Яблоко с медом — Уроки рава Яакова Галинского

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

5781

Приближается Рош а-Шана. Надо готовиться. Купить календарь на следующий год. Некоторые покупают, чтобы каждый день знать, в котором часу уже можно молиться «Ватикин». Некоторые хотят знать, до какого часа можно говорить «Шма» по самому строгому мнению. Или по менее строгому. А некоторые хотят знать, когда пробьет полдень, то есть до которого часа еще можно помолиться Шахарит…

Вот и я купил календарь. И рад был отметить, что издатель на первой же странице благословил меня: «Пусть начнется этот год, и снизойдут на нас его благословения». Амен! Да будет так! И да будет благословен благословляющий!

Начинаю листать календарь. Интересно, сколько будних дней выпадает на холь а-моэд Суккот, будет ли в этом году Пурим Мешулаш, в какой день недели начнется Песах? А на какой день недели выпадет следующий Рош а-Шана? Пролистав календарь до последней страницы, я в ужасе замираю.

В клеточке последнего дня еще не наступившего года написано еще одно пожелание: «Пусть закончится этот год, и покинут нас его несчастья». Что это значит? Прикуси язык! Что я тебе сделал?

Я молюсь, прошу быть записанным в Книгу жизни, благословения, мира, достатка, здоровья, счастья и почета: «Отец наш, Царь наш! Наполни руки наши Твоими благословениями, наполни амбары наши, чтобы мы ели досыта». Я собираюсь есть финики, гранат и другие симаним, и просить у Всевышнего года сладкого, как яблоко с медом. А ты уже заранее уверен, что мои молитвы не будут услышаны, и что меня, не дай Б-г, ждет год, полный несчастий?! Это – то, что я заслужил, купив твой календарь?! Где же благодарность?

И вообще. У тебя, что, есть дар пророчества? Интересно, это ты только в моем экземпляре написал такое? Но если подумать, все становится понятно.

Гнев ослепляет. «Всякий гневающийся» — кто бы он ни был — «если он мудр» — даже если он мудр, как Моше рабейну — «мудрость покидает его» (Псахим, 66б). Но, задумавшись, мы понимаем, что повода для гнева нет. В данном случае нет необходимости в даре пророчества, ведь это прямым текстом записано в Гемаре. Тана раби Шимон бен Элазар говорит: «Эзра повелел Израилю перечислять в канун Рош а-Шана все несчастья, произошедшие за минувший год». Для чего? Сказал Абайе: «Чтобы закончился этот год, и с ним закончились наши несчастья» (Мегила, 31б).

Так. Ну и чего мы добились? Теперь, вместо претензий к издателю календаря, мы имеем претензии к Абайе и к Эзре! А значит, это относится не только ко мне, и речь идет не только о наступающем годе. Эзра, который был достоин того, чтобы Тора была дана через него, просто Моше жил намного раньше (Санедрин, 21б), постановил это для всего еврейского народа на все поколения! Как будто заранее знал, что не будет года без несчастий!

Ну, если бы он жил в изгнании, это еще как-то можно понять. С тех пор, как Храм был разрушен, дня нет, чтобы не случилось чего-то, что еще хуже, чем то, что случилось накануне (Сота, 49а). Но ведь Эзра построил Второй Храм, восстановил служение в Храме, аннулировал дурное начало, влекущее к идолопоклонству, и уменьшил дурное начало, влекущее к разврату (Йома, 69б). Уж у него-то были все причины надеться на лучшее. И именно он постановил вспоминать в конце года, что год этот был полон несчастий, и желать, чтобы закончился этот год, и несчастья вместе с ним!

А если мы посмотрим на эту проблему еще внимательнее, то мы удивимся еще больше. Для чего мы молимся? Мы надеемся, что наши молитвы будут услышаны, что они не пропадут втуне. Не будут напрасными. А если наши молитвы были услышаны, и с окончанием года несчастья прекратились, о чем же мы будем просить еще через год? Несчастий-то больше нет!

Ну?! Каков ответ?

А ответ очень прост!

Дело в том, что понятия несчастья и благословения – понятия относительные. И существует бесконечно много ступеней того и другого.

Я помню, в Сибири [рав Галинский прошел советские лагеря] нам было нечего есть. Мы голодали. Шагали по снегу в рваных ботинках, в страшные морозы могли надеть лишь рваную рубаху. О чем мы думали в канун Рош а-Шана, говоря: «Пусть закончится этот год, и покинут нас его несчастья»? Владыка мира, сделай так, чтобы в будущем году было хлеба досыта, чтобы мы не голодали. Чтобы были у нас целые ботинки. И целые рубашки. А если мы обретем милость в Твоих глазах, обеспечь нас, по доброте Своей, пальто на зиму. Теплым, драповым пальто. Тогда мы будем чувствовать себя, как будто удостоились Будущего мира. Про варежки речи не было, варежки бывают только в раю!

Как сказал Гурский ребе (автор «Хидушей а-Рим») по поводу стиха «И увидел их беду, услышав их молитву» (Теилим, 106:44): «Услышав, чему они радуются, можно увидеть, насколько им плохо» (в стихе используется слово «рина», которое можно перевести и как «радость», и как «молитва», точнее, один из видов молитвы – прим. пер.). Как мы радовались картошке или паре целых шерстяных носков!

И Всевышний помог. Мы вышли из тьмы на свет, из рабства на свободу. И вот, наконец, у нас есть хлеба вдоволь, рубашка целая, ботинки крепкие. И даже пальто и варежки. Ну и как? Райское наслаждение? Песнь восхваления? Да где там!

Посмотри на наши беды, Отец милосердный! Такое простенькое пальто. И всего одно… Пусть закончится этот год, и покинут нас его несчастья. Чтобы мы могли заполнить шкаф одеждой и ящик обувью.

«Тот, у кого есть сто, хочет двести». То, что он хочет двести, это нормально. Это – в природе вещей. Но можно ли считать те сто, которые у него есть, несчастьем?! Какая черная неблагодарность! Давайте сначала поблагодарим за сто, а потом будем просить двести!

Поблагодарим за минувший год, и за все годы, предшествовавшие ему. Поблагодарим за жизнь, за здоровье, ведь это так много. За то, что есть хлеб, есть, что надеть. За крышу над головой. За семью, за друзей. «За все это, Г-сподь Б-г наш, мы благодарим Тебя…» А потом попросим еще. Поблагодарим за яблоко, а потом попросим, чтобы оно было с медом. Иначе, не дай Б-г…

Давайте не будем ничего придумывать, просто прочтем Хумаш с Раши: «Никакого полевого кустарника еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не посылал Г-сподь, Б-г, на землю, и человека не было, чтобы обрабатывать землю» (Берешит, 2:5). Объясняет Раши: «Почему не было дождя? Потому что еще не было человека, который бы обрабатывал землю и осознавал необходимость дождей. А когда пришел человек, и понял, что миру необходим дождь, и молился о нем, пошел дождь, и выросли деревья и травы».

Что говорит Раши? Каждый ребенок знает. Некому было молиться, поэтому не было дождя. Неправильно. Не это говорит Раши!

Прочтем еще раз: «Потому что еще не было человека, который бы обрабатывал землю и осознавал необходимость дождей». Говорит Маараль в книге «Гур Арье», что нельзя делать добро тому, кто не осознает, что это добро!

Мы так много получаем от Всевышнего, и при этом способны думать только о том, чего у нас пока нет. Все время просим еще, а в том, что имеем, видим несчастье. Может ли быть большая неблагодарность?!

Мы что, заключили договор, обещающий нам, что то, что у нас есть сейчас, будет всегда? Со всех сторон – катаклизмы, катастрофы. Здоровье расшатывается, источники пропитания урезаются, семьи разваливаются. Земля дрожит, крыша рушится. А мы – с яблоком в руках – жалуемся, что меда не хватает. Что скажут о нас наверху?

Нельзя делать добро тому, кто не осознает, что это добро! Надо что-то менять. Ради нашего же блага и нашего же счастья мы должны благодарить Всевышнего за то, что у нас есть. Просить, чтобы было и дальше. «Спасибо Тебе, Владыка мира, что начался этот год, а с ним – и его благословения. Так много прекрасных, замечательных благословений». И лишь потом, в свете вышесказанного: «Пусть он закончится, и покинут нас его несчастья». То, что было не вполне совершенно, пусть достигнет совершенства.

Спасибо за яблоко. Яблоко само по себе. И пожалуйста, дай нам для него меду! И заметьте, когда мы едим яблоко с медом, мы произносим благословение на яблоко, не на мед!


http://www.beerot.ru/?p=37495