Малхует, зихронот и шофарот — Сущность трубления в шофар

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

4162

После того, как рав Йосеф Альбо устанавливает три принципа веры, он объясняет, что они являются основой понимания трех частей молитвы Мусаф в  Рош а-Шана: малхует, зихронот и шофарот («царства», «воспоминания» и «трубления в рог»). Он пишет: «Это – то, что установили нам мужи Великого собрания (сто двадцать величайших мудрецов в начале эпохи Второго Храма) в молитве Мусаф  в Рош а-шана – три благословения: малхует, зихронот и шофарот, соответственно трем вышеуказанным принципам, – чтобы пробудить сердце человеческое, так как при утверждении должным образом веры в эти принципы человек удостаивается оправдания в суде его перед Всевышним. Ибо благословение малхует соответствует принципу бытия (и безраздельность власти) Всевышнего, и на это указывает формулировка благословения: “И потому надеемся мы на Тебя, Г-сподь, Б-г наш, (и ожидаем) увидеть поскорее великолепие силы Твоей, чтобы (Ты) убрал с земли идолов и истуканов истребил; чтобы исправить мир под царской властью Г-спода… Признают и поймут все обитатели мира…И примут все они бремя царства Твоего”.

Точно так и благословение зихронот, которое говорит нам о Б-жественном наблюдении, награде и наказании, как это видно из формулировки: “Ты помнишь созидание мира и вспоминаешь обо всех сотворенных; пред Тобою открыты все тайны…”

А в благословении шофарот говорится о третьем принципе – Торе с Небес, с самого начала этого благословения: “Ты открылся в облаке славы Твоей над народом Своим, Тобою освященным, чтобы говорить с ними…” И поскольку дарование Торы происходило под звук шофара, называется (эта часть молитвы) шофарот».

Об особой связи между шофаром и Торой говорил Рамхаль в своем сочинении «Маамар а-хохма». Он пишет: «Еще нечто очень важное есть в этом дне, и это – (трубление) в шофар, о котором было заповедано, ибо особое свойство шофара – укрепление добра и подчинение зла… И при даровании Торы вышло добро из зла, и одолело его, и получило власть… И вот, первоначальное укрепление добра свершилось посредством  шофара при даровании Торы, и об этом сказано: “И звук  шофара становился все сильнее” (Шмот, 19:19). Также и завершение этого исправления, которое произойдет в будущем, когда добро победит окончательно, свершится посредством  шофара, как сказано: “Вострубят в большой шофар” (Йешаяу, 17:13). Но нам, однако, приказано было трубить в Рош а-Шана, чтобы усилить исправление, свершившееся уже при даровании Торы, и, тем самым, подготовить то, что должно свершиться в будущем».

Из слов Рамхаля мы видим, что цель Торы и шофара – одна и та же! И цель эта – укрепление добра и подчинение зла. При даровании Торы Израиль достиг такого духовного очищения, которого достиг Адам до его греха, согласно сказанному нашими мудрецами о том, что «когда змей овладел Хавой, он впустил в нее скверну, а когда Израиль стоял у горы Синай, отстала от них эта скверна» (Шаббат, 146а). Смешение добра и зла имеет свой источник в грехе первого человека, и при даровании Торы сыны Израиля поднялись над этим и достигли положения, при котором зло подчинено – силой Торы и шофара. Подчинение зла посредством шофара подготовило их к пророчеству на ступени «лицом к лицу», так как малейший изъян в душевных качествах – это завеса, создающая преграду для достижения пророчества (Рамбам, Шмона праким, 87).

То, что побуждает к подчинению зла – это (трубление) в шофар, практическое действие, направленное на подчинение зла, посредством Торы. И это – основа веры в Тору с Небес, и смысл ее – знать, что Тора дана с Небес человеку, чтобы человек поднялся с ее помощью к полноте и совершенству добра, пока не останется в нем зла совершенно.

И так же, как из года в год побуждает нас к тому шофар в Рош а-Шана – точно так человек обязан в своих практических действиях стремиться к подчинению зла, как к продолжению дарования Торы (пока добро не победит окончательно).

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=18197