали дни каждый сам по себе, не сговариваясь об этом с остальными. В едином порыве наш народ отсчитывал 49 дней ещё до получения заповеди отсчета Омера. Это было стремлением нашего народа к получению Торы на горе Синай в Шавуот. А само получение Торы со всем, что его сопровождало – это был гиюр (принятие еврейства) всем нашим народом. Наш народ за эти 49 дней поднялся от уровня египетских рабов, служивших идолам, до высшего уровня пророческого постижения «лицом к лицу», которого удостоился Моше рабейну!

Объясняет книга «Зоар», что наш народ в Египте погряз в 49 уровнях скверны. В течение этих 49 дней (7 недель, соответствующих 7 «чистым» дням) до получения Торы наш народ поднялся из этой скверны и величайшего духовного падения до 49 уровней духовного постижения и святости.

Это просто поразительно, с глубины 49 уровней скверны – до величайшего духовного взлета до 49 врат постижения и величайшего уровня пророчества! Именно на таком уровне были услышаны всем народом первые два речения на горе Синай.

Когда в Торе отсчитываются дни Творения, это делается без определённого артикля  הдо тех пор, пока не доходит до шестого дня. Его, шестой день, Тора упоминает с определённым артиклем יום הששי. Объясняет Раши: «День шестой. ה (числовое значение 5) прибавлено к слову ששי в конце миротворeния, чтобы сказать, что Он предъявил им условие: (мир сотворен) с тем, чтобы (сыны) Израиля приняли пять книг Торы. Другое объяснение: все находилось в состоянии неопределенности до того шестого дня, до шестого дня месяца Сиван, уготованного для дарования Торы» (Берешит, 1:31. Раши там). Т. е., шестой день с определенным артиклем намекает на шестой день месяца Сиван, на день дарования Торы. Так как до получения Торы на горе Синай Творение ещё было неустойчивым. Принятие народом Израиля Торы окончательно завершило и закрепило творение мира. Оно стало завершенным именно в тот день шестого Сивана, который мы отмечаем сегодня как праздник Шавуот.

Всевышний в Своей Торе заповедал нам праздники Песах и Шавуот и связал их заповедью отсчета Омера. Отсчета, который ведет весь народ в целом, однако каждый из нас исполняет это индивидуально. И наш путь отсчёта Омера от Песаха, знаменующего исход из Египта, к Шавуоту, смысл которого в даровании нам Торы, повторяет путь, пройденный нашим народом при выходе из Египта. Нам необходимо заново очиститься от египетской (и не только египетской…) скверны и заново удостоиться получения Торы. «Арух а-шулхан», комментарий к «Шулхан Арух», объясняет, что от Омера – приношения в Храм из ячменной муки на второй день Песаха – отсчитывается 49 дней. В Шавуот же делается особое приношение, называемое штей лехем — два пшеничных хлеба. Смысл этого в том, что ячмень – еда для животных, что соответствует человеку без Торы, а в Шавуот, когда мы удостаиваемся получения Торы, наши предки приносили в Храм пшеничные хлеба, соответствующие полноценному человеку. Нам необходимо верить и знать, что также, как наши предки, вышедшие из Египта, чрезвычайно выросли за 49 дней до дарования Торы, так и мы можем вырваться из трясины наших грехов, зависимостей и отчаяния, и заново принять на себя Тору!

Личное принятие Торы

И здесь, наряду с принятием Торы всем народом Израиля, возобновляемым ежегодно в Шавуот, есть и индивидуальное её принятие каждым из нас. И здесь нужно напомнить самому себе: «Ведь я тот самый еврей, ради которого был создан мир»!

Так же, как каждый еврей независимо от других отсчитывал дни до получения Торы, сегодня каждый из нас при наличии соответствующего желания может удостоиться помощи Всевышнего и подняться на соответствующий духовный уровень, чтобы удостоиться индивидуального получения и принятия Торы. Необходимо стремиться обрести это желание! Путь к этому – это изучение Торы и исполнение заповедей, и молитва об этом. Дай Б-г, чтобы мы удостоились обрести и усилить это желание.

Нам нужно поучиться у наших отцов тому, как наш народ за 49 дней поднялся от уровня египетских рабов, служивших идолам, до высшего уровня пророческого постижения «лицом к лицу», которого удостоился Моше рабейну. Нам необходимо понять, как много мы можем сделать, если хотим этого на самом деле. Есть такое выражение: эйн давар омед лифней рацон (нет ничего, что устоит против желания). В Нетании жил рав Альберштам, ребе из Цанз-Клойзенбург. Он прошёл лагеря смерти. Однажды, находясь в лагере, за несколько недель до Песаха, он задался целью добыть мацу. Соблюдающие евреи, бывшие рядом с ним, сочли его сумасшедшим. Однако Всевышний дал ему мацу. За несколько дней до Песаха на дороге, по которой узников водили на работу, просыпалась пшеница. Каждый из них стал ежедневно по дороге на работу и с работы подбирать несколько зёрен. В итоге они испекли 11 «кезаитов» мацы. Этого было достаточно для того, чтобы 11 человек смогли исполнить заповедь в ночь пасхального седера. Аналогичным образом была пронесена мука для изготовления мацы в гетто Ковно. Это то, о чём сказано «эйн давар омед лифней рацон». Если человек хочет по-настоящему учить и исполнять Тору, Всевышний помогает ему. С помощью Всевышнего рав Ицхак Зильбер ни разу не нарушил Шаббат, живя в советской России, в том числе, находясь в лагере. Когда у человека есть желание остаться праведным евреем, несмотря ни на что, он получает огромную помощь Свыше.

Три аспекта Шавуот: вера, Тора, бремя заповедей

Наш путь к празднику Шавуот имеет три аспекта. Все они касаются нашего становления, как евреев. Два первых речения, услышанные на горе Синай всеми евреями: «Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабского. Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом» (Берешит, 20:1-2), – это основа всей Торы и основа веры народа Израиля. Обретение веры, принятие и исполнение Торы – это основы нашего еврейства, основы того народа Израиля, ради которого был создан мир. С ними тесно связан ещё один аспект – противостояние на протяжении веков (в первую очередь духовное) окружающему миру. Основы этого противостояния были заложены ещё нашим праотцом Авраамом. Все это возможно в силу изучения Торы. Тора приводит к Тшуве, к вере и к исполнению, а изучение Торы является источником всех благословений. Об Аврааме сказано, что Б-г благословил Авраама во всём (Берешит, 24:1). Объясняют наши мудрецы в трактате Кидушин, что Авраам удостоился такого благословения в заслугу Торы, которую он учил (Кидушин, 82а).

Важнейшим аспектом нашего ежегодно возобновляемого пути к горе Синай является укрепление веры. Речь идёт о проблеме выбора, которая встаёт перед человеком, когда во время учёбы или выполнения заповеди он получает звонок из банка о проблеме, грозящей не очень большими финансовыми потерями, и, бросив всё, отправляется её решать. Насколько крепка в таком случае его вера в то, что миром правит Всевышний, и есть ашгаха пратит — непосредственная опека Им своих творений?

Мы все знаем, что в народе Израиля принято в дни счёта Омера и особенно в ночь Шавуот учить Тору больше, чем обычно. Однако при этом можно упустить важные вещи. В конце книги «Тикун лейл Шавуот» приводится перечисление всех 613 заповедей. Смысл повторения их в ночь Шавуот – в возобновлении принятия на себя бремени этих заповедей, которое было величайшим актом веры и доверия к Творцу в том, что он даёт нам только то, что мы в силах исполнить. При этом недостаточно исполнять заповеди потому, что это доставляет удовольствие. Нужно принять на себя именно бремя их, как обязанности служения, возложенной на нас Всевышним. Так принимают на себя Тору праведные геры (прозелиты), как это сделала Рут. Она приняла на себя волю Творца и Его заповеди полностью. Именно поэтому мы читаем в Шавуот свиток Рут. Так же необходимо заново принять на себя бремя царства Всевышнего и Его заповедей каждому из нас. Принятия же заповедей человеком, который готов это сделать за исключением какой-то одной из них, недостаточно. И если невозможно стать евреем, не приняв на себя какую-то одну заповедь, то очевидно и для евреев это принципиально… Еврей, для которого создан мир – это тот, кто живёт по Торе, приняв на себя волю Творца полностью, то есть, без исключений. И в этом вопросе нет разницы между мужчиной и женщиной.

Наш народ удостоился величайшего блага, когда на горе Синай провозгласил: «Наасе ве-нишма (сделаем и будем внимать)». Каждому из нас нужно прийти к празднику Шавуот, укрепив себя и став тем самым евреем, ради которого был создан мир.  Для этого нужно честно отдать себе отчёт в том, на каком духовном уровне мы находимся сегодня и какие у каждого из нас слабые места именно в вопросе принятия на себя тех или иных заповедей Торы или постановлений мудрецов. Это то, от чего нам нужно очиститься, чтобы, с Б-жьей помощью, удостоиться в Шавуот целостного принятия Торы вместе со всем еврейским народом. А после Шавуота, удостоившись заново получения Торы, необходимо с верой укрепить себя в учебе, чтобы дарование Торы на горе Синай жило в нас в течение всего года.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=89176