Желающий Тшувы — Глава 4

Дата: | Автор материала: Рав Барух Шломо Рабинович

1320

Глава 4. Как человеку добиться искупления своих преступлений?

«Четыре категории искупления»

Написано в трактате Йома (66а): «Спросил рабби Матья бен Хараш у рабби Элазара бен Азарьи в Риме: слышал ли ты о четырех категориях искупления, истолкованных рабби Ишмаэлем? Ответил ему: категорий всего три, а тшува добавляется к каждой из них. (Раши поясняет: сказал ему, что категорий всего три. Так как бывает нарушение, для которого требуется определенный <вид искупления>, а другой – не нужен, тшува же не относится ни к одному из видов, так как она нужна в любом случае).

1. Не выполнил повелительную заповедь и сделал тшуву – не успеет сойти с места, как уже будет ему прощено…

2. Нарушил запретительную заповедь и сделал тшуву – тшува задерживает <наказание>, а Йом Кипур искупает…

3. Нарушил <запреты, наказанием за которые является> карет (отсечение души) или казнь по решению суда – тшува и Йом Кипур задерживают <наказание>, а страдания уже полностью искупают…

4. Однако тот, у кого на совести хилуль а-Шем (осквернение Имени Всевышнего) – нет силы ни у тшувы, чтобы задержать <наказание за этот грех>, ни у Йом Кипура, ни у страданий – искупить его, и все они вместе только задерживают <наказание>, а смерть – полностью искупает».

[Примечание автора. По мнению рабейну Меира из Тулитулы (современника и друга великого рабейну Ашера – Роша), слова которого приведены в «Сефер Харедим» (гл. 65), эти четыре категории искупления относятся только к тем, кто совершил тшуву из страха – в этом случае намеренные нарушения человека рассматриваются уже лишь как ошибки. Такие же нарушения того, кто вернулся к Б-гу из любви, теперь рассматриваются как заслуги (Йома 66б), и об этих случаях говорил рабби Элиэзер бен Яаков: «Тшува и добрые дела служат преградой против бедствия».]

«Добром и истиной искупится злодеяние»

В книге «Шаарей Тшува» (раздел 1, правило 17) приводится стих: «Добром и истиной искупится злодеяние» (Мишлей 16:6). И разъясняется, что, несомненно, тот, кто не сделал тшуву, не удостоится искупления своих прегрешений даже благодаря добру и истине; Писание говорит только о том, кто совершил тшуву. И вот что пишет рабейну Йона далее: «Ведь есть нарушения, <наказание за> которые только задерживается тшувой и Йом Кипуром, а страдания искупают их полностью… А добро защищает грешника, <совершающего его>, и спасает его от страданий, поскольку оно способно спасти и от смерти, как сказано в Мишлей (10:2): “Благотворительность спасает от смерти”». В четвертом разделе (п. 12) он добавляет: «А заповедь изучения Торы во имя Небес ценится, как все они, вместе взятые», что также подразумевается в стихе «Добром и истиной искупится злодеяние» – так как приобретение Торы называется обретением Истины».

О человеке, на совести которого лежит грех хилуль а-Шем, рабейну Йона писал так (Раздел 1, правило 17): «Когда он много сделает для освящения Имени… простится ему грех хилуль а-Шем, если совершит тшуву». И добавляет в четвертом разделе (п. 16): «И можно найти еще искупление для него (того, на чьей совести хилуль а-Шем) – если будет постоянно заниматься Торой и трудиться над ней… Так как Тора – это исцеление для любой самой тяжелой раны, поэтому написано (Мишлей 15:4): “Исцеление – язык Древа Жизни”». (Объяснение комментария «Петах а-Шаар»: «исцеление» – это исцеление для всего, «язык Древа Жизни» – язык, который произносит слова Торы.)

И еще приводится в Мидраше (Ваикра Раба 25, 1): «…А рав Уна сказал: если человек оступился, совершив грех, (и) заслуживает смерти с Небес – что ему делать, чтобы остаться в живых? – Если он привык читать один лист, пусть теперь читает два, если привык учить одну главу – пусть учит две».

За правильное соблюдение Шаббата прощаются грехи

Написано в трактате Шаббат (118б): “Сказал рабби Хия бар Аба от имени рабби Йоханана: каждый, кто соблюдает Шаббат в соответствии с Законом, даже если служил идолам подобно поколению Эноша – прощают ему, как сказано: “Хорош удел человека (здесь употреблено слово «энош», которое также означает «человек» – прим. переводчика), который делает так… хранит Шаббат, чтобы не нарушить его”» (Йешаяу 56:2). Не читай «מחללו» – «чтобы не нарушить его», а читай «מחול לו» – «прощено ему»”. И «Турей Заав» написал в начале Законов Шаббата (242): «Требуется уточнение: если он не сделал тшуву – чем поможет Шаббат? А если совершил тшуву, то для чего нам Шаббат? (то есть, почему недостаточно одной тшувы, и прощение обусловлено еще и соблюдением Шаббата? – прим. переводчика.) По-видимому, идет речь о человеке, который совершил тшуву, однако ее недостаточно, чтобы ему простили, как мы находим в трактате Йома (66а): «нарушил запреты, наказуемые смертью или каретом – тшува и Йом Кипур задерживают <наказание>, а страдания уже полностью искупают…». Здесь нас хотят научить, что если человек, помимо тшувы, тщательно соблюдает Шаббат, тшува помогает ему получить прощение».

«Мишна Брура» во вступлении к Законам Шаббата тоже приводит вышеупомянутую цитату, и пишет так: «а для чего приписано «тщательно»? – <и отвечает:> имеется в виду не нарушать ни одну деталь. Однако каким же образом мы сможем достичь такого уровня – соблюдать Шаббат со всеми подробностями? Известный совет для этого заключается в том, чтобы поторопить себя учить Законы Шаббата, и постоянно повторять их, чтобы знать, что можно, а что – нет… И уже свидетельствовал гаон <рав Йонатан Айбешиц>, автор «Урим ве-Тумим» в книге «Яарот Дваш», что абсолютно невозможно на практике избежать нарушения запретов Шаббата, если не учить относящиеся к этому законы как следует, до полной ясности».


http://www.beerot.ru/?p=20602