От Авраама и до Эльканы — Афтара Рош а-Шана

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2497

Наши мудрецы сравнивают Авраама с Эльканой, отцом пророка Шмуэля. В «Мидраш Агада Берешит» говорится: «Одного человека среди тысячи нашел Я себе, и это Авраам. Как Авраам был единственным, постигшим Всевышнего среди великих людей, живших в его эпоху, – так и Элькана был единственным в своем роде праведником своего поколения, и все поступки Эльканы похожи на поступки Авраама». Авраам называется иш, муж: «Теперь же возврати жену этого мужа (איש)…» (Берешит, 20:7), Элькана также называется иш: «И пришел человек (איש) Б-жий к Эли…» (Шмуэль 1, 2:27). Авраам называется пророком, и Элькана называется пророком. Авраам в своих восхвалениях Всевышнему назвал Его Владыкой над землей и небесами, как сказано: «И благословил его, и сказал: благословен Авраам от Б-га Всевышнего, Владыки неба и земли» (Берешит, 14:19), Элькана также (своими поступками) воцарил Всевышнего над землей и небом, что толкуют из слов: «…и имя его Элькана (имя Элькана состоит из двух слов Э—ль – имя Всевышнего, и кана – приобрел)». Авраам называется единственным, как сказано: «…Авраам был один и унаследовал эту землю…» (Йехезкель, 33:24), и Элькана был единственным, как сказано: «И был один человек из Раматаим-Цофим…» (Шмуэль 1, 1:1).

Чтобы понять сравнения, приведенные в мидраше, нужно понять, какая обстановка царила во времена, описываемые в приведенных стихах.
В трактате Санедрин сказано, что во времена Эльканы евреи служили не только Всевышнему. Кроме мишкана в Шило, было еще одно место, где стоял истукан Михи, и куда ходила поклоняться немалая часть народа. Рассказывает Гемара, что дым воскурений с капища идола Михи, поднимаясь в небеса, смешивался с дымом от жертв, сжигаемых на жертвеннике мишкана в Шило. Многие евреи перестали посещать мишкан в Шило, и это было причиной гнева Всевышнего на сыновей Израиля.
Что сделал Элькана? Взял на себя миссию вернуть народ Израиля к служению только Всевышнему. Рассказывает мидраш «Тана де-Вей Элияу», что Элькана поднимался в Шило четыре раза в году. Три раза, как предписывает Тора (регалим), и дополнительный раз, приняв это на себя в виде обета. Поднимались он и его жены, сыновья и все домочадцы, братья и сестры. Элькана говорил им: «Учитесь у служителей идолов, которые устанавливают обычаи и ритуалы поклонения, хотя идолы всего лишь истуканы. Мы должны соблюдать наши законы служения Всевышнему, ведь он – Б-г живой и сущий, да будет благословенно Имя Его».
Когда Элькана и его спутники были в пути, то останавливались на ночлег на улице и беседовали с местными жителями, мужчины – с мужчинами, женщины – с женщинами, взрослые – с детьми. Спрашивали их люди: «Куда вы идете?» Отвечали им: «В Дом Г-сподень, что в Шило, ибо оттуда выйдет Тора и великие деяния. А почему бы и вам не пойти вместе с нами?» Тут же из глаз их начинали течь слезы, и они говорили: «Мы пойдем с вами!» И так Элькана убеждал людей. В первом году с ним поднялось пять семейств, в следующий раз поднялись уже десять семейств, и так – пока не поднялись с ним все жители селений, находившихся вдоль пути, по которому шел Элькана, чтобы поклониться Всевышнему в Шило. Каждый год он менял свой маршрут, чтобы убеждать новых и новых людей, пока весь народ не стал подниматься по праздникам в Шило, чтобы предстать перед Всевышним.
Видя это, сказал Всевышний: «Элькана, ты обучал народ Мой выполнению заповеди поднятия в Храм по праздникам. Я клянусь тебе, что дам тебе такого сына, который будет руководить народом Моим, и склонит чашу заповедей на весах суда в сторону заслуг». Отсюда мы учим, что в награду за свои старания Элькана получил великого сына – пророка Шмуэля.
Написано в Шир а-ширим (7:2): «Как прекрасны в сандалиях ноги твои, дева благородная! Округления бедер твоих, как украшение, изделие рук искусника». Известно, что в Шир а-Ширим под возлюбленным всегда подразумевается Всевышний, а возлюбленная – это община Израиля. Говорит Гемара, что «ноги девы прекрасны в сандалиях», когда евреи поднимаются в Храм по праздникам. Кто такая «дева благородная»? Это дочь Авраама, в момент, когда она поднимается в Храм. Но какое имеет отношение Авраам к Храму, ведь он был построен спустя сотни лет после смерти Авраама? Говорит книга «Беэр Моше» (выдающегося хасидского наставника рава Моше Йехиэля Эпштейна из Ожарова), что первым, кто совершил алию, поднятие в Храм, был Авраам, когда вознес своего сына Ицхака на Храмовую гору для того, чтобы принести его в жертву. А произошло все это в Рош а-Шана.
Теперь хорошо видна связь между Авраамом и Эльканой. Авраам, совершив акедат Ицхак, стал первым, кто совершил поднятие на Храмовую гору, а Элькана был тот, кто вернул весь народ к выполнению этой заповеди.

О чем молилась Хана?

«И сказал ей Элькана, муж ее: Хана! Что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» 
Говорят комментаторы, что из слов Эльканы Хана поняла, что муж ее отчаялся и уже не молится за то, чтобы у них родился ребенок. Но Нецив из Воложина, поясняет эти строки иначе.
Дети своим появлением на свет приносят в семью счастье. Теперь в доме звучат детские голоса, а у родителей появляется возможность проявлять свою заботу. Так происходит в большинстве семей, и это нормально. Пишет Хатам Софер в «Драшот на Рош а-шана», что каждая мама хочет, чтобы у нее был ребенок, который позаботится о ней на старости лет. И это тоже нормально. Но говорит Нецив, что Хана стала горевать еще больше, когда поняла, что Элькана всегда полагал, что именно для этого она молится Всевышнему за ребенка. Сказал ей Элькана: «Отчего ты плачешь? Я наполню наш дом такой же радостью, какой наполняют его десять детей».
Ответила ему Хана: “Если ты говоришь так, значит, ты никогда не понимал того, о чем я молюсь девятнадцать лет. Я не хочу ребенка, чтобы просто стать матерью, чтобы утолить боль бездетной женщины. Я хочу ребенка, который освятит имя Всевышнего в этом мире, который будет великим мудрецом Торы и праведником, который принесет избавление моему народу».
И это хорошо видно из слов Ханы: «И дала обет, и сказала: Г-сподь Ц-вакот! Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей потомство мужское, то я отдам его Г-споду на все дни жизни его…» – я не буду держать его возле себя, а отдам его на воспитание вмишкан Шило, чтобы был как можно ближе к Шехине Всевышнего. «…И бритва не коснется головы его» – я посвящу его в назиры, а это значит, что даже на мои похороны он не сможет прийти. Говорит мидраш, что Хана просила зера анашим(анашим – множественное число слова иш – муж, важный человек; говорят наши мудрецы, что Хана просила потомство, равноценное двум мужам – Моше и Аарону) – сына, вклад которого для народа Израиля будет таким же важным, как и вклад Моше и Аарона. Сына, который станет мудрецом и пророком. Спросили Хану с небес: «Не слишком ли много ты требуешь?» Ответила она: «Не для себя прошу я, а для того, чтобы освятить имя Всевышнего».
Спрашивает Меири в «Мешив Нефеш»: почему в Рош а-Шана читается отрывок о Саре? Потому что Всевышний решил дать ребенка Саре, Рахели и Хане именно в этот день, благодаря их молитвам. И если ты хочешь увидеть и понять, что такое весомая и возвышенная молитва – посмотри на молитву Ханы, у которой не было недостатка ни в чем, и которая молилась только для того, чтобы ей дали возможность привести в этот мир настоящего слугу Всевышнего.

http://www.beerot.ru/?p=5521