Бейт Элоким — О тшуве — Определение понятия «тшува» — Часть 3

Дата: | Автор материала: Рабби Моше бен Йосеф из Терани (а-Мабит)

1985

Исследуя понятие «тшува», мы нашли ему верное и исчерпывающее определение, а именно: приближение к Имени (к Всевышнему) <того, кто> отдалился из-за греха.

Теперь а-Мабит подробно разбирает свое определение, каждую часть его по отдельности, в порядке слов, из которых составляется это определение на Святом языке. Глава публикуется по частям, в прошлых отрывках были разобраны понятия «приближение» и «к Имени (к Всевышнему. – Прим. переводчика

Слово «отдалился» указывает на то, что грешник находится «далеко» от Всевышнего все время, пока не раскается. Ведь и тот, кто находится в присутствии царя из плоти и крови, не нарушает его повелений, пока не уйдет от него. А слава Всевышнего наполняет всю землю, и мы совершаем грехи только потому, что не понимаем и не ощущаем этого, как будто Шхина не присутствует на земле. Таким образом, мы как будто отдаляемся от славы Его Присутствия, не обращая внимания во время совершения греха на то, что Шхина и Провидение присутствуют среди нас. Потому что <желание совершить> грех ослепляет наш разум, как сказали мудрецы: «Человек грешит только потому, что в него проникает дух глупости» (Бемидбар Раба 9). Когда же человек раскаивается в содеянном, он осознает, что находится перед Всевышним, благословен Он, поскольку славой Его полнится вся земля. Тогда человеку становится стыдно за то, что он согрешил, и этим он мысленно приближается к Всевышнему, начиная осознавать, что Он рядом, и принимает решение больше не поступать так, как поступил, и выполнять волю Всевышнего, понимая, что Он находится рядом с человеком и видит все, что в нем скрыто.

Поэтому и называются грешник «далеким», а совершивший тшуву – «близким», а когда говорится о тшуве – используется слово «к» (в оригинале используется слово «עד», буквально означающее «до», автор обращает здесь наше внимание на то, что пророки говорили Израилю – вернись вплоть до того состояния близости к Творцу, которое было прежде, чем ты согрешил – прим. пер.): «И возвратишься к Г-споду, Б-гу твоему…», «Возвратись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему…». То есть, вернись из того места, куда ты удалился, и стань близок к Всевышнему, потому что силой тшувы человек постепенно приближается к Нему, пока не достигает Трона славы Его, как говорили мудрецы: «Велико раскаяние – оно достигает Трона славы, как написано: “Возвратись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему…”» (Йома 86).

А слово «грех» (в оригинале: חטא, этим словом обозначают грехи, совершенные ненамеренноприм. переводчика) указывает на то, что даже тот, кто согрешил ненамеренно, должен сделать тшуву, и ему тоже потребуется Качество Милосердия Всевышнего, чтобы грех его был искуплен. Ведь если бы человек внимательно относился к служению Б-гу, и опасался нарушить Его повеления – не оступился бы и не согрешил. А поскольку он отвлек свои мысли от заповеди Б-га – оступился и нарушил ее, даже сам того не желая, поэтому он должен раскаяться в том, что отвлекся от служения своему Создателю. Таким образом, согрешивший снова приблизится к служению Ему, и Всевышний примет его тшуву – Качеством Милосердия своего, так как с точки зрения Cтрогого Суда его следовало бы наказать за то, что он не был достаточно осторожен, и не опасался, как бы не оступиться и не согрешить. Ведь в этом состоит особое достоинство человека, который страшится греха – он опасается совершить грех даже случайным образом.

Тот, кто называется «страшащийся греха», не просто боится согрешить даже единожды – одно это не могло бы считаться особым достоинством среди учеников Раббана Йоханана бен Заккая. Имеется в виду именно «боящийся самого греха», и поэтому не прикасающийся ни к чему, в чем может быть даже малейшее сомнение, что это может привести к греху, – пока не выяснится, что это разрешено без сомнений. Следует всегда помнить, что Всевышний дал нам в Торе повеления и запреты, заповедуя нам, что делать, и предостерегая от того, от чего следует отдалиться. А поступок, который не относится ни к исполнению заповеди, ни к нарушению запрета, называется «разрешенным» – если мы хотим совершить его, нам разрешено это сделать, только <перед этим> мы должны точно знать, что он не является нарушением запрета. Как нам известно, что входит в разряд заповедей, а что – в разряд запретов, так же нам должно быть ясно, что данный поступок действительно входит в категорию разрешенных. Потому что если это не ясно, может оказаться, что он на самом деле относится к категории запрещенных. И человек не имеет права совершать ни одного действия, пока не будет точно знать, что его можно совершить, так как оно не относится к категории запрещенных Торой.

Подобно тому, как объяснялся Авимелех, говоря: «Ведь он сказал мне: она – моя сестра; и она также сказала: он – мой брат. По простоте сердца моего и при чистоте рук моих содеял я это». То есть, мне было ясно, что это разрешено, что нет здесь запрета.

Грешник по незнанию также заслуживает наказания – ему следовало знать, что именно он собирается совершить, до того, как сделать это. Поэтому, если бы не Качество Милосердия, его следовало бы наказать за этот ненамеренный грех, который на самом деле близок к осознанному, так как он мог выяснить <все обстоятельства> и узнать, что ему можно делать <в данном случае>, а что нельзя.

И об этом говорил рабби Йеуда в Пиркей Авот (гл. 4): «Будь внимателен в учении, так как ошибка в учении приравнивается к сознательному преступлению». Имеется в виду, что существует два вида ошибок. Например, в Шаббат человек может забыть о том, что данную работу выполнять нельзя, в то же время помня, что сегодня Шаббат, а может, наоборот, помнить о запрете на данную работу, забыв о том, что сегодня Шаббат. Рабби Йеуда говорил именно о первом случае, который является следствием ошибки в учении, и именно это подобно намеренному нарушению – поэтому человек должен остерегаться, чтобы не забывать то, что выучил. Однако второй пример не связан с ошибками в учении, ведь в нем человеку уже известны все запрещенные в Шаббат работы – он просто забыл, что сегодня Шаббат. Такая забывчивость случается, и она простительна; однако тот, кто ошибся, считая конкретную работу разрешенной оттого, что не учился достаточно, или потому что забыл выученное, отвлекшись от него, хоть и ненамеренно, – близок к сознательному нарушению.

Перевод – рав О. Климовский


http://www.beerot.ru/?p=17646