Великие мудрецы Торы о месяце Элуль

Ешива Кельм: улыбнитесь – это Элуль!

С наступлением месяца Элуль ешива Кельм становилась очень серьезным местом. Трепет перед наступающим Днем Суда витал в воздухе. Ученики ощущали важность предстоящих дней и были глубоко погружены в мысли о самосовершенствовании. В какой-то момент атмосфера настолько сгустилась, что студентам пришлось прийти к соглашению о том, что каждый будет стараться изо всех сил пересилить себя и приветствовать товарища с улыбкой и радушием. Улыбка была тем выражением лица, которому не суждено было бы появиться в ешиве Кельма в это время года, если бы не соглашение. Это было очень похоже на Кельм – перевернуть весь мир только затем, чтобы расставить все по местам. Система непрекращающегося самосовершенствования, но при этом самым ценным в таком упорстве было как раз то, что в погоне за будущим миром всегда имела место забота о ближнем – чтобы, не дай Б-г, никто не остался обиженным.

Это был великий принцип основателя движения Мусар, рава Исраэля Салантера: работа над Б-гобоязненностью и тщательным исполнением Закона ни в коем случае не должна быть в ущерб кому бы то ни было. Он рассказывал историю о том, как однажды повстречался с одним очень Б-гобоязненным человеком в синагоге накануне Йом Кипура. Рав Исраэль задал ему вопрос, но человек был настолько погружен в важность наступающего дня, что в его ответе не было и тени радушия. Рав Исраэль сказал себе: «Ведь это не моя вина – то, что он так напуган Днем Суда? Добрые дела, которые так важны для него сейчас, требуют как раз, чтобы он отвечал мне с радостью!»

Элуль: когда злодеи и праведники стоят в очереди

Рав Йехезкель Ландо («Нода би-Йеуда»)

Гемара в трактате Рош а-Шана (16б) говорит о том, что в Рош а-Шана открыты три книги: злодеев, праведников и средних людей. Праведники немедленно записываются в книгу жизни… Один из величайших мудрецов своего поколения, рав Йехезкель Ландо (автор книги «Нода би-Йеуда») задается вопросом: почему злодеи судятся первыми, если в Гемаре написано, что Царь судится прежде всех остальных людей из уважения к его высокому положению? И еще: почему, когда приходит время записывать приговоры разных людей в разные книги, первыми записывают праведников? На оба эти вопроса рав Ландо отвечает следующим образом.

Гемара говорит о том, что мы живем в перевернутом мире. Злодеев часто принимают за праведников, и наоборот. Всевышний прежде всего принимает состоятельных и уважаемых членов общины, которым полагалось бы быть также и праведными. После того, как их истинная сущность раскрывается перед судом Творца, вердикт откладывается, и им приходится ждать, пока настоящих праведников записывают в книгу жизни.

Второй ответ, который дает рав Ландо, объясняет то, почему злодеи судятся первыми – это одно из проявлений бесконечной доброты Всевышнего. Поскольку злодеи никогда не прекращают нарушение заповедей, то и в Рош а-Шана они успевают перекинуться парочкой слов лашон а-ра или совершить что-нибудь неприглядное, пока ждут своей очереди. Именно поэтому суд максимально ускоряется, чтобы не допустить еще большего вреда для них самих. С другой стороны, праведники, которые постоянно исполняют заповеди, радуются каждому дополнительному мгновению, за которое они успеют «схватить» еще несколько добрых дел перед своим судом.

Простой секрет, как заработать хороший год

Рав Шломо Залман Ойербах

Мишна в трактате Рош а-Шана говорит нам о четырех днях суда каждого года: Песах, Шавуот, Рош а-Шана и Суккот. Гемара объясняет, что для каждого дня существует специальное жертвоприношение, которое помогает нам удостоиться хорошего приговора. В Песах Всевышний судит о пшенице в поле, поэтому по своей милости Он дал нам заповедь приношения Омера. В Шавуот, когда Всевышний судит плоды деревьев, мы приносим Бикурим, первые фрукты, как подарок священникам в Храме. В Суккот наступает время суда о зимнем дожде – и поэтому мы льем воду на Жертвенник.

А что же в Рош а-Шана, когда Всевышний судит людей? Какое жертвоприношение мы можем принести, чтобы удостоиться хорошего года? Рав Шломо Залман Ойербах отвечает, что в Рош а-Шана мудрецы указали нам на слова Торы «Вааситем Ола»: вы должны сделать приношение Ола, вместо обычно используемого слова «Веикравтем» – принесите в жертву. Толкователи объясняют, что на практике это означает, что каждый сам себя должен сделать жертвой.

Но как человек может сделать себя – жертвой? Рав Шломо Залман говорит, что именно добровольное принятие на себя суда Творца на будущий год и есть признание Всевышнего своим Царем. Если мы удостаиваемся стоять в страхе и трепете и понимать, что в эти несколько мгновений в синагоге решается вся наша жизнь, и если мы верим в это всем сердцем – мы посвящаем себя Царю Царей! И если мы можем принести такую жертву, то точно удостоимся хорошего года!

Перевод – А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=17563