«Шмират а-Лашон», Шаар а-Твуна, глава 4
В День Суда перед Всевышним открыты три книги. Известно, что то, в какую книгу попадает человек, зависит от соотношения выполненных заповедей и совершенных проступков. Если заповедей больше, чем проступков, он будет записан в книгу праведников; наоборот, не про нас будет сказано, – в книгу злодеев.
Допустим, за плечами подсудимого – так же много заповедей, как песчинок на берегу.
Но если Всевышний, благословен Он, будет судить его по всей строгости закона (мидат а-дин), от этих заповедей мало что останется. Окажется, что многие из них выполнены не до конца, не точно, не во всех деталях… И даже те, которые выполнены в совершенстве, выполнены без должной радости, любви и трепета. И так получится, что подавляющее большинство выполненных заповедей – с браком, а настоящих заповедей – несравнимо мало по сравнению с количеством проступков. И человек этот попадет в книгу злодеев.
Но если Всевышний проявит милосердие (мидат а-рахамим), все заповеди будут зачтены.
Более того, Г-сподь по милосердию своему может уменьшить количество проступков. Наверняка окажется, что часть их была совершена непреднамеренно. Если Б-г захочет оправдать подсудимого, он всегда найдет возможность для этого. Так, даже человек, у которого проступков больше, чем выполненных заповедей, может оказаться в книге праведников.
А то, как Всевышний будет его судить, зависит от поведения человека по отношению к Его созданиям. Если он привык оправдывать других людей, то и его поступки будут интерпретированы в лучшую сторону. А если он привык осуждать близких и злословить о них, то служители Творца будут злословить о нем наверху.
Итак, нам следует постоянно помнить о том, что, осуждая или оправдывая другого человека, мы своими словами вершим суд над собой.
Перевод – Х. Берман