Алейну Лешабеах — Глава 11

Дата: | Автор материала: Рав Барух Шломо Рабинович

1608

11. Принятие Ол Малхут Шамаим (Владычества Всевышнего)

В книге «Нефеш а-Хаим» (ч. 4, гл. 4) приводятся слова святого Зоара (гл. Беар 108:1): «Что такое Ол Малхут Шамаим? – это подобно тому, как на быка надевают ярмо… чтобы он мог приносить пользу… так и человек должен сначала принять на себя Ол Малхут Шамаим, и после этого он сможет служить Всевышнему, а пока не примет Ол Малхут Шамаим, не сможет…». Как мы видим, Зоар приводит в пример быка – очевидно, что если на него не надеть ярмо, невозможно будет извлечь никакой пользы из его работы. Так и человек – если он намерен по-настоящему служить Всевышнему, он должен прежде всего принять на себя власть Небес.

Что же это означает на деле – принять на себя Ол Малхут Шамаим? Главным в этом является осознание человеком того, что он должен постоянно выполнять волю Творца. Особенно следует пробуждать свое сердце и укреплять в нем эту мысль во время чтения Шма Исраэль и Алейну лешабеах, чтобы не быть одним из тех, о ком в свое время метко высказался гаон рабби Исроэль Салантер: «Некоторые люди, произнося Шма Исраэль, провозглашают Владычество Всевышнего над всеми мирами, забывая, однако, принять Его Владычество на себя».

И так сказано об этом в книге «Седер а-Йом»: «Произнося Алейну, следует мысленно принять на себя Ол Малхут Шамаим, Единство Всевышнего и Его Б-жественность. Мы свидетельствуем об этом во время чтения Шма и Алейну лешабеах, в которых зашифрованы буквы слова эд (свидетель). В Шма – это две выделенные большие буквы в первом стихе, а в Алейну – это первая буква первого слова (עלינו) и последняя – последнего (עוד)». (Прим. пер. – интересно, что автор, среди многих других, кто писал об этой молитве, имеет в виду именно первую часть Алейну, однако вторая часть тоже заканчивается буквой ד’ из слова אחד.)

Все это стоит иметь в виду и во время чтения второй части Алейну, в которой мы выражаем надежду на то, что все примут Ол Малхут Шамаим, и зло полностью исчезнет. Приступая к чтению этого отрывка, мы должны, опять же, прежде всего принять власть Небес на себя. Я слышал от одного важного талмид хахама, да продлятся его дни, очень ценный совет: в течение месяца Элул постараться читать этот отрывок с особой каваной (очень сосредоточенно, концентрируясь на смысле произносимых слов) – в преддверии Рош а-Шана, центральное место в молитвах которого занимают темы прославления Царства Всевышнего и уничтожения зла. Это перекликается и с замечанием, которое сделали наши мудрецы в трактате Рош а-Шана (16а), говоря как бы от имени Всевышнего: «Читайте малхуйот (подборка стихов из Танаха, говорящих о Всевышнем, как о Царе мира), чтобы принять Владычество Мое на себя» – то есть, недостаточно просто произносить слова о том, что Всевышний – Царь вселенной, надо наполнять их смыслом, действительно принимая этот факт.


http://www.beerot.ru/?p=20508