О воспитании в еврейской традиции — Глава 6 — Главные ценности в воспитании детей

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1817

ГЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

«И сказал Г-сподь Б-г: «Вот, человек стал единственным в мире, кроме Меня, знающим добро и зло»» (Берешит, 3:22). И также сказано: «И еще обнаружил я, что сотворил Б-г человека прямым» (Коэлет, 7:29). Святой, благословен Он, Которого называют праведным и прямым, создал человека по образу Своему лишь для того, чтобы тот стал праведным и прямым, как Он.А если спросишь: зачем Он создал дурное побуждение, о котором написано, что «побуждение сердца человеческого – к злу с рождения его»[1](Берешит, 8:21), и если побуждения человеческие по природе своей злы, то кто же может сделать их хорошими? Сказал на это Создатель: «Ты сам делаешь их злыми!» Каким же образом? Ребенок пяти, шести, восьми и девяти лет не грешит, но только с десяти лет и далее. Тогда он взращивает дурное побуждение. А если скажем: но ведь человек не может уберечь себя, – отвечает на это Всевышний: ты сам делаешь свои побуждения злыми! Каким образом? Ты был ребенком и не грешил, а вырос – и стал грешить! Сколько есть в мире более тяжелых вещей, чем дурное побуждение, более горьких, чем оно, – а ты делаешь их сладкими! Нет ничего более горького, чем люпин (вид бобов), – и ты стараешься, варишь его и вымачиваешь в воде семикратно, пока он не сделается сладким; и так же – с горчицей, каперсом и многими другими вещами. То, что Я сотворил горьким, ты делаешь сладким, пригодным для своих нужд, – тем более нужно так же поступать и с дурным побуждением, которое в твоей власти! (Мидраш Танхума, гл. Берешит, 7).

Развитие природных качеств

Как мастер должен быть хорошо знаком с материалом, знать все, что можно с ним сделать, а что – нельзя, так и воспитатель должен хорошо знать суть «материала» – воспитанника, которому он должен придать нужную форму; зная его, воспитатель поймет, что в его силах сделать, и какие воспитательные методы есть в его распоряжении. Мидраш Танхума, приведенный в начале нашей статьи, поможет нам лучше познакомиться с этим «материалом».

«И сказал Г-сподь Б-г: «Вот, человек стал единственным в мире, кроме Меня, знающим добро и зло”». И также сказано: «И еще обнаружил я, что сотворил Б-г человека прямым». Творец, Которого называют праведным и прямым, создал человека по образу Своему лишь для того, чтобы тот стал праведным и прямым, как Он.

Всевышний создал человека по Своему образу и подобию; это проявляется и в теле человека, которое отражает образ Его (например, в теле есть правая и левая стороны, и правая сторона сильнее левой; правая сторона соответствует качеству милости, а левая – качеству суда). Точно так и в духовном: пути Всевышнего должны быть зримы через поведение человека, как сказано: «Ступай путями Его» (Дварим, 28:9). Творец дал человеку множество возможностей сформировать себя духовно, следуя качествам Его. Из слов Торы следует, что человек сотворен со способностью творить добро – став приверженным путям Всевышнего, чтобы уподобиться Ему.

Далее мидраш говорит: А если спросишь: зачем Он создал дурное побуждение, о котором написано, что «побуждение сердца человеческого – к злу с рождения его», и если побуждения человеческие по природе своей злы, то кто же может сделать их хорошими? Из этого вопроса очевидно, на первый взгляд, что в человеке изначально заложены силы зла; так в чем же его вина, если дурное побуждение дано ему с детства? Как он может творить добро? Сказал Создатель: «Ты сам делаешь их (свои побуждения) злыми!»[2] Человек не рождается плохим, и только позже он вдруг делается плохим – ты, человек, сам делаешь так, чтобы стать плохим! Каким же образом? – Откуда мы знаем, что силы зла, в общем, не являются естественными для человека? Ребенок пяти, шести, восьми и девяти лет не грешит. В этом возрасте даже дурные поступки ребенка еще не зачисляются в категорию плохих, т.е. грехов, как будет пояснено ниже. Но только с десяти лет и далее тогда они уже считаются грехами. Тогда он взращивает дурное побуждение – ведь чем взрослее человек, тем более он привыкает к дурным вещам, и получается, что именно сам человек развивает и взращивает дурные побуждения.

Объяснение этому таково: грех связан с пониманием, с тем, что называется «выбор». Поступок, совершаемый без понимания, нельзя назвать преднамеренным грехом это только ошибка. Невозможно сказать, что хищное животное грешит, так как все его действия это его природа, и оно создано, чтобы убивать добычу. Так и человек, которые совершает поступок, не осознавая, что делает, то есть без свободы выбора: он – не грешит. Пока разум ребенка неразвит, все его поступки определяются его природой и их нельзя назвать грехом. Но когда он вырастает, созревает его разум, развивается понимание, и тогда его плохие поступки – результат влияния дурного побуждения.

В стихе: «Грех подстерегает у порога» (Берешит, 4:7), из которого ясно, что дурное побуждение дано человеку с рождения, речь идет об этапах развития. Чем больше развивается разум, тем больше растет влияние дурного побуждения. Мудрецы постигли, что с десятилетнего возраста разум ребенка начинает развивать его дурное побуждение. Этот возраст – первый этап, на котором можно сказать, что ребенок сделал что-то плохое; теперь начинается ответственность человека за плохие поступки, совершенные им, – потому, что с этого момента он взращивает свое дурное побуждение.

А если скажем: но ведь человек не может уберечь себя… Ты можешь подумать, что развитие дурного побуждения заложено в природе человека, ведь человеку даны силы, как ведущие его к добру, так и ведущие к злу, и каждая тянет в свою сторону – как к злому (зависти, страсти, ненависти), так и к доброму (расторопности, милосердию и т.д.). Это не так! Все эти силы – не что иное, как сырье, рабочий материал; задача человека – обработать этот материал и направить его в правильное русло. Вот доказательство.Отвечает на это Всевышний: ты сам делаешь свои побуждения злыми! Каким образом? Ты был ребенком и не грешил, а вырос – и стал грешить. Из того, что ты начал грешить только после того, как вырос, следует, что ты не родился с этими силами и способен преодолеть их! Ведь мы уже обнаружили, что ты умеешь превращать плохое в хорошее: Сколько есть в мире более тяжелых вещей, чем дурное побуждение, более горьких, чем оно, – а ты делаешь их сладкими! Нет ничего более горького, чем люпин (вид бобов), – и ты стараешься, варишь его и вымачиваешь в воде семикратно, пока он не сделается сладким; и так же – с горчицей, каперсом и многими другими вещами. То, что Я сотворил горьким, ты делаешь сладким, пригодным для своих нужд, – тем более точно так же нужно поступать и с дурным побуждением, которое в твоей власти! Как же сделать дурное побуждение «сладким»?

В Талмуде (Бава батра, 16а) говорится о том, что Иов хотел избавить весь мир от суда – на том основании, что все люди находятся во власти дурного побуждения, которое сотворил Всевышний. Но его друзья ответили ему, что Всевышний, сотворивший дурное побуждение, сотворил также и «приправу» к нему – Тору, и поскольку Тора убирает греховные размышления, нельзя утверждать, что люди вынуждены подчиняться дурному побуждению; ведь они могут спастись с помощью Торы (см. Раши там). Получается, что именно Тора и есть та «приправа», которая делает дурное побуждение сладким. Подобно тому, как соответствующие процессы обработки делают пригодной для еды горькую пищу, так и наша святая Тора превращает у человека его душевные качества, даже плохие, в такие, с помощью которых можно служить Всевышнему, как говорят наши мудрецы (Брахот, 54а): «Сказано: «И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим»; слова «всем сердцем твоим» означают «обоими побуждениями твоими» – добрым и дурным». Талмуд говорит (Шабат, 156а), что у того, кто родился под влиянием Марса, есть склонность проливать кровь. Но он может направить эту склонность в хорошую сторону и стать шойхетом или моэлем[3]. Так же, как варка меняет сущность продукта и превращает горькое в сладкое, так Тора делает «сладкими» все таланты и наклонности человека, направляя их в положительное русло.

Относиться к каждому соответственно его качествам

На стих Писания «Диким осленком родится человек» (Иов, 11:12) рав Симха Зисель из Кельма приводит два толкования. Первое – констатация: человек при рождении – будто дикий осленок. Что такое осленок? Животное, не приученное к порядку, полное противоречивых желаний. Вторая его характеристика – «дикий», то есть сбрасывающий с себя любое ярмо, свергающий любое бремя. Таким рождается человек; таков он, пока мал.

Из второго толкования вытекает задача воспитателя: с «диким осленком» мы должны сделать нечто такое, чтобы из него «родился человек». У человека есть два рождения. При первом, физическом, рождается «дикий осленок», а второе – духовное, в ходе которого из «дикого осленка» рождается человек. Это – длительный процесс, и в нем участвуют как родители, так и воспитатели, а в дальнейшем – и сам человек.

«Дикость» означает неподчинение закону, так как суть ее состоит, несомненно, в срывании ярма и ломке всяких рамок. Поэтому иногда не нужно устанавливать рамки и законы с целью «окультурить дикого осленка», а следует в каждом случае судить конкретно. Задача воспитателя – найти золотую середину между желаемым (направлением, в котором мы хотим направить воспитанника) и реальным (т.е. конкретным ребенком – его качествами, достоинствами и недостатками).

Чтобы успешно воспитывать, надо изучить и понять особенности ребенка, и ни в коем случае не подходить ко всем детям с одной меркой! Можно сравнить маму с хозяином магазина, в котором есть много разных товаров, и у каждого – свои достоинства. Точно так и у каждого ребенка свои таланты, склонности и свои границы. Поэтому невозможно ставить перед разными детьми одни и те же задачи и требования. Нужно распознать качества ребенка и заложенные в нем способности и только после этого заниматься его воспитанием.

Приучение к рамкам и порядку

Ребенок – необузданный «дикий осленок». Даже когда он еще младенец, в нем можно различить суть человека во всей ее полноте. Эгоизм проявляется в нем в полную силу, и это легко заметить. Взрослый человек – тоже эгоист, но он уже умеет прятать это качество и маскировать его, так как оно отрицательно воспринимается в обществе. Ребенок, напротив, не знает стыда ни в отношении своего тела, ни в духовных вещах; он являет миру свое «я» как оно есть.

Это и есть наш «рабочий материал», и с указанным его свойством связан один из центральных моментов в воспитании ребенка. Мы должны дать ребенку понять, что он живет в сообществе людей – в семье, и должен подстраивать себя под ее рамки. Даже если речь идет о первом ребенке, он должен знать, что не имеет права требовать к себе всего внимания. Он действительно часть семьи – но еще не вся семья.

Приучение к определенному режиму начинается еще с младенчества. Не нужно навязывать ребенку армейскую дисциплину, но существуют какие-то порядки, к которым он должен привыкнуть. Есть дети, которые требуют кормления каждые четыре часа, другие – каждые три или даже два часа; это можно уточнить с помощью врача. Кроме исключительных случаев, например, когда ребенок плохо себя чувствует, нужно приучать его к определенному режиму. Даже с первым ребенком мама не должна пугаться и теряться, когда он плачет. Воспитание начинается с его рождением. Иногда говорят даже, что оно начинается за двадцать лет до его рождения – с воспитания родителей, но в прямом смысле этого слова оно начинается сразу с его рождением, так как уже тогда ему нужно приспосабливаться к определенным рамкам.

Если в семье уже есть братья и сестры, ребенку нужно приспосабливаться и к этому и признавать их права; каждый получает свою часть. Это – принцип, который дети обязаны усвоить, так как каждому ребенку по его природе кажется, что весь мир принадлежит ему одному. Он должен избавиться от этой иллюзии и понять, что «не весь мир – его», особенно, когда есть другие члены семьи, тоже требующие внимания.

Когда ребенка отдают в детский сад, он снова оказывается в обществе, и ему нужно приспособиться к нему. Разумеется, каждый ребенок отличается от своих товарищей, в том числе и своими требованиями. Он может требовать сладостей, и это естественно, но они должны выдаваться в определенных границах. Например: возможно, что в данной семье принято давать детям сладости по субботам и праздникам, и также в обычные дни, к примеру, перед сном, чтобы поторопить их идти спать. В таком случае недопустимо, чтобы в середине дня ребенок приставал к маме, пока она не сдастся. Сдаваться в таких ситуациях – абсолютный педагогический провал: ребенок приучается к тому, что нытье и приставание приводят к успеху, и это послужит ему «оружием» в других ситуациях, когда он уже знаком с силой этого приема.

Последовательность основа воспитания

Необходимо выстроить для ребенка правильную шкалу ценностей и научить его взвешивать, что хорошо, а что – нет. Он учится этому от родителей, как прямо, когда ему говорят, что делать и чего не делать, так и косвенно – видя пример поведения родителей в соответствующей ситуации. Родители являются наставниками ребенка, и нужно подчеркнуть, что в его воспитании жизненно важна последовательность, которая является основой успеха. Ребенок нуждается в помощи, чтобы научиться различать добро и зло. Этому он учится от родителей: если они решают дать ему конфету – значит, он заслужил это, а если нет – должен знать, что их решение и в этом случае правильное и неизменное, и на нем нужно настаивать. Если в результате упорных просьб ребенку удается достичь своего и изменить решение родителей, он убеждается, что родительская шкала ценностей – неустойчивая, шаткая. Такая ситуация –педагогический провал.

Однако бывает, что после принятия решения родители убеждаются, что нужно его изменить, и тогда следует подумать, как сделать это таким образом, чтобы не был нарушен принцип последовательности. Нужно объяснить ребенку, чтобы он знал, что есть убедительная причина изменить решение; можно также поставить определенные условия, при которых решение будет изменено. Такое наблюдается в военной стратегии: иногда необходимо отойти и отдать врагу территорию не в результате неудачи, а в связи с планами на будущее.

С одной стороны, ребенок должен понимать основу нашего решения: почему сейчас что-то можно, а в другой раз – нет. С другой стороны, в особенности в семьях бней-Тора (людей, преданных Торе) важно, чтобы, в качестве одного из воспитательных принципов, ребенок усвоил, что не все должно сопровождаться объяснением. Родители должны выглядеть в его глазах представителями Всевышнего, и так же, как мы не в состоянии понять абсолютно все в Торе, поскольку есть законы, недоступные нашему пониманию, так и ребенок должен иногда удовлетвориться тем, что «так сказали родители», и это их воля.

Принятие на себя власти Небес

Одна из основных вещей, которые мы должны воспитать в ребенке, – это принятие на себя власти Неба. «Диким осленком родится человек» – как осленок не хочет нести бремя чьей-либо власти, так и человек. Животное тоже не хочет нести поклажу, но у него нет выбора, потому что так хочет его хозяин. Желание хозяина – причина нести бремя. Это и есть первый урок, который ребенок должен усвоить: принятие бремени.

Один из признаков испорченности нашего поколения – то, что человека не приучают нести бремя. Наоборот! Вместо того, чтобы сказать ему: «Не делай этого!», говорят: «Тебе не стоит этого делать». Это – ошибка; ведь тем самым его приучают делать только то, что ему выгодно. И если так, почему бы ему не решать для себя самому, что делать, а что нет? Нужно воспитывать так, чтобы определяющим фактором являлась не выгода, а заповеди Торы.

Несение бремени обязывает к последовательности. Не всякую просьбу ребенка нужно исполнять; есть хорошие желания, которые можно исполнить, и есть негативные. При этом не стоит вступать в прямой конфликт – ведь, как известно, любое давление вызывает противодействие, ислишком сильное давление может только спровоцировать сопротивление. Нужно стараться обходить «острые углы» и избегать прямых конфликтов.

Если ребенок очень уж упрямится, нужно проявить находчивость и попытаться либо отвлечь его внимание, либо попытаться избежать конфликта каким-то иным способом. Если мы не выполняем все его желания, он понимает, что либо получит лишь часть желаемого, либо все, но в другой раз. Вместе с этим, он должен знать, что есть вещи, в которых ему не уступят, и нужно сказать однозначно: твоя просьба не может быть исполнена!

Бывают случаи, когда ребенок заслуживает наказания за свои поступки. Обычно нужно проявлять милосердие – но есть и «красная черта», и он должен знать со всей непреложностью, что если перейдет ее, получит наказание. Даже маленький ребенок, который еще не понимает, что значит уважать родителей, должен знать, что отец или мать – не игрушка и нельзя дерзить им или бить их. Он должен признавать их власть и полномочия. Если ребенок бьет родителей, а они реагируют смехом и отмахиваются, – это ошибка! То же и с проявлением наглости: если оставлять ее без надлежащей реакции, ребенок может по-своему извлечь из этого урок и решить, что наглость – нечто не столь уж страшное. Ему должно быть ясно, что есть «красная черта». Нужно следить, чтобы он не переступал ее, и если это случится, объяснить ему тяжесть проступка и наказать – иногда легко, иногда строго.

Довольствоваться малым

В современном мире буквально ежедневно появляются все более и более усовершенствованные вещи, и это, конечно же, влияет и на нас. Среди детей новые вещи могут быть причиной зависти и мешают, кроме этого, воспитанию умения довольствоваться малым. Бней-Тора, желающие воспитать своих детей как бней-Тора, должны знать, что жизнь в роскоши – препятствие в таком воспитании. Приобретение новых и усовершенствованных вещей лишь по той причине, что они есть в продаже или у кого-то другого, приучает ребенка к излишествам – и тем самым разрушает для него путь в будущее. Мы должны давать детям ощущение, что, слава Б-гу, у нас есть все необходимое и нет ни в чем недостатка, и что мы довольны тем, что у нас есть и рады своей доле, как это выразил наш праотец Яаков, сказав: «У меня есть все» (Берешит, 33:11).

Свойство довольствоваться малым также занимает свое место на шкале ценностей, которую мы должны дать в наследие нашим детям; действовать здесь лучше не напрямую[4]. В этом отношении мы тоже отличаемся от других. Заметим, что есть родители, которые думают: зачем, мол, говорить ребенку, что у нас мало средств и мы не можем позволить себе приобрести любую вещь… Это – ошибка. Ребенок должен и имеет право знать, что родители ограничены в средствах, и это, разумеется, не противоречит тому, что у них нет ни в чем недостатка. Нужно объяснять детям, что у нас есть все, что необходимо, и мы не нуждаемся в большем. Нужно заложить в них понимание того, что все приходит по воле Всевышнего и Он хочет, чтобы у нас было все необходимое, – и это у нас есть (при том, что есть люди, лишенные даже необходимого), и мы должны радоваться тому, что Всевышний дал нам.

Положительное и отрицательное в чтении книг

Один из факторов формирования личности ребенка и его воспитания – это чтение. Если не будет абсолютного контроля над тем, что читают наши дети, воспитанию может быть нанесен тяжкий ущерб. В этом вопросе нужно быть разборчивыми. К сожалению, в наших кругах тоже существуют библиотеки, в которых есть глупые и пустые книжки нееврейских авторов или авторов с неправильным мировоззрением. Наш контроль над этими книгами выражается в удалении части текста в этих «произведениях», которые не соответствуют целям нашего воспитания. Однако этого недостаточно по двум причинам: а) удаленный текст возбуждает любопытство ребенка, которому страстно хочется знать, что от него скрыли; б) дух и характер книги не меняются от этой цензуры. Благодарение Б-гу, сейчас есть разнообразная литература, которой можно пользоваться без «исправлений извне».

В этом деле есть разница между мальчиком и девочкой. а) У мальчика есть заповедь учить Тору, и поэтому у него есть побуждение уклоняться от изучения Торы, и, в частности, читать посторонние книги вместо повторения пройденного в хедере. б) Чтение может отвлечь мальчика от учебы. Иногда мы сталкиваемся с детьми, читающими на переменах и даже во время уроков «под партой». Даже если он не может этим заниматься из-за бдительного взгляда учителя, все его интересы устремлены в эту сторону и он не сосредоточен на занятиях.

Поэтому очень желательно, чтобы мальчики не приносили книги для чтения в хедер. После занятий, для отдыха, он может читать; но и это чтение должно быть дозированным и контролироваться родителями. Чрезмерное чтение будет красть у него сон, отвлекать от учебы и вредить ей, и родители должны не допускать этого.

С другой стороны, в чтении подходящих книг есть польза. Оно позволяет расширить знания о великих людях Израиля и исторических событиях, которые не включены в традиционный учебный материал. Но упомянутое побуждение уклоняться от изучения Торы нужно принимать в расчет и тщательно проверять материал для чтения. В литературе для более маленьких детей, большей частью основанной на картинках, нужно очень следить, чтобы не попадались нескромные картинки или рисунки, не соответствующие духу Торы.

Уважение к родителям и учителям

Ребенок должен уважать и ценить своих родителей. Как взрастить в нем такое отношение? «Современный» подход, совершенно негодный для нас, гласит, что между родителями, учителями и детьми должны быть приятельские отношения.Ясно, что это никак не соответствует духу Торы. Конечно же, между ними всеми должна быть любовь, но стирание границ и абсолютное равенство детей, родителей и воспитателей – это неверный и чуждый нам подход. Каждая сторона должна знать свое место. И, как говорят мудрецы, трепет перед родителями и воспитателями должен быть подобен трепету человека перед Творцом – «…а трепет перед равом, как трепет перед Небесами» (Пиркей авот, 4:12).

С другой стороны, нет сомнений, что отношения между детьми и родителями в семье более близкие и тесные, чем в школе между учениками и воспитателями. С родителями ребенок живет двадцать четыре часа в сутки и видит их в самых различных ситуациях, в то время как в обществе воспитателя ребенок находится считанные часы, и поэтому труднее воспитать уважительное и трепетное отношение к отцу, чем к воспитателю. Близость, существующая между родителями и детьми, больше обязывает родителей (контролировать себя) и больше ограничивает их манеру поведения друг с другом. Когда ребенок слышит, как родители называют друг друга по имени, это может спровоцировать приятельские отношения между ребенком и родителями. Есть супруги, которые называют друг друга (и это правильно) «папа» и «мама»;так в сердце ребенка запечатлевается, что это – как будто их имена. На уважение ребенка к родителям большое влияние оказывает отношение родителей друг к другу; нужно очень следить за этим. От ребенка, который слышит пустые или пренебрежительные разговоры между отцом и матерью, они не смогут требовать, чтобы и он не высказывался в том же духе. Взаимное уважение между родителями во многом определяет уважительные отношения, которые будут у них с детьми. Очевидно, что ребенку нельзя видеть ссору между родителями, даже в мелочах, например, по поводу того, подарить такой-то подарок ребенку или нет, и уж тем более – ссору более серьезную. Если ребенок видит, что между родителями нет согласия, – их авторитет для него падает, и ясно, что последствия для воспитания будут самыми плачевными. Когда между родителями нет полного согласия, ребенок может использовать одного из них в борьбе против другого. Между родителями возможен жесткий обмен мнениями и даже споры, но нельзя, чтобы это происходило на глазах у детей.

Также нельзя, чтобы ребенок слышал, как отец критикует его учителя или рава или даже просто выказывает недовольство ими – это наносит ущерб чувству трепета и уважения ребенка к его раву. Сказали наши мудрецы: «Если рав похож на ангела Всевышнего – учите у него Тору» (Хагига, 15б), – другими словами, воспитатель может иметь успех только тогда, когда он является образцом совершенства в глазах ребенка. Но если ребенок сталкивается с недостатками своего воспитателя, он не может получить пользу от такого наставника в полной мере.

Поэтому, если у родителей есть что сказать учителю или в чем-то упрекнуть его, это не должно происходить в присутствии ребенка, и он не должен даже знать об этом. Если учитель дал ребенку наказание, которое кажется ему или родителям несправедливым, то они, даже в гневе, не должны высказывать свое мнение в присутствии ребенка. В таком случае они должны связаться с учителем или подойти к нему поговорить – и все это, как сказано, не в присутствии и без ведома ребенка.

Уважение к людям

Существует прямая связь между уважительным отношением родителей друг к другу и отношением ребенка к родителям и людям вообще. Пример, который подают родители, – главное в воспитании. Всему, что касается отношений между людьми, тому, как очернить человека или обелить его и т.д., дети учатся от родителей. Когда ребенок слышит, как родители пренебрежительно отзываются о других, говорят о них дурно, насмехаются и т. п., в его душе остается очень плохой след. Даже если кажется, что их слова справедливы, надо помнить, что правда сама по себе еще не дает разрешения на злословие. В то же время в обратном случае, когда родители хорошо говорят о ближних, принимают их приветливо и ценят их, это производит хорошее впечатление, положительное и желательное, на душу ребенка.

Мудрецы сравнивают ребенка с чистым листом бумаги, с которого еще не стирали написанное и на котором любое событие оставляет отпечаток (Пиркей авот, 4:20). Нам часто кажется, что ребенок не воспринимает происходящее, – это ошибка!Даже если он и не понимает происходящего, в нем остается «запись», и когда он вырастает, воспоминания всплывают и раскрываются со всей силой, сочетаясь с выводами из того, что он видел у родителей.

Так, мы находим у мудрецов (Авода зара, 5б), что человек может понять идеи своего рава только после сорока лет. Хотя он и знает внешнее толкование, есть большая разница между знанием внешней формы вещей и их подлинным пониманием, на основе которого можно делать выводы. Мудрецы установили срок – сорок лет; нечто подобное происходит и в сфере понимания ребенком своих родителей.

Чистая речь

В своем послании о воспитании Виленский Гаон утверждает, что нужно строго относиться к грехам речи – проклятиям, ложным клятвам, обману и различным запрещенным разговорам. «И совершенно не жалей их» (детей, когда они совершают такой грех) – такие слова пишет он своей жене. Резкая реакция укоренит в ребенке правильное понимание тяжести греха и поможет избегать его.

В отношении обмана нужно заметить, что дети лгут не из-за стремления ко лжи. Ребенок живет в мире фантазий, и реальность по отношению к нему не ограничивается лишь голой правдой. Еще нам нужно знать, что иногда ребенок находит для себя в развязной речи «нишу» для самовыражения и возможность выделиться. Тем самым он становится в своих глазах «героем»: он в состоянии говорить «особые слова», которые другие люди не осмеливаются произносить. К этому нужно относиться со всей строгостью и не оставлять без реакции. (При этом нельзя наказывать без предупреждения, и нужно сначала объяснить ребенку, что так говорить нельзя. Если он вновь делает то же самое, следует предупредить его, что будет наказан, а если и это не помогает, то можно наказать).

Гемара в начале трактата Псахим говорит о чистоте речи и об обязанности человека выбирать чистый язык. Недостатки в речи свидетельствует о некоей порче, имеющей место в человеке. «И стал человек живой душой» (Берешит, 2:7) – согласно Таргуму[5], здесь имеется в виду способность говорить, то есть речь, потому что именно она формирует духовный образ человека. Поэтому нужно строго следить за чистотой речи у детей. Кроме того, очевидно, что мы должны следить за своей речью, потому что ребенок усваивает язык, на котором говорят дома, и перенимает его.

Повседневная речь детей должна быть «пропитана» учебным материалом, который они изучают. Мы иногда сталкиваемся с разговорами, которые сами по себе не запрещены, но источник их – улица; их следует пресекать. Наш язык – святой язык, основанный на словах мудрецов; он очень богат и должен обеспечивать духовную пищу нам и нашим детям. Не дай Б-г нам перенимать легковесный и лишенный святости язык улицы! Речь детей формируется под влиянием принятого в доме, и мы должны строго следить, чтобы наша речь была достойной дома бней-Тора.

  1. Сказанное в Торе: מנעריו мы переводим «с рождения его», поскольку так объясняют это слово наши мудрецы (Берешит раба, 34): «с момента, когда он (ребенок) ננער «пробуждается» к тому, чтобы выйти из чрева своей матери».
  2. Есть несколько высказываний мудрецов, которые противоречат этому объяснению (р. Фридлендер ниже объясняет, о чем идет речь, начиная со слов «Грех подстерегает у порога»), а автор Эц Йосеф замечает: «Это, на первый взгляд, противоречит сказанному в Берешит раба, 34: “Жалким выглядит тесто, о котором сам пекарь свидетельствует, что оно плохое”». Автор приводит здесь мидраш, чтобы научить нас, что есть средства сделать «сладким» дурное побуждение; и здесь у нас нет возможности обсуждать противоречия в мидрашах.
  3. Шохет – резник; моэль – делающий брит-милу – обрезание.
  4. Но, главным образом, косвенно – личным примером.
  5. Таргум перевод Торы на арамейский язык, выполненный Онкелосом. Этот перевод является своего рода комментарием на Тору.

http://www.beerot.ru/?p=9932