Путь к настоящей тшуве

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1901

В книге «Шаарей Авода» («Врата Служения») рабейну Йона говорит следующее: «Человеку, который желает служить Всевышнему, следует прежде всего осознать собственную ценность, а также заслуги, величие и достоинства своих отцов и расположение к ним Творца, благословен Он». Понимание этого обязывает вести себя в соответствии со своим статусом. Это одна из основ, на которой Саба из Слободки (рав Натан-Цви Финкель) воспитывал своих учеников, – понятие «гадлут а-адам» (величие человека). Стоит подчеркнуть, что этот подход не противоречит тому, что мы называем «анава» (скромность). Это видно на примере Моше-Рабейну, который был скромнейшим из людей, хотя и знал, что он – тот, через кого Всевышний даровал Тору. Этот принцип подчеркивал также рав Ехезкель Сарнэ (ученик ешивы Слободка, впоследствии возглавлял ешиву Хеврон в Израиле), который говорил, что ученик ешивы никогда не должен забывать, что он – любимец царского дома…

Немного углубимся в смысл десяти дней раскаяния. В книге «Даат Твунот» Рамхаля мы находим высказывание о том, что душа – часть Б-жественного (нешама – хелек Элока ми мааль). Этим автор хочет сказать, что наши души – Б-жественного происхождения. В одном из первых утренних благословений мы говорим: «Наша душа, которую Ты дал нам – она чиста». Живем ли мы, помня, что наши души такого высокого происхождения? Осознаем ли мы то величие, которое в нас заложено?

По моему мнению, настоящая тшува – это возвращение на место, которое подобает занимать человеку. Наше место – быть любимцами царского дома, жить как подобает, подчиняя себя, все свои силы и устремления души обязанности следовать Воле своего Б-жественного источника, и тем самым слиться с ним.

В связи с этим приведем известные слова в Торе (Дварим 30:11-13): «Эта мицва, которую Я заповедаю тебе сегодня… не в небесах она и не за морем… в устах и в сердце твоем возможность исполнить ее». Мнения мудрецов разошлись по поводу того, о какой заповеди говорит Тора: по мнению Раши, здесь имеется ввиду изучение Торы; а по мнению Рамбана – тшува. Раши строит свой комментарий на словах наших мудрецов, а Рамбан – на более простом понимании (пшат). Думаю, они оба дополняют друг друга.

Мой учитель рав Хаим Камиль объяснил это место в Торе от имени рава Лейба Хасмана (духовный наставник ешивы Хеврон): человек думает, что тшува (если следовать мнению Рамбана) – в небесах и за морем. Тора нам говорит, что она не далеко – она у тебя в сердце, у тебя на устах. Но бывает состояние – хосер иторерут (недостаток пробуждения). Об этом говорит Рамбам («Мишне Тора», Илхот Шофар): трубить в шофар – это хок (закон, не имеющий рационального объяснения), но Тора дает нам намек: сказано: «Проснитесь, спящие, от вашего сна», – бывает состояние, когда человек духовно спит.

Когда человек находится в состоянии духовного сна, то для него тшува – это что-то очень далекое. Если бы он удостоился проснуться, тогда он с легкостью смог бы сделать ее своими устами и сердцем.

Мы приближаемся к святым дням – месяц Тишрей и Рош а-Шана, йемей тшува (дни возвращения), Йом Кипур, Суккот, Симхат Тора – это особое время, когда Всевышний нас пробуждает – «встряхивает» от состояния духовного сна.

Здесь уместно привести известное место в Талмуде, трактат Авода Зара (17а): Раби Эльазар бен Дурдай, погрязший в грехах, уже отчаявшийся сделать тшуву, все же смог «приобрести» свой будущий мир за один час. В нем проснулась Б-жственная душа, которая не могла более терпеть ту грязь, в которой он жил.

В Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот и весь месяц Тишрей Всевышний приближается к нам, поднимает нас, и в нас пробуждаются (в особенности, в Йом Кипур) такие уровни нашей души, о которых мы даже не догадываемся. Но если после этого не начать работу над собой в остальные дни года, то наш шанс сохранить в себе озарение святых дней ничтожен.

Нам может помочь пробудиться осознание величия нашей души. Рамо в своем комментарии на «Шульхан Арух» объясняет смысл благословения «Исцеляющий каждую плоть и действующий чудесно»: чудо заключается в том, что Всевышний соединил вместе нашу великую душу и бренное тело. Рав Хаим Виталь в книге «Шаарей Кдуша» («Врата Святости») и Рамхаль в «Даат Твунот» (обе книги есть по-русски) пишет, что наши души до того, как войти в наши тела, находились на ступени выше ангелов (ангелы – относятся к миру Йецира, а души – к миру Брия), но ради того, чтобы человек смог работать над собой и удостоиться награды за свои поступки, Творец ограничил их и опустил в наши тела.

Кроме этих великих дней, подобные ощущения, особую помощь свыше получают люди, возвращающиеся к еврейству (хозрим бэ тшува). Об этом говорится в молитве о возвращении нас и наших близких: «Сделай подкоп под Троном Твоей Славы, чтобы принять нашу тшуву». До возвращения мы настолько далеки, что нужно, чтобы что-то нас зацепило.  Мы просим Творца сделать подкоп тайно от всех, вне правил, и приблизить нас к себе. И несмотря на то, что мы не очистились еще от плохих дел и нет у нас заслуг, Всевышний дает особый подарок – пробуждение Б-жественной души.

Человек, который почувствовал свою Б-жественную душу, должен обратить ее свет на свою повседневную жизнь, т.е. начать работать над собой.

Поэтому, по мнению рава Хасмана, когда Тора говорит о возможности сделать тшуву устами и сердцем, имеется ввиду – после пробуждения в сердце. Только так в нас просыпается искра нашей Б-жественной души.

Тут есть глубокий замысел наших мудрецов, которые объясняют, что это место говорит про Тору. В «Дерех Ашем» Рамхаль говорит о возвышенности духовного влияния, которое Всевышний заложил для нас в Торе. У нас часто нет сил проснуться, но если мы будем трудиться над Торой, то свет Торы пробудит внутренний свет в наших душах. Слова наших мудрецов, приведенные Раши, о том, что заповедь, о которой сказано «Эта мицва… в устах и в сердце твоем возможность исполнить ее» замечательно дополняют слова Рамбана о том, что мицва здесь – это тшува. Тора в наших силах, это подчеркивает порядок в стихе (сначала уста – чтение, а потом – сердце). Мы можем разбудить святость наших душ, погружаясь в свет Торы. Мицва – вначале это Тора, а потом тшува.

В наше время духовной темноты и упадка, когда нам с каждым днем все тяжелее идти по пути Торы, которым шли наши отцы, одним из основных аргументов дурного начала человека стало утверждение, что он не может вернуться полностью и занять подобающее ему место. Такой взгляд на себя полностью лишает человека сил расти в служении Всевышнему и напрочь уводит с правильного пути. Особенно важно знать, что любое продвижение на пути возвращения имеет первостепенное значение, и тот, кто укрепляет себя на этом пути – в итоге поднимается на такую высоту, о которой даже подумать не мог в начале пути. И это в наших силах – постепенно добавлять ступень за ступенью изучение и углубление в слова Торы, несущие нам свет жизни и свет радости.

Заниматься изучением Торой – это в наших силах. И мы можем сделать это своими устами и сердцем!

Подготовила Л. Закс


http://www.beerot.ru/?p=17629