Бейт Элоким — О тшуве — Определение понятия «тшува»

Дата: | Автор материала: Рабби Моше бен Йосеф из Терани (а-Мабит)

1844

Тшува – это не просто раскаяние, это возвращение (от корня шав, означающего возвращение) к состоянию близости к Б-гу. – Прим. переводчика

Исследуя понятие «тшува», мы нашли ему верное и исчерпывающее определение, а именно: приближение к Имени (к Всевышнему) <того, кто> отдалился из-за греха.

Теперь а-Мабит, как и в прошлом разделе, подробно разбирает свое определение, каждую часть его по отдельности, в порядке слов, из которых составляется это определение на Святом языке.Прим. переводчика

Понятие «приближение» подразумевает намерение человека, совершающего тшуву, приблизиться к своему Творцу, от которого он отдалился, ослушавшись Его, а не просто желание спастись от наказания за прошлое, так как это намерение не приближает человека к Всевышнему. Согрешив, человек поступает дурно вдвойне: он делает плохо самому себе, так как Б-г накажет его, но еще большее зло, совершаемое им, состоит в том, что он гневит Творца, нарушая Его повеление. Ведь и царь из плоти и крови, когда кто-то нарушает его указы, сердится и огорчается, даже если и не собирается наказывать нарушителя, например, если это его друг или сын. Поэтому тот, кто раскаивается в грехе, должен исправить оба дурных последствия. Прежде всего – то, что он прогневил Всевышнего; теперь он должен добиться Его благоволения и вернуться к Нему. А пока он не думает о том, как бы загладить перед Б-гом свою вину, его тшува – ненастоящая, ведь он не возвращается к тому, что было до греха, когда Б-г не сердился на него, и он пока не близок к Б-гу. Настоящая, полная тшува должна служить той же цели, что и корбан (קרבן – жертва, оригинальное слово происходит от корня קרב, означающего приближение – прим. ред.) – искупать грехи человека, которые ведомы ему, и приближать его к Б-гу.

Суть «приближения» заключается в том, чтобы человек укоренил в своем сердце, что даже если Всевышний и не накажет его, он не желает грешить, нарушая заповеди Творца. И пусть просит у Него прощения, и добивается Его благоволения словесно, как сказано: «Возьмите с собой слова, и вернитесь к Г-споду…» (Ошеа 14:3). То есть, ваша тшува должна быть направлена не на то, чтобы избежать наказания, а на то, чтобы удостоиться благоволения Всевышнего и приблизиться к Нему, как мы упомянули выше. Ведь грешник называется «далеким», а когда совершает тшуву, называется «близким», как написано: «…Мир, мир – дальнему и ближнему, – сказал Всевышний, – и исцелю Я его» (Йешаяу 57:19). Пророк здесь учит нас, что мы должны пробудиться, и говорит о помощи, которую Всевышний, благословен Он, оказывает тому, кто возвращается <к Нему>, как говорили мудрецы: «Кто намеревается очиститься, тому помогают» (Йома 38). Ведь тот, кто собирается очищаться, видимо, был духовно нечист, и теперь намеревается очиститься от своих прегрешений, а Всевышний помогает ему вернуться <на путь праведный>.

Помощь эта прежде всего заключается в том, чтобы подготовить сердце человека и направить его на то, чтобы он раскаялся в содеянном, и совершил бы перед Всевышним полную тшуву благодаря тому, что Он пробуждает человека, простирая над ним свой Шатер Мира, подталкивая его сердце и подводя его к раскаянию. А затем, когда человек возвращается к Б-гу, Он тоже идет ему навстречу, давая ему мир, за то, что тот приблизился к Нему, раскаиваясь в прегрешениях и совершая добрые дела. И об этом было сказано: «…Мир, мир – дальнему и ближнему», сначала дальнему – в начале его тшувы, а затем – ближнему, по совершении ее, как было упомянуто. Вначале, когда только появляются в сердце человека мысли о раскаянии, Всевышний простирает над ним Шатер Мира, то есть – пробуждает его к раскаянию, и защищает от страданий и всяческих неприятностей, угроза которых уже нависает над человеком вследствие его прегрешений. А после того, как человек признает свою вину устами своими, встанет на путь добра, исправит свои поступки и полностью очистится от греха и примет искупление, с ним не случится ничего плохого. И это называется «мир», когда он пребывает в тишине и покое, не испытывая более страха перед наказанием за грехи, которые он уже искупил.

Поэтому человек, совершающий тшуву, должен иметь намерение приблизиться к Б-гу и удостоиться Его благоволения после того, как ослушался Его, а не спастись от ожидающего его наказания. Ведь если человек приходит к Всевышнему с разбитым сердцем, будучи подавлен <своими проступками>, наказание его в итоге отменяется. Вернувшийся <к Б-гу> человек уже не наказывается, как сказал пророк: «Давайте вернемся к Г-споду, ведь <это> Он поранил нас, и <Он же> вылечит нас, Он ударил – и <Он> наложит повязку» (Ошеа 6). Пророк хочет научить нас: первое пробуждение тшувы должно быть направлено на то, чтобы добиться благоволения Всевышнего – <чтобы Он прекратил гневаться> из-за нарушения Его повелений. На это намекают слова «Давайте вернемся к Г-споду», то есть, ты не должен бояться наказания, и тшува твоя должна быть направлена не на то, чтобы избежать его. Ведь если ты раскаешься в том, что гневил Творца своим ослушанием, и приблизишься к Нему, как мы упоминали выше, – Он залечит и перевяжет твои раны, поэтому не нужно думать об этом. (Автор говорит о том, кто всем сердцем вернулся к Всевышнему, – такой человек может не бояться наказания, однако тому, кто еще не сделал тшуву, следует весьма и весьма опасаться – прим. ред.) А в словах «ведь <это> Он поранил нас» (когда в Танахе говорится о Всевышнем «Он» – в третьем лице, это означает, что речь идет об аспекте Сокрытого Лица – прим. ред.) содержится намек на то, что пока человек грешен, Всевышний скрывается от него, и об этом сказано «Давайте вернемся к Г-споду». Потому что даже если Он и поразил тебя, когда ты прятался от Него, пока грешил, теперь, когда ты вернулся к Нему и стоишь перед Ним, – Он залечит и перевяжет раны, которые нанес тебе, пока ты прятался. На это намекает слово «Он», которым обозначается сокрытое.

Перевод – рав О. Климовский


http://www.beerot.ru/?p=17556