Желающий Тшувы — Глава 1

Дата: | Автор материала: Рав Барух Шломо Рабинович

3333

© Все права сохраняются за автором. Запрещается любое копирование в целях продажи без письменного разрешения правообладателя.

Перевод – рав О. Климовский по заказу Фонда «Беерот Ицхак»

Глава 1. «Главное в тшуве, ее основа и начало – это Тора»

Благочестивый Гаон рабби Авраам, брат рабби Элияу – Виленского Гаона, разъясняя назначение своей книги «Маалот а-Тора», во вступлении к ней пишет так: «Мы находим, что главное в тшуве, ее основа и начало – это Тора (да возвысится она!), как сказали мудрецы: «Тора приводит к осторожности и т. д.» (Авода Зара 20б). И об этом же говорит святой Зоар: «Тот, кто отдаляется от Торы – отдаляется от Всевышнего» (гл. Эмор 89б), и также невозможно достичь ни одного достоинства, или хорошей черты характера, или какой-то степени Б-гобоязненности, кроме как с помощью Торы».

Сказали мудрецы: «Создал Я дурное начало, создал для него Тору в качестве целительной приправы» (Кидушин 30б). А Рамхаль в 5 главе книги «Месилат Йешарим» пишет так: «Очевидно, что если Создатель сотворил против этой напасти только одно средство, то излечиться от нее человеку без этого лекарства невозможно никаким образом. А тот, кто думает спастись иным образом, ошибается… И никто не знает, что это за болезнь – дурное начало, и какова его сила, кроме Творца, его создавшего. И Он предостерег нас, что средство от этой болезни – Тора… Если человек занимается Торой, видит ее пути и понимает ее заповеди и предостережения, то, в конце концов, в нем само собой зародится душевное стремление, которое приведет его на путь добра. И об этом сказали мудрецы благословенной памяти (Вступление к Эйха Раба, 2): «Пусть бы [даже] оставили Меня, но сохранили Тору! (То есть, продолжили бы изучать ее – прим. ред.) Ведь ее свет вернет их к добру!»».

И более развернуто он писал об этом в книге «Дерех а-Шем»: «Наши мудрецы открыли нам великую тайну: если бы злодеи не оставляли изучение Торы, в конце концов они возвратились бы к добру. Так как… слова Торы святы сами по себе, и при постоянном занятии ими повлекут раз за разом небольшое пробуждение… которое, в конце концов, пересилит и вернет человека к добру. И об этом сказали мудрецы: «Пусть бы [даже] оставили Меня, но сохранили Тору», ибо из-за того, что будут заниматься ею, заключенный в ней свет вернет их к добру» (часть 4, гл. 2).

Также написано в трактате Хагига 3б, что рабби Элазар бен Азарья (по другой версии – рабби Йеошуа) толковал стих «Слова мудрецов подобны стрекалам» так: «Почему слова Торы сравниваются со стрекалом? Чтобы научить тебя: как стрекало направляет быка на борозду, <которую он сейчас должен вспахать>, чтобы произвести на свет жизнь (то есть, взрастить благодаря этому хлеб из земли – прим. переводчика), так и слова Торы уводят тех, кто их изучает, с пути смерти, направляя на путь жизни».

В книге «Нефеш а-Хаим» (4:32) о словах благословения о тшуве в молитве Шмонэ Эсрэ «Верни нас, Отец наш, к Торе Твоей… и к полной тшуве перед Тобой», написано так: «Ибо основой настоящей, полной тшувы, то есть, совершенной из любви <к Всевышнему>, могут стать только усердные занятия Торой, и также одним из благоприобретений, которых удостаивается занимающийся Торой во имя ее самой, является любовь к Творцу (эти благоприобретения перечислены в Пиркей Авот, 6:1)».

И о следующих словах рабби Меира (в вышеупомянутой 6 главе Авот, именуемой также «Приобретение Торы»): «Каждый, кто занимается Торой во имя ее самой… становится подобен все усиливающемуся источнику», написано в «Нефеш а-Хаим» (там же) так: «Как родник вытекает и пробивает себе дорогу, хоть иногда и бывает залеплен большим количеством грязи и глины – все же он течет и пробивает себе путь, становясь понемногу все сильнее, пока струя воды не увеличится настолько, чтобы он открылся полностью, и разлился, как прежде – так и тот, кто занимается Торой во имя ее самой. Даже если он ранее запятнал руки страшными грехами и преступлениями, и чуть не потонул в грязном омуте злодейства, не дай Б-г, – несмотря на это, занимаясь Торой, он может быть уверен, что ее свет, несомненно, вернет его к добру. И добро будет постепенно преодолевать укорененное в нем зло, пока, в конце концов, не восторжествует над ним – и это случится обязательно! А затем добро наполнит его всего окончательно, и он освятится, избавившись от своей духовной нечистоты, и расцветет духовной чистотой».


http://www.beerot.ru/?p=20595