Желающий Тшувы — Глава 5

Дата: | Автор материала: Рав Барух Шломо Рабинович

1407

Глава 5. «Все зависит только от меня»

В книге «Сифтей Хаим» (Моадим 1, стр. 3) автор подробно разъясняет историю, приведенную в трактате Авода Зара (17а) о рабби Элазаре бен Дурдая, который был настолько привязан к греху, что посвятил ему все свое тело, душу и состояние (по выражению Маараля в комментариях к этой главе). А когда он пробудился, чтобы оставить грех, обратился к горам и холмам, говоря: «Помолитесь за меня». Ответили ему: «прежде чем мы будем молиться за тебя, мы помолимся за себя». И так он просил у неба и земли, у солнца и луны, у планет и созвездий, и все дали ему тот же ответ. Сказал: все зависит только от меня! Положил голову между своих коленей, и взвыл, рыдая так, что покинула его душа. Вышел отголосок (с Небес) и провозгласил: «Рабби Элазар бен Дурдая сейчас же удостаивается жизни в Грядущем мире!» И вот что об этом пишет «Сифтей Хаим»: «Все время, пока он ставил свое исправление в зависимость от внешних причин, он не был готов к настоящей тшуве».

И еще написано там так: «Слышал я от некоего важного человека, что он выучил от рабби Элазара бен Дурдая одно ценное замечание, и это – важная основа понимания сил души человека. Природа человека такова, что когда он не удовлетворен своим духовным положением, он обычно утихомиривает свою совесть, объясняя свое состояние внешними причинами и говоря: «Если бы у меня был хороший друг, достойный напарник в учебе, добрый сосед и т. д. – я бы учился лучше». На самом деле все это не что иное как отговорки. Человек всего лишь обманывает себя, думая, что его спасение придет извне… Настоящее же спасение человека придет, когда он поймет, что «все зависит только от меня»… Рассказывают о рабби Нафтали Амстердаме, благословенной памяти, что он как-то сказал своему учителю, раву Исраэлю Салантеру: «Если бы у меня была голова автора «Шаагат Арье», сердце автора книги «Йесод ве-Шореш а-Авода» (обе книги являются яркими примерами: первая – глубочайшего анализа, вторая – учения о том, как служить Всевышнему в радости – прим. переводчика), и добрые качества моего учителя (то есть, Ваши), тогда бы я смог служить Творцу благословенному». Ответил ему рав Исраэль: «Нафтали! Ты и со своей головой, со своим сердцем и со своими чертами характера станешь рабби Нафтали, то есть, сможешь по-настоящему служить Творцу».

В том месте, где человек сидит и учится, со своими способностями и трудностями – там от него требуется приложить максимум усилий, на которые он способен (и это многие и великие усилия). И когда человек доходит до понимания, что «все зависит только от меня» – тогда перед ним открываются врата <духовного> подъема».

Подобное написано и в комментариях Хафец Хаима к Торе (Шмот, 3:5): «Человек уверен в душе, что когда Всевышний улучшит его материальное положение, тогда он займется Торой и заповедями, но не сейчас, когда он в беде и страданиях. Об этом говорится в стихе: «Так как место, на котором ты стоишь» – то есть, в твоей ситуации, сейчас, «свято оно» – потому что, возможно, Всевышний желает твоего служения именно в этот трудный час… А награда определяется в меру страданий».


http://www.beerot.ru/?p=20603