Алейну Лешабеах — Глава 1

Дата: | Автор материала: Рав Барух Шломо Рабинович

2939

1. Алейну как часть молитвы

Сборник «Коль бо» (гл. 16), говоря о значимости молитвы Алейну лешабеах, пишет следующее: «Я слышал, что эту молитву составил Йеошуа в момент взятия Йерихо и зашифровал в ней свое прежнее имя – Ошеа (из скромности не желая пользоваться именем Йеошуа, которое дал ему Моше – прим. пер.)». Четыре первые фразы Алейну начинаются с четырех букв этого имени (в обратном порядке). В книге «Седер а-Йом» есть и еще интересное сведение: стены города Йерихо пали именно вследствие того, что Йеошуа произнес молитву Алейну семь раз в обычном порядке, и семь – в обратном. (Традиция приписывает Йеошуа авторство только первой части Алейну, вторая была добавлена позже, есть мнение, что ее автор – раскаявшийся Ахан, начальные буквы первых трех слов ее составляют его имя – прим. пер.)

Почему эта хвалебная молитва была составлена именно тогда? Поясняет наш учитель и наставник, рав Х. Фридлендер, благословенна память о праведнике, в книге «Сифтей Хаим» (раздел Праздники, ч. 1): «Взятие Йерихо принципиально отличалось от захвата остальных городов Земли Израиля… Йерихо представлял собой цитадель сил духовной нечистоты – тумы, а избавиться от духовной нечистоты и Ситра Ахара или подчинить их можно только с помощью чуда. Поэтому именно после завоевания Йерихо, которое получилось чудесным образом, Йеошуа и составил эту великую хвалебную молитву – Алейну лешабеах, где отразилось единство Творца, Его величие и Царство над миром, с одной стороны. А с другой – ничтожность и недолговечность идолопоклонников и их божков, связанных с силами тумы…»

Изначально Алейну стала частью молитвы в качестве вступления к малхуйот (подборка псуким, говорящих о Всевышнем, как о Царе мира – прим. пер.) в молитве Мусаф на Рош а-Шана. Позднее раббан Йоханан бен Заккай ввел ее в состав ежедневной молитвы. О причинах его постановления пишет «Олат Тамид» от имени «Тшуват а-Геоним» так: «Человек обязан каждый день укреплять свою веру. Эта обязанность выводится из толкования пасука “Знай же ныне и укорени в сердце своем, что Господь есть Б-г на небесах, вверху, и на земле, внизу; нет более <никого>”…».

О том, почему именно раббан Йоханан бен Заккай постановил читать Алейну каждый день, пишет «Сифтей Хаим»: «раббан Йоханан был руководителем еврейского народа в эпоху разрушения Храма и начала эдомского изгнания. И для того, чтобы укрепить и возвысить дух народа и его веру в Творца, благословен Он, постановил, чтобы читали Алейну после каждой молитвы, так как в ней мы подчеркиваем низменность идолопоклонников с их божками и величие сынов Израиля, избранных Всевышним для служения Ему. А также принимаем на себя ярмо Царства Всевышнего, благословен Он, – и все это должно служить поддержкой народу Израиля во всех поколениях».

Что говорит современная Алаха по поводу этой молитвы? «Маген Авраам» (Орах Хаим, 132:1) пишет: «В старых рукописях мы находим, что следует читать Алейну после каждой из трех ежедневных молитв. И в книге «Кнессет а-Гдола» написано, что так принято делать, однако автор «Штей Ядот» приводит мнение, согласно которому не нужно читать Алейну после Минхи». «Седер а-Йом» подробно разбирает подход тех, кто считает ненужным чтение Алейну после Минхи – он утверждает, что ее подобает включать только в те молитвы, в которых присутствует провозглашение Единства Всевышнего, а именно – Шма Исраэль. В Минху же не читают Шма, поэтому не стоит молиться и Алейну. Однако «Мишна Брура» (там же, п. 7) пишет: «в наших краях принято делать так (то есть, читать Алейну и после Минхи) везде, кроме больших синагог, где обычно молятся Маарив сразу следом за Минхой – там не нужно читать ее после Минхи, так как та молитва Алейну, которую прочтут после Маарива, будет засчитана как завершение и для Минхи». (У нас также не принято читать Алейну после Шахарита, если за ним следует Мусаф (хотя у некоторых общин встречаются и другие обычаи), по той же причине. Соответственно, и после Минхи в Йом Кипур ее не читают, равно как и после идущей прямо за ней Неилы – ведь обе они вплотную примыкают к Маариву. В этом вопросе тоже есть общины, поступающие иначе.)

Понять смысл этого обычая – не произносить Алейну после Минхи, если за ней вплотную следует Маарив, можно на основе написанного в комментарии «Байт Хадаш», он же «Бах» (133:1): «И произносит Алейну лешабеах… Смысл этого в том, чтобы перед тем, как отправиться домой после молитвы, закрепить в сердце понятие Единства Царства Небес (то есть Всевышнего – прим. пер.) …». Теперь понятно, что если после Минхи люди не расходятся по домам, а остаются на Маарив, им достаточно прочесть Алейну после Маарива.

И еще я слышал от одного уважаемого талмид хахама, да продлятся его дни, что этот обычай можно также объяснить на основе «Лвуша», который видит в чтении Алейну тот же смысл, что и в заключительных трех благословениях Шмонэ Эсрэ – как раб, получив подарок от господина, восхваляет его, прежде чем уходит, так и мы завершаем молитву хвалой Всевышнему. Аналогично Шмонэ Эсрэ устроена и вся молитва – в самом конце ее следует восхвалить Творца, и поклониться Ему напоследок, прежде чем покинуть синагогу, подобно слуге, который кланяется своему господину, выходя от него. В соответствии с этим объяснением можно понять, что те, кто не уходят домой после Минхи, а сразу начинают молиться Маарив, могут обойтись чтением Алейну только после Маарива.


http://www.beerot.ru/?p=20498