Заповедь акэль — Чтение Торы для всего народа

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

3380

Перед тем как еврейский народ должен был зайти в Землю Израиля, Моше рабейну пересказывает им многие заповеди Творца. Он начинает говорить 1 Швата и заканчивает в день своей смерти, 7 Адара. Многие из переданных им заповедей уже были упомянуты в предыдущих книгах Торы. Поэтому книгу Дварим еще называютМишне Тора – «Повторение Торы». Однако о некоторых заповедях, приведенных в книге Дварим, прежде не говорилось. Одной из таких заповедей Моше рабейну завершает свою прощальную речь. «И заповедовал им Моше, говоря: по завершению семилетнего цикла, после года шмиты, в праздник Суккот, когда весь народ Израиля придет на встречу с Творцом в месте, которое Он выберет, будешь читать Тору эту перед всем народом Израиля, чтобы он слушал. Собери народ: мужчин, и женщин, и детей, и пришельца, который находится во вратах твоих для того, чтобы слушали они, и чтобы учились они, и трепетали перед Г-сподом, Б-гом вашим, и бережно исполняли все слова Торы этой. И сыны ваши, которые пока еще не в состоянии понять, тоже услышат и научатся бояться Г‑спода, Б-га вашего во все дни жизни вашей на той Земле, которую, перейдя Ярден, вы унаследуете» (Дварим, 31:10-14).

Вавилонский Талмуд в трактате Сота (41) поясняет, что здесь Тора говорит о заповеди акэль – обязанности собираться всему народу Израиля – мужчинам, женщинам и детям – в Храме для того, чтобы слушать чтение Торы из уст царя. Это великое собрание происходило во время праздника Суккот, в первый день холь а-моэд. Заповедь акэль исполнялась раз в семь лет – по завершению года шмиты и только во время, когда существует Храм и еврейский народ находится на святой Земле. Эта заповедь обращена одновременно и к царю, и к Санедрину – созывать и собирать народ, и к народу – собираться всем вместе в Храме.

В эзрат нашим – части помещения Храма – строили возвышение, на котором и происходило чтение Торы. Перед чтением Торы коэны призывно трубили в золотые трубы. В Тосефте приводится, что в отношении коэна, который во время заповеди акэльне трубил, возникало сомнение, является ли он в действительности коэном, или нет. В этот день всякий, кто имел золотую трубу, имел возможность заработать, поскольку каждую такую трубу арендовали за огромную сумму – золотой динар!

Возвышение для чтения Торы строили из дерева и устанавливали в центре эзрат нашим. Поскольку трубить в трубы и строить возвышение запрещено в Шаббат и йом тов, но, с другой стороны, заповеди всегда следует исполнять как можно раньше, заповедь акэль исполняли сразу же после йом това, если этот день не выпадал на субботу. Построить возвышение в эзрат нашим заранее, до йом това, не представлялось возможным, так как возвышение занимало много места, а через эзратнашим уже начиная с первого дня праздника проходило великое множество паломников, которые приводили с собой скот, предназначенный для праздничных жертвоприношений.

Существует спор комментаторов Талмуда, когда именно происходило чтение Торы – ночью сразу после завершения йом това или уже днем. Хазан акнесет (человек, занимающийся общественными нуждами в Храмовой синагоге), выносил свиток Торы из ковчега и передавал его рош а-кнесет (ответственному), а тот передавал свитоксгану – заместителю первосвященника, и он передавал его первосвященнику, а первосвященник, в свою очередь, передавал свиток царю. Такую церемонию устраивали во имя возвеличивания почета царя.

Необрезанным мужчинам было разрешено участвовать в заповеди акэль, но тот, кто был ритуально нечист, не мог исполнить эту заповедь. Глухие, немые, слепые, душевнобольные, те, кто по состоянию здоровья не могли подняться в Храм, а также те, кто не владел наделом земли в Эрец Исраэль, были освобождены от заповеди акэль.

«И сыны ваши, которые пока еще не в состоянии понять, тоже услышат и научатся бояться Г-спода, Б-га вашего, во все дни жизни вашей на той Земле, которую, перейдя Ярден, вы унаследуете» (Дварим, 31:14). В трактате Хагига (3а) сказано, что Всевышний пожелал, чтобы во время этого народного собрания обязательно присутствовали маленькие дети для того, чтобы воздать награду тем, кто их привел. Великий мудрец Торы рав Ицхак Абарбанель пишет, что если ребенка с раннего возраста приучить внимать словам Торы, то в будущем ему будет намного проще достичь Б-гобоязненности и исполнять заповеди. А поскольку это является самым важным для его родителей, само это уже будет великой наградой для них. Подобно этому объясняет слова Талмуда и Альших: «В заслугу того, что родители привели своих детей, они удостоятся того, что их дети услышат и будут изучать Тору Всевышнего ради трепета перед Ним. Ибо нет большей награды для родителей, чем это. А также они будут одарены детьми, долголетием и пропитанием, как следует из слов Писания, рассказывающих о заповеди акэль: “И сыны ваши, которые пока еще не в состоянии понять, тоже услышат и научатся бояться Г-спода, Б-га вашего” – это уверение в том, что родятся еще дети, “все дни” – гарантия долголетия, “которые вы живете на земле” – обещание материального благополучия».

Чтение Торы проходило исключительно на лашон а-кодеш. Во время чтения весь народ был обязан стоять, а царь, если пожелает, мог сидеть. Если царь решал читать стоя, он был восхвален.

Царь начинал читать с первого стиха книги Дварим: «Эле а-Дварим» и читал до конца отрывка «Шма, Исраэль» (Дварим, 1:1-6:9). Затем он переходил на отрывок «Вэая Им Шамоа» (Дварим, 11:13-21), после чего читал отрывок, рассказывающий об отделении десятины от урожая «Асэр Таасэр» (Дварим, 14:22-27). Далее царь переходил к фрагменту книги Дварим, в котором говорится об отделении части урожая для коэна и о подарках неимущим «Ки Тихале Лаасэр» (26:12-15). Следующий фрагмент, который читают – это слова Торы, обращенные к царю: «Сим Тасим Алеха Мелех» (Дварим, 17:14-20). Чтение Торы царь завершал стихами о благословлениях тем, кто следует путями Творца, и о проклятиях тем, кто не исполняет Его Слово (Дварим, 27:1-69). Согласно некоторым источникам («Ялкут Шимони» и Меири), отрывок с заповедями, обращенными к царю, читался в конце.

В отрывках «Асэр Таасэр» и «Ки Тихалэ Лаасэр» говорится о заповеди отделения десятин от собранного урожая. Некоторые объясняют, что поскольку в год шмиты не отделяли десятины, необходимо напомнить, что в начавшемся году есть обязанность исполнять заповедь отделение десятин.

Говоря о связи заповеди акэль с седьмым годом, годом шмиты, важно привести отрывок из комментария «Кли Якар»: «Заповедь акээль необходима для тшувы – возращения к Творцу. Ибо, будучи собранный вместе, народ становится единым целым, и его представители вместе возвращаются к Всевышнему. И год шмиты так же способствует единению и миру, благодаря тому, что в этот год никто не сеял и неимущие могли свободно собирать созревшие в этом году плоды, потому что тем, кому принадлежит поле или сад, запрещено вести себя как хозяевам плодов. Это является великим средством для установления мира, так как все тяжбы и ссоры возникают из негативного проявления качества “мое – мне”, когда человек говорит: “всё – мое”. И этому качеству особо не удается проявиться в седьмой год, так как плоды принадлежат в равной степени всем».

Хотя существует правило, что во время общественного чтения Торы ради почета присутствующих (чтобы людям не приходилось ждать, пока свиток перемотают на другое место) запрещено перескакивать с одного места на другое, пропуская написанное между ними, тем не менее, когда Тору читает сам царь – это разрешено.

Перед тем, как царь начинал читать Тору, а также сразу после завершения чтения, он произносил благословения, подобно тому, как это делают и сегодня во время общественного чтения Торы в синагоге. К благословению после чтения Торы царь прибавлял дополнительно еще семь благословений. Два благословения из молитвы Амида: «Рце» и «Модим», причем благословение «Рце» царь завершал словами: «Ибо только Тебе Одному в трепете служить мы будем». Затем царь произносил благословение, входящее в праздничную молитву Амида – «Ата Бахартану», которое он завершал фразой: «Освящающий народ Израиля и времена». Далее следовало благословение о том, чтобы существовал Храм, и в нем шло постоянное служение. Это благословение заканчивалось словами: «Благословен Избравший Храм». После этого царь произносил специальное благословение о благополучии народа, которое завершалось фразой: «Благословен Избравший народ свой Израиль». Затем – благословление о коэнах, чтобы Всевышнему было угодно их служение, и его заключительные слова: «Благословен Избравший потомство Аарона». Последнее благословение являлось молитвой, в которой царь мог просить обо всем, что только возможно, и завершал эту молитву словами «Благословен Слышащий молитву». (Предлагаемый вариант благословений и их последовательности основан на комментариях Раши в трактате Сота, 40б и Йома, 68б. Рамбам в книге «Яд а-Хазака», в законах служения Йом Кипура, 3:11 и в законах праздничного жертвоприношения, 3:3-4, приводит несколько иной вариант благословений.)

В книге «Эарот» (Сота, 41а) от имени рава Эльяшива приводится, что поскольку практически невозможно, чтобы весь народ услышал чтение царя, следует заключить, что суть заповеди заключается не в том, чтобы каждый отдельный человек обязательно услышал чтение Торы, а в том, чтобы люди собрались вместе.

Автор «Сефер а-Хинух» (заповедь 612) пишет о заповеди акэль так: «Основа еврейского народа – это Тора, и именно она отличает этот народ от других народов и языков для того, чтобы этот народ удостоился Вечности – непрекращающегося удовольствия, выше которого нет во всем творении. Поскольку вся основа этого народа в Торе, ему следует раз в некоторое время собираться вместе, чтобы услышать то, что сказано в этой Торе. Так, чтобы голос ее раздавался в среде всего народа: мужчин, женщин и детей, и ответом на вопрос: “Что это за великое собрание, в котором участвуют все?” прозвучат слова: “Для того чтобы слушать слова Торы, которая является нашей основой, славой и великолепием!” И это заставит людей рассказывать о ее величии, почете и непреходящей ценности. И сердца всех преисполнятся жаждой ее познания, и эта жажда приведет к тому, что люди научатся постижению Творца и удостоятся счастья, и возрадуется Всевышний их деяниям».

Согласно мнению рава Авраама бен Натана а-Ярхи, великого испанского мудреца Торы эпохи ришоним, автора книги «а-Маниг» (и также мы встречаем в книге «Орхот Хаим»), существует напоминание о заповеди акэль. Царь Шломо написал свиток Коэлет во время исполнения заповеди всенародного собрания – акэль, и причина, по которой в праздник Суккот в течение многих веков читают свиток Коэлет, именно в том, чтобы каждый год вспоминать о заповеди акэль. А уж с тем, что изучая законы и духовное содержание заповеди акэль, мы немного восполняем недостающую нам обязанность Торы, конечно же, согласны все наши учителя.

Вознесем к Создателю мира молитву о том, чтобы было возращено нам Храмовое служение, и царь-помазанник вновь читал святую Тору перед собравшимся у Храма дружным и сплоченным единым народом. Чтобы уже в этом году все стали свидетелями того, о чем рассказывает нам пророк (Млахим 2, 23:2-3): «И взошёл царь в Дом Творца, а вместе с ним все жители Иудеи и Иерусалима, и коэны, и пророки, и весь народ от мала до велика. И читал он им все слова книги Завета, найденной в доме Б-жьем. И встал царь на возвышение, и заключил союз перед Б-гом идти за Ним и соблюдать заповеди Его, и свидетельства Его, и законы Его всем сердцем и всей душой, исполнить слова союза этого, записанные в книге этой, и вступил в союз весь народ».


http://www.beerot.ru/?p=19031