Дети и молитва — На уровне чувств и эмоций

Дата: | Автор материала: Рав Барух Фрухтер

2183

Приближается Рош а-Шана, и мысли всех нас так или иначе связаны с Десятью судными днями: какие качества следует исправить, какие мицвот совершить, и, самое главное, как мы будем молиться – ведь от наших молитв зависит весь будущий год! На этом фоне дети выглядят, в лучшем случае, поводом для обращения к Всевышнему, а в худшем – отвлекающим элементом. Многие из нас ошибочно думают, что молитва и синагога – это территория «взрослых», а детям там делать нечего и незачем. Мы попробуем рассмотреть этот вопрос в другом аспекте – задумаемся о том, что значит молитва для наших детей и какую роль играет в их жизни.

Отношение к молитве закладывается в детстве

Первое и главное, что надо уяснить, – дети воспринимают мир на уровне чувств и эмоций. Поэтому молитва для ребенка – это, в первую очередь, переживание, никак не связанное с практическим моментом «я обязан». Отношение к молитве, ее эмоциональная окраска – будет ли это долгожданным праздником или вынужденной рутиной – формируется в раннем детстве, когда папа берет сына за руку (или на руки) и в превый раз приводит в бейс мидраш, подносит к свитку Торы для поцелуя или накрывает большим талитом. Мама, сидящая с книгой Теилим, – это тоже образ, который остается с девочкой (или мальчиком) на всю жизнь; один из тех образов, которые дают ощущение теплоты дома сквозь годы и расстояние…

Как вы уже поняли, самое главное, то, что важнее сотни книг по педагогике, – это личный пример родителей. Как нас будут воспринимать, так будут относиться и к молитве. Именно поэтому вещи, которые нам кажутся незначительными, могут оставить глубокий след в отношении ребенка к молитве, и исправить это отношение в более взрослом возрасте будет непросто. Например, во время молитвы папа достает из кармана мобильный телефон и внимательно слушает собеседника – и ребенок тут же выучивает из этого, что молитва второстепенна по отношению к делам. На вопрос дочери, почему мама не ходит в синагогу, звучит ответ: «Какая синагога, когда у меня столько стирки!» – значит, стирка намного важнее! Мы ни в коем случае не оспариваем тот факт, что у большинства женщин не хватает времени на 3 молитвы в день, даже не говоря о том, что на женщинах не лежит такая обязанность. Однако сама интонация, с которой мама отзывается о молитве, чтении Торы, синагоге, должна быть уважительной. То же самое касается того, насколько папа внимательно относится к молитве в миньяне: встает ли каждое утро заранее, чтобы подготовиться к разговору с Творцом, или игнорирует будильник и быстро бормочет что-то по сидуру в последний момент, на ходу наматывая тфилин? Опять-таки, в жизни бывают разные ситуации: поздно лег, нездоровится, сломались часы – все это уважительные причины, которые могут нарушить привычный порядка молитвы. Однако дети скорее обратят внимание не на само событие, а на наше отношение к нему: либо это будет искреннее сожаление на грани чрезвычайного происшествия, и тогда ребенок будет нам сопереживать, и на следующий день еще и напомнит о том, что пора вставать (например), либо, если такая небрежность в молитве будет происходить регулярно и войдет в нормальный ритм, у детей сложится впечатление, что это нормально (хотя на самом деле это ужасно).

Теперь, собственно, о детях. В жизни каждого родителя наступает момент, когда мы решаем: в этот Шаббат (в эту Рош а-Шану) я беру Шлойми (Мойше, Ривку) с собой в синагогу. Насколько это решение правильное и своевременное? Решать, конечно, родителям, но постарайтесь быть реалистами: ребенку даже в 9-10 лет, не говоря уже о трехлетках, тяжело выдержать несколько часов молитвы без перерыва. Решите для себя, какая часть молитвы, на ваш взгляд, наиболее важна для вашего ребенка, и сосредоточьте свои усилия на том, чтобы ребенок действительно проникся святостью молитвы в этой части, чтобы это стало для него радостью, а ни в коем случае не наказанием. Снова повторим – ставьте перед собой реальные цели!!! Начните с малого – вынос Торы, ответ на Кдушу, ответ на Кадиш – все это может стать первым кирпичиком в прочном здании любви к молитве. Если у вас получилось, и ребенок хочет остаться еще – замечательно, не мешайте ему! Как только ему надоест – всегда есть возможность выйти поиграть во двор синагоги или занять себя пакетиком со сладостями. К слову, о поощрениях: это немаловажная составляющая, которая помогает нам сформировать положительное отношение ребенка к молитве. Слава Б-гу, продуктовые магазины предлагают широкий ассортимент кошерных сладостей и соленостей, а в книжном отделе можно приобрести альбомы наклеек, комиксы и познавательные карточки – никто лучше родителей не знает, что может порадовать их собственного ребенка! Вспомните то, что мы писали про «мивцаим», – можно накапливать баллы за хорошее поведение в синагоге, отмечать каждый раз, когда ребенок проявил усердие в молитве, и в итоге поощрить чем-то более ценным. С точки зрения воспитания, «мивцаим», такие длительные задания, особенно эффективны, поскольку положительное действие, повторенное много раз, закрепляется в полезный на всю жизнь навык, а привычки, сформированные в детстве, помогают всегда оставаться дисциплинированным человеком.

Итак, мы озвучили два основных принципа, которые определяют наше направление в отношении обучения ребенка молитве: во-первых, учитывать сущность и возраст ребенка, и во-вторых, показывать личный пример. Учитывайте тот факт, что у детей вообще очень мало терпения, поэтому начинать все же стоит с более символичных частей – чтение Торы, Кдуша, Шма, и постепенно добавлять другие части. Не стоит заставлять ребенка молиться и высиживать с сидуром в синагоге несколько часов подряд – вместо любви это может вызвать только отторжение. Приучение к молитве – это именно тот случай, когда фразы «в 8 лет ребенок должен молиться Шахарит» и «все твои одноклассники уже молятся по сидуру сами» ни в коем случае не должны звучать. Не секрет, что многие из нас пришли к религии в более позднем возрасте, и далеко не сразу стали исполнять одновременно все 613 заповедей, молиться с большим воодушевлением и так далее, – каждый человек индивидуален, и ваш ребенок – не исключение!

Нельзя впадать и в другую крайность, пуская на самотек такую важную область, как молитва вашего ребенка. Родители, которые не проявляют к этому процессу никакого интереса, руководствуясь правилом «всему свое время», на самом деле только вредят, думая, что жалеют ребенка и предоставляют ему свободу выбора. Помните, что если вам неинтересны успехи вашего ребенка в молитве – то и он сам не проявит к молитве никакого интереса. Не получилось с первого раза приучить регулярно молиться – не страшно, возможно, действительно, он еще недостаточно взрослый, однако за первым разом должен прийти и второй, и третий, и десятый, и, с Б-жьей Помощью, ребенок начнет молиться каждый день, по собственному желанию и с воодушевлением.

Для чего мы молимся?

Признаемся честно, что основная часть молитвы для нас – попросить Всевышнего дать нам все необходимое и поблагодарить за все блага, которые Он нам уже дал. Логично просить у Того, Кто обладает всеми богатствами мира, – и стоит раскрыть этот «секрет» своим детям. У Всевышнего можно и нужно просить все – как новую игрушку, так и успех в учебе, научите ребенка молиться! Молитва помогает не только получить материальные блага, но и обрести душевный покой. Например, когда ребенок испытывает чувство зависти к более успешному однокласснику, будет глупо говорить ему «не завидуй» – это не только не поможет справиться с негативными чувствами, но и может поколебать доверие ребенка к родителям. Вместо этого обратите внимание на то, что не бывает идеальных людей, и даже у самого удачливого (успешного, красивой и т.д.) человека есть трудности, пусть о них никто и не знает – например, та же зависть окружающих. Предложите вашему ребенку (речь идет о ребенке в достаточно сознательном возрасте) помолиться за объект зависти! Зная и понимая силу молитвы, ребенок поймет, как много он дает другому, и это чувство самоотдачи поднимет вашего сына или дочь на совершенно другой уровень. На отвлеченном примере это можно сравнить с тем, как если бы в дверь к небогатому человеку постучался под вечер миллионер и попросил взаймы 10 шекелей – все деньги на карточке, а банки закрыты, и ему никак не купить молока. Понятно, что на банковском счете у миллионера – миллионы, и 10 шекелей относительно его состояния – ничего; однако это именно те 10 шекелей, которые практически спасут его на данный момент, и сделают бедняка и богача намного ближе – и при этом бедняк будет чувствовать себя в положении дающего, что сильно повысит его самооценку.

То, что мы писали ранее про эмоциональную связь с ребенком, также верно в отношении молитвы. Во-первых, любые изменения в этой области явно показывают переживания, которые испытывает ваш ребенок в данный период жизни. Признаков этого – множество: перестал вставать вовремя на молитву, задерживается допоздна в синагоге – не хочет возвращаться домой, не может сосредоточиться на молитве или, наоборот, стал проявлять невиданное раньше рвение; любое такое ненормальное поведение – верный индикатор того, что что-то не так в жизни вашего ребенка, но только если такие изменения – резкие и без видимой вам причины. С практической стороны это значит, что, возможно, вам следует уделить ему больше внимания, придумать совместные занятия, а что может быть лучше того, чтобы помолиться вместе? Особенно это помогает, если вам все же удалось узнать причину резкого изменения в поведении – вместо того, чтобы бросить отрывистое «Помолись и все уладится», – помолитесь вместе!

Ритм современной жизни оставляет нам все меньше и меньше времени для душевного общения с близкими. Если муж и жена могут встретиться за поздним ужином, то многие дети могут не видеть одного из родителей несколько дней подряд – когда один уходит на работу или молитву, другой еще спит, а когда возвращается с работы или из колеля – уже спит. Именно таким семьям имеет смысл заранее просчитать, что они будут делать в Шаббат – день отдыха, который можно и нужно посвятить поддержанию семейного единства! Для папы прекрасная возможность пообщаться с сыновьями и показать им достойный пример – взять их с собой вечером в синагогу. [Как-то на лекции рабанит Харитан я услышала фразу, сказанную одной из женщин, матерью нескольких мальчиков: «Когда они уходят вечером в Шаббат с папой в синагогу в белых рубашках и темных брюках, даже если они возвращаются в черных рубашках и белых брюках – это и есть мой Ган Эден!». Не думаю, что слышала более красивое и в то же время точное определение того, что составляет счастье любой еврейской жены и мамы. – Примечание автора]

А что же сама мама? Во-первых, это молитва сразу после зажигания свечей и теплое «Шаббат Шалом», которое озаряет души всех домашних особым светом. После того, как мальчики с папой ушли в синагогу, не нужно кидаться на кухню или доставать недочитанную в метро книжку. Намного лучше будет собрать девочек и уделить им внимание, поговорить о том, что произошло за неделю, и, если эмоциональный контакт налажен, – предложить почитать вместе Кабалат Шаббат. В порядке встречи Субботы есть несколько отрывков, которые будет приятно напеть вместе; если у вас есть организаторские способности, а у ваших дочерей – достаточно подруг, живущих недалеко, организуйте у себя дома Теилим! В Иерусалиме, например, есть традиция у женщин собираться на групповое чтение Теилим каждую Субботу сразу после зажигания свечей; мамы приходят с дочерьми и малышами, которые еще малы для синагоги. В этом есть сразу три преимущества: во-первых, мамы проводят время с дочерьми; во-вторых, девочек приучают к молитве; в третьих – находясь в обществе взрослых, девочки подсознательно копируют их поведение, а какой пример может быть лучше?

Зачем просить, если Всевышний Сам знает, что мне нужно?

Будьте готовы к тому, что рано или поздно ваш ребенок задаст вопрос, который каждый из нас задавал себе или раввину, – почему Всевышний отвечает не на все молитвы? По этому поводу много писали наши мудрецы, и есть несколько наиболее распространенных, и, что самое главное, понятных ребенку ответов. Во-первых, ни одна молитва не пропадает зря и не остается без ответа, просто наше ограниченное понимание не позволяет увидеть результат. Говорит по этому поводу Хафец Хаим, что среди больных народа Израиля существуют такие, которые выздоравливают в результате наших молитв, и такие, на которых Свыше постановлено умереть, и поэтому молитвы об их выздоровлении не принимаются. Но! Эти же молитвы служат в заслугу человека, за которого молились, когда он приходит на Небесный суд. Мы сами видим результат молитвы, когда мы вдруг чувствем прилив сил и открываем в себе новые возможности, – уже после прочтения нескольких глав Теилим или после короткой молитвы Минха!

Еще один момент: мы не всегда знаем, что для нас хорошо, тогда как Всевышний заботится о нас беспрестанно. Не купили велосипед – и Слава Б-гу! Как знать, возможно, на этом велосипеде ребенок должен был бы попасть в аварию, не дай Б-г? Вспомните, сколько вы слышали и читали историй про то, как какие-то совершенно невероятные обстоятельства помешали человеку сесть в самолет, который через несколько часов потерпел крушение? Сомневаюсь, что в тот момент, когда они поняли, что на самолет они не попадут, они осознавали действие ашгаха пратит, личного управления Всевышнего. И то же самое, когда узнали, какой ужасной гибели они избежали в результате досадного опоздания…

О природе вещей

Наш мир управляется в соответствии с законами природы, как физическими, так и духовными. С физической стороны все как будто просто: бумага горит, дерево не тонет, камень падает вниз и так далее. Духовная же сторона природы такова, что браха приходит в этот мир только с помощью молитвы. Есть известный комментарий на Берешит, когда говорится о шести днях Творения. Мир был сотворен со всем, что мы имеем сейчас, только одного в нем не было – дождя. Дождь – это благословение, и он не мог прийти в наш мир до того, как Всевышний создал человека, и Адам а-Ришон помолился о дожде.

Живя в этом мире, мы должны соблюдать как законы физические, так и духовные. Именно поэтому говорить о том, что нет смысла ничего делать, потому что еще до рождения человека постановлено, сколько лет он проживет и сколько пропитания получит от Рош а-Шана до Рош а-Шана, – значит, не знать природу мира. Именно в соответствии с этими законами мы должны дышать, кушать и пить, чтобы иметь жизнь физическую, и как можно чаще обращаться к Творцу, чтобы существовать духовно. Есть интересный мидраш, говорящий о том, как Всевышний говорил с Моше рабейну, приказывая ему отправиться к фараону. Моше возражал на это, что, поскольку у него проблемы с речью, будет позором для Имени Всевышнего посылать такого представителя святого народа. Всевышний успокоил Моше, говоря, что Он решает, кто и как будет говорить, и на это у мудрецов возникает вопрос – если Он решает, почему же Он не исцелил Моше? Ответ нам ясен, исходя из того, что мы написали выше, и так говорят наши комментаторы: только потому, что Моше рабейну не молился об этом. Есть также много историй о том, как, пережив какое-то событие в жизни, один человек вернулся к Всевышнему, сделал тшуву, а другой так и остался нерелигиозным. Одно из объяснений такому феномену – в том, что тому человеку, который сделал тшуву, помогли молитвы его предков, которые в свое время как будто бы остались без ответа, но на самом деле сыграли решающую роль в том, что их потомок стал соблюдать заповеди!

Нам, как родителям, надо постараться сделать так, чтобы ребенок с ранних лет усвоил центральную роль молитвы в нашей жизни, и нельзя придумать для этого лучшего примера, чем наше поведение в Рош а-Шана. Радость от праздника, от нашей близости к Всевышнему, от возможности говорить с Ним и прославлять Его не может не передаться детям, – и, с Б-жьей помощью, эта радость, связанная с молитвой, сохранится на всю жизнь.

Рош а-Шана – это особый день, в который решается многое, судьбы каждого человека и всего мира, а повлиять на такое решение может только молитва, и, в том числе, молитва вашего ребенка! Неспроста мы не упоминаем о наших личных нуждах в праздничных молитвах – концентрируясь только на принятии на себя Царства Всевышнего, мы думаем лишь о том, как прославить Царя Царей, и все мирские проблемы отходят на второй план – им просто нет места в мире абсолютного царства Всевышнего. Именно принимая на себя Его царство, растворяясь в Его воле, мы приводим себя в такое состояние, что ничего конкретного просить уже не нужно – Он даст нам все, в чем мы нуждаемся. Такая позиция – намного выше и мудрее, чем аргумент о том, что «Б-г все и так видит». Три части молитвы мусаф на Рош а-Шана – малхуйот («царства»), зихронот («память») и шофарот («трубления») – составляют цельность дня и наших молитв, и эти части молитвы, собранные воедино, в состоянии исправить весь мир, все, в чем мы могли испытывать недостаток – здоровье, деньги, учеба, мудрость… Важно, чтобы наши дети чувстовали себя частью Творения, вносили свой вклад в исправление мира – в первую очередь, своими чистыми и искренними молитвами!

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=18224