Суд Рош а-Шана

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2004

Говорит рабби Меир: «Коль а-осек бе-Тора лишма» – тот, кто занимается Торой ради нее… Мы уже приводили самое общее определение изучения Торы лишма, ради нее самой – это означает ради того замысла, который в ней заключен. Именно в таком изучении состоял изначально замысел Всевышнего, когда Он давал нам Тору. Продолжает рабби Меир: «зохе ли-дварим арбэ» – удостаивается многих вещей. Есть дискуссия среди комментаторов: что такое эти «многие вещи»? Имеется ли в виду то, что рабби Меир перечисляет дальше, или же есть что-то помимо перечисленного? Кроме этого, говорится «коль а-олам магиа ло» – весь мир причитается ему. Именно эту вещь хотелось бы немного объяснить, потому что это касается всех нас перед Рош а-Шана.

Разберем известные комментарии Раши на Хумаш в двух местах: первое место – Берейшит, первый стих в Торе, а второе – «йом а-шиши», в конце Творения. Раши говорит, что «берейшит» переводится буквально, как «в начале», и есть в этом скрытый смысл – «берейшит» читается как «бишвиль рейшит» – для начала. Для какого начала создан мир? Раши приводит два объяснения: во-первых, это Тора, которая называется «рейшит», а во-вторых, это Израиль, который также называется «рейшит», начало. Таким образом, получается, что весь мир был создан ради Торы и ради Израиля. А вот что такое Израиль – вопрос очень непростой.

В недельной главе Лех Леха говорится в связи с нашим праотцем Авраамом про «души, которые сделали в Харане». Комментируют это так, что Авраам принимал геров-мужчин, а Сара – женщин, по отдельности. Это место комментирует Ункелус, который сам был гером, и комментарий (таргум) которого мы читаем постоянно на недельную главу – 2 раза текст на святом языке и один раз – таргум Ункелус. Говорит он так: души, которые сделали – подчинили их Торе. Тут сказано нам, что вся суть принятия еврейства в том, что человек принимает на себя исполнение Торы, и в этом же суть Израиля – принятие на себя исполнения Торы. Конечно, еврейство передается и по матери, но, по большому счету, Израилем называется именно тот, кто принимает на себя исполнение Торы. Этот ответ на вопрос «что такое Израиль?» объясняет то, что сказано в комментарии Раши на первый стих Торы: «берейшит» – главное – это Тора и Израиль, связанные друг с другом.

Тора дана для того, чтобы люди в этом мире приняли ее и исполнили. Замысел Всевышнего для раскрытия Торы в этом мире – тот народ, который примет Тору и исполнит ее при любых обстоятельствах. Если мы исполняем Тору в этом мире, мы получаем все те блага, которые Всевышний стремится нам дать. Именно поэтому говорится, что тот, кто занимается Торой лишма, ради нее самой, удостаивается многих вещей, практически всего. Именно об этом говорится дальше, что весь мир как будто создан ради него.

В недельной главе Берейшит приводятся названия дней недели: йом эхад – день первый, йом шейни – день второй, и так далее, без артикля ה до шестого дня, про который сказано – а-шиши, то есть, добавлен определенный артикль. Как известно, в Торе нет лишних букв, и этот артикль, эта буква ה также имеет смысл. Раши комментирует это место так: «Добавил ה к йом шиши в конце Творения, чтобы поставить условие для Творения, что примет народ Израиля пять книг (численное значение буквы ה – пять) Торы». Если это условие не исполняется, то и весь мир не имеет смысла! Пишет Раши дальше: «Йом а-шиши говорит нам, что все дни до этого мир как бы “висел в воздухе”, а приобрел прочную основу лишь в йом а-шиши. Роль артикля ה в этом – подсказать, что имеются в виду не все пятницы человеческой истории, а именно 6 Сивана, когда евреи приняли Тору». В «йом а-шиши бе-сиван», 6 Сивана с принятием Торы было завершено Творение мира. Слова, которые мы взялись объяснить в начале урока, «удостаивается многого, и причитается ему весь мир», написаны именно приведенным комментарием Раши на Берейшит.

Мы приближаемся к Рош а-Шана, и в этот день мы будем молиться самую длинную молитву в году – мусаф Рош а-Шана. Эта молитва состоит из трех частей: Малхуёт, Зихронот и Шофарот. В Шофарот, в частности, мы упоминаем получение Торы на горе Синай. Для нас этот день имеет особое значение: мы должны не просто проговорить словами, но и принять и прочувствовать всем свои естеством то, что Всевышний – наш Царь. Мы принимаем Его царство и, по большому счету, это подобно получению Торы.

При получении Торы мы произнесли «наасе ве-нишма» – исполним и будем внимать. Суть Рош а-Шана – принять на себя царство Всевышнего. Мы видим, что изначально Творение и Получение Торы было разделено по времени, между ними – 2000 лет. Каждый Рош а-Шана эти два события тесно переплетаются: с одной стороны, мир обновляется, а, с другой стороны, мы заново принимаем на себя исполнение и изучение Торы.

Есть еще один вопрос, волнующий многих: к чему относится суд в Рош а-Шана? Многие думают, что основное – это решение о наших доходах, жизни, здоровье. Однако мудрецы Торы объясняют, что суть суда в Рош а-Шана состоит в другом (точнее, не отрицая суда над доходами и жизнью, они признают, что это – не основное). В  первом благословении «Шмонэ Эсре» между Рош а-Шана и Йом Кипуром мы говорим «зохрейну ле-хаим» – вспомни нас для жизни (при этом мы не говорим «ле-хаим товим» – для хорошей жизни), и далее: «Мелех хафец бе-хаим» – Царь, желающий жизни, «вехотвейну бе-сефер а-хаим» – и запиши нас в Книгу жизни, «лемаанха Элоким хаим» – ради Тебя, Б-г живой. Таким образом, всего четыре раза в первом благословении мы упоминаем жизнь (все это верно для сидуров с нусах ашкеназ, нусах сфарад немного отличается). В конце «Шмонэ Эсре» мы уже говорим про «хаим товим», хорошую жизнь: «запиши для хорошей жизни», в обеих вставках.

Рав Хаим Фридлендер приводит этому следующее объяснение: самое главное – это жизнь вечная; именно поэтому праведники даже после смерти называются живыми, «хаим», а злодеи даже при жизни – мертвыми, «метим». Получается, что наша просьба о жизни – это на самом деле желание удостоиться жизни в будущем мире. Это – первая часть суда в Рош а-Шана, и так считают Тосафот и Рамбам. Наша задача в этом мире – удостоиться того, чтобы мы назывались «бней олам а-ба», удостоились удела в будущем мире, насладиться которым мы сможем после смерти. Если же человек не бен олам а-ба, то очень и очень нехорошо ему и в этом мире.

Однако еще и в этом мире нам надо как-то просуществовать, поэтому мы завершаем молитву «Шмонэ Эсре» просьбами о хорошей жизни, «хаим товим». Каждый день нас подстерегают трудности, жизнь в этом мире – это, по большей части, преодоление себя и обстоятельств, поэтому мы просим Всевышнего о том, чтобы удостоиться благословения и в этом мире.

Все мы будем молиться в Рош а-Шана и просить Всевышнего о милости. Как удостоиться этой милости? В первую очередь, для этого надо поставить себя в категорию Израиль, которые приняли на себя Тору, живут по Торе, стремясь и работая над тем, чтобы раскрыть Тору в жизни так, как нам это заповедовал Всевышний.

Именно поэтому тот, кто учит Тору ради нее самой, лишма, удостаивается многого, и весь мир – для него: благословение находит его в этом мире, и при этом он зарабатывает себе будущий мир, он – бен олам а-ба. В жизни человека есть основная цель – изучением Торы раскрыть идею и замысел существования нашего народа в этом мире. Возможен у человека и иной удел: например, кто-то занимается бизнесом и зарабатывает деньги. Если при этом заработанные деньги он вкладывает в изучение и распространение Торы в мире, то он – бен олам а-ба. Есть люди, которые отдают на изучение Торы больше, чем только десятину, иногда даже половину заработка – и так разрешено делать, и это угодно Всевышнему потому, что изучение Торы это не просто одна из 613 заповедей – в этом весь замысел Творения! Человек сам решает для себя, как он хочет получить удел в Торе, это его выбор! Наша задача – и во время учебы, и занимаясь другими делами – поставить себя на такое место, чтобы жить, как угодно Всевышнему. Это и называется «хаим», «хаим би-рцоно», и это именно та жизнь, которая имеет естественное продолжение в будущем мире.

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=18201