ЕВРЕЙСКИЕ МУДРЕЦЫ

А

Рав Бенцион Аба Шауль

Рав Бенцион Аба Шауль (5684-5768 /1924-1998), автор «Ор ле-Цион». Рав Бенцион был учеником выдающихся сефардских мудрецов Торы. В течение многих лет был главой ешивы «Порат Йосеф». Кроме преподавания, активно участвовал в общинной жизни. Совместно с равом Йеудой Цадкой и равом Овадьей Йосефом основал «Мааян а-Хинух а-Торани», участвовал в возрождении и укреплении сефардских общин по всему миру.

Рав Йехезкель Абрамски

Рав Йехезкель Абрамски (5646-5736 /1886-1976) – выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Автор многотомного труда Хазон Йехезкель. В 1930 году был арестован, обвинен и заключен в лагерь в Сибири. В 1931 году, под давлением мировой общественности, был спасен и выпущен из СССР, поселился в Лондоне. В 1934 году р. Абрамски стал главой центрального раввинского суда Великобритании и руководителем всех еврейских общин страны. В 1951 году совершил алию и прожил остаток жизни на Святой Земле.

Рав Хаим Меир Агер

Рав Йекутиэль Йеуда Альберштам

Великий мудрец Торы и праведник, выдающийся хасидский наставник рав Йекутиэль Йеуда Альберштам (5665-5764 /1905-1994). Пережил Холокост, потеряв жену и 11 детей и пройдя через несколько концентрационных лагерей и «Марш смерти». После войны посвятил себя возрождению еврейской жизни в Европе, Америке и в Земле Израиля.

Альтер Ребе — Рав Шнеур Залман из Ляд

Альтер Ребе — рав Шнеур Залман из Ляд (5505-5573 /1745-1812), великий хасидский наставник и мудрец Торы, Бааль а-Тания. Автор кодекса «Шульхан Арух а-Рав» и знаменитого каббалистического труда «Тания». Был выдающимся общинным лидером, защитником еврейского народа в сложное время.

Б

Бааль а-Лешем

Адмор из Бельз

Рав Аарон Рокеах, адмор из Бельз (5640-5717 /1880-1957). Движение бельзских хасидов под его управлением достигло своего расцвета, однако вторая мировая война уничтожила как семью адмора (жену, 8 детей и множество внуков), так и большинство хасидов Бельз. После войны адмор восстановил общину хасидов Бельз в Земле Израиля.

Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин

Рав Элияу Меир Блох

Рав Элияу Меир Блох (5655-5715 /1895-1955). Тельз-Кливленд. Попав в Америку в разгар второй мировой войны, открыл там заново ешиву Тельз в г. Кливленде. Был главой ешивы и одним из глав «Агудат Исраэль» в США.

Рав Шломо Лейб Бревда

Рав Шломо Лейб Бревда (5691-5773 /1931-2013) — ученик рава Йехезкеля Левинштейна, рава Аарона Котлера, рава из Бриска (рав Ицхак-Зеев а-Леви Соловейчик) и Хазон Иша. Углубленно изучал наследие Виленского Гаона, автор комментариев к его книгам. Приобрел мировую известность беседами по мусару, его называли «великий Бааль Мусар нашего времени».

Брискер Ров — рав Ицхак Зэев Соловейчик

Брискер Ров (рав из Бриска) — раби Ицхак-Зеев бар Хаим Алеви Соловейчик, (5646-5720 /1886-1959). Выдающийся законоучитель, знаток Торы, один из духовных лидеров своего поколения. Продолжатель династии Соловейчиков из города Бриска (Бреста), насчитывавшей несколько поколений мудрецов и раввинов.

В

Рав Дов Бериш Вайденфельд из Чебина

Рав Дов Бериш Вайденфельд (5641-5726 /1881-1965). В 1923 году стал раввином Чебина и открыл там большую ешиву, получившую широкую известность в Польше. С началом Второй мировой войны бежал во Львов, оттуда был сослан в сибирские трудовые лагеря, а затем – в Бухару. В 1946 году приехал в Землю Израиля и стал преподавателем ешивы «Хаей Олам». Впоследствии основал ешиву «Кохав ми-Яаков», по имени труда, написанного его отцом, равом Яаковом из Гримайлова.

Рав Элазар Симха Вассерман

Рав Элазар Симха Вассерман (5659-5762 /1899-1992) — сын праведника гаона рава Эльханана Бунима Вассермана, да отомстит Всевышний за его кровь. Единственный оставшийся в живых из всей семьи, после войны рав Вассерман укреплял Тору в Европе, Америке и в Земле Израиля. Основатель и руководитель нескольких ешив, две из которых (в Лос Анжелесе и в Иерусалиме) носили название «Ор Эльханан» в память о его отце.

Рав Эльханан Буним Вассерман

Рав Эльханан Буним Вассерман (5635-5701 /1875-1941) — ученик рава Шкопа, рава Хаима из Бриска и Хафец Хаима. В 1921 году основал ешиву «Оэль Тора» в Барановичах, получившую всемирную известность. Принял смерть, освящая имя Всевышнего, вместе с членами своей общины, 9 июля 1941 года, в гетто Ковно. Автор сочинения «Ковец аарот» на трактат Йевамот, «Иквета де-Мешиха», а также посмертных сборников «Ковец шиурим» и «Ковец маамарим».

Адмор из Вижницы

Рав Хаим Меир Агер (5648-5732 /1887-1972), адмор из Вижницы, руководитель общины вижницких хасидов в Венгрии перед второй мировой войной. В 1946 году уехал в Землю Израиля и заново основал там общину хасидов Вижниц, силой своей личности и любви к еврейскому народу. Основал в Бней-Браке район «Шикун Вижниц», первый хасидский жилой район в Земле Израиля. Его комментарии к Торе собраны в книге «Имрей Хаим».

Рав Хаим из Воложина

Рав Хаим из Воложина (5509-5582 /1749-1821) — величайший мудрец Торы, ближайший ученик Виленского Гаона, основатель Воложинской ешивы, «матери всех ешив», автор «Нефеш а-Хаим».

Г

Рав Яаков Галинский

Рав Яаков Ицхак Галинский (5681-5774 /1921-2014) — выдающийся магид (лектор) и общественный деятель, ученик ешивы Новардок в Белостоке. В 1939 году он и его товарищи по учебе были высланы в Сибирь советскими властями. Это спасло ему жизнь, и после освобождения и окончания войны в 1949 году он переехал в Землю Израиля. Участвовал в борьбе за спасение детей из восточных общин, и активном возрождении мира Торы. Прославился как магид — лектор на темы мусара.

Рав Шимшон Рафаэль Гирш

Раби Шимшон бар Рафаэль Гирш (5568-5649 /1808-1888) — выдающийся раввин, комментатор Писания, один из духовных лидеров евреев Европы. Основал ортодоксальную общину Адат Йешурун (Община Йешуруна) в городе Франкфурте-на-Майне. Прославился как непримиримый борец против «просветителей» и «реформаторов веры». Автор книг «Девятнадцать писем о еврействе», «Хорев», Нафтулей Нафтали и других.

Раввин из Гомеля — рав Авраам Эльяшив

Рав Авраам Левинзон-Эльяшив (5638-5703 /1877-1942), которого называли раввином из Гомеля, «Гомелер рав». Был главой раввинского суда г. Гомеля, и зятем знаменитого каббалиста Бааль а-Лешем (р. Шломо Эльяшова). В 1924 году переехал с семьей на Святую Землю, где организовал группу «Тиферет Бахурим», для работавших юношей, прославившись своим ораторским даром. Единственным сыном его был рав Йосеф Шалом Эльяшив зц»л, глава нашего поколения. Автор «Бикурей Авраам».

Рав Хаим Шауль Грайнеман

Рав Хаим Шауль Грайнеман (5685-5775 /1925-2015) — великий мудрец Торы и наставник, племянник Хазон Иша. Был известен как великий знаток Талмуда, впитавший в себя и передавший нашему поколению пути учебы великого Хазон Иша, и как выдающийся законоучитель. Его книги, названные «Хидушим у-Биурим», в наши дни изучают бней Тора по всему еврейскому миру.

Рав Яаков Йехезкияу Гринвальд из Папо

Рав Яаков Йехезкияу Гринвальд из Папо (5642-5701 /1882-1941) — Адмор из Папо, автор «Шеелот у-тшувот», «Мишпатеха ле-Яаков», «Ва-ягед Яаков» и других книг. Занимал раввинскую должность во многих общинах, вплоть до избрания его раввином большой общины харедим в городе Папо в Венгрии. Он также был главой самой большой в Венгрии ешивы. Прославился как большой мудрец Торы благодаря своим книгам.

Рав Хаим Озер Гродзенский

Рав Хаим Озер Гродзенский (5623-5700 /1863-1940) — великий наставник всего народа Израиля, руководитель поколения, автор фундаментального труда «Ахиэзер». В возрасте 22-х лет стал ведущим равом Вильно. Был одним из основателей «Агудат Исраэль» и президентом Совета великих мудрецов Торы. Отличался феноменальной памятью, и столь же феноменальной заботой о тысячах евреев по всему миру.

Рав Хаим Гольдберг

Рав Хаим Гольдберг, ученик рава Мешулама-Давида Соловейчика — гаон хеседа, великий благотворитель. Не будучи сам богатым человеком, он трудился как габай цдака (сборщик пожертвований), и собранные деньги распределял между нуждающимися, не дожидаясь просьб, но лично выясняя, кому необходима помощь. В своей деятельности он избегал почета и известности, но помогал всем нуждающимся в Израиле, не ограничиваясь одним районом или городом. Даже будучи тяжелобольным, рав Хаим продолжал свои благотворительные проекты.

Адмор из Гуры

Рав Исраэль Алтер из Гуры (5656-5737 /1896-1977) — «Бейт Исраэль», пятый адмор гурской хасидской династии. Встав во главе общины в 1948 году, он воссоздал общину хасидов Гур после Катастрофы – основал и расширил ее, сделав крупнейшей хасидской общиной в Земле Израиля. Принимал активное участие в деятельности «Агудат Исраэль», имел решающее влияние в Совете великих мудрецов Торы. Автор комментария к Торе «Бейт Исраэль».

Д

Рав Элияу Элиэзер Деслер

Равби Элияу-Элиэзер бар Реувен-Дов Деслер (5651-5714 /1891-1954), выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар. В годы второй мировой войны р. Деслер стал одним из руководителей колеля в Гейтсхеде, создав рядом с ним еще несколько учебных центров, ставших знаменитыми. Благодаря ему началось возрождение еврейской жизни в Великобритании. В 1948 году р. Деслер переехал в Землю Израиля и стал машгиахом (духовным руководителем) ешивы Поневеж. Прославился своими уроками и беседами на темы мусара. Около тысячи его статей и уроков, записанных учениками, были включены в сборник Михтав миЭлияу (Письмо от Элияу).

З

Рав Илель Закс

Рав Илель Закс (5691-5775 /1931-2015) — внук Хафец Хаима, глава ешивы «Кнессет а-Гдола» в Кирьят Сефере, в прошлом – один из руководителей великой ешивы Хеврон. Рав Илель Закс был не только выдающимся мудрецом Торы, но и человеком уникальных душевных качеств. Он был открыт для своих учеников, щедро даря им жемчужины Торы, воспринятые в доме своего великого деда – Хафец Хаима. При этом он был очень скромным человеком, несмотря на близость к величайшим мудрецам поколения. В последний Шаббат перед уходом из нашего мира, вместо обычного глубокого урока, рав Илель сказал всего несколько слов: «Все, чему я обучал вас, я получил от моего отца, а он получил это от Хафец Хаима».

Рав Ицхак Зильбер

Рав Ицхак Зильбер (5677-5764 /1917-2004) — великий наставник русскоязычного еврейства, праведник и мудрец, основатель русскоговорящей харедимной общины Израиля. Он учился не с одним и не с десятью, а со многими сотнями, приходившими к нему. Он учил словом и личным примером. Его душевные качества стали (и должны оставаться) образцом для всего русскоязычного еврейства Торы. Пример его жизни – это пример настоящей борьбы за то, чтобы в любых обстоятельствах желание Всевышнего и его Тора оставались главным приоритетом. Пламя Торы нашего наставника зажгло огонь в тысячах еврейских душ по всему миру, оторванных от веры отцов. Наш учитель рав Ицхак зажег маяк, который ярко светит сквозь нестерпимую тьму изгнания и указывает верный путь всем заблудшим сыновьям нашего народа.

Рав Йосеф Хаим Зонненфельд

Рав Йосеф-Хаим бар Авраам-Шломо Зонненфельд (5609-5692 /1849-1932) — духовный лидер ашкеназской общины Йерушалаима. В 1873 году переселился в Землю Израиля. Стал ближайшим учеником выдающегося законоучителя р. Йеошуа-Лейба Дискина. В 1881 году, когда р. Дискин основал в Старом городе приют для сирот, р. Зонненфельд стал в нем ведущим преподавателем и наставником. Был правой рукой р. Дискина в борьбе против «просветителей» и вводимой ими светской системы образования. В течение многих лет р. Зонненфельд наотрез отказывался от любых предлагаемых ему официальных постов. В конце 1918 года иерусалимские знатоки Торы, выступающие против любых компромиссов со светскими сионистами, объединились в особую общину, названную Эйда харедит (Община богобоязненных). Первым главой раввинского суда был избран р. Зонненфельд. В 1920 году р. Дискин назначил р. Зонненфельда главным раввином харедимной общины святого города.

Й

Рав Овадья Йосеф

Рав Овадья Йосеф (5681-5774 /1920-2013) — духовный лидер сефардского еврейства, главный сефардский раввин Израиля, «Манъиг» и «Посек аДор» (алахический авторитет поколения), сооснователь партии «ШАС». Рав Овадья Йосеф, сын бедного багдадского торговца, в одиночку перевернул свое поколение, объединил сефардов в огромную общину, дал им цель, вернул им утраченную гордость, и привел к массовой тшуве — возвращению к вере отцов.

К

Рав Йосеф Шломо Каанеман из Поневежа

Рав Йосеф Шломо Каанеман (5646-5729 /1888-1969) — Поневежер ров. В 1919 году он был избран раввином города Поневеж, где преданно заботился о ешиве и общинных учреждениях. Рав Йосеф Шломо был талантливым оратором, своими уроками и выступлениями укреплявшим дух многих людей. Во время войны он потерял свою семью [кроме одного сына] и все, что составляло дело его жизни в Поневеже. По прибытии в Землю Израиля начал отстраивать разрушенный мир Торы. Рав Каанеман основал в Бней-Браке ешиву Поневеж, а в Ашдоде – ешиву Гродно. Кроме того, рав из Поневежа основал учреждения «Батей Авот» для «детей Тегерана» и других детей, спасшихся в Катастрофе; систему «Ярхей Кала» – ешиву для работающих, функционирующую две недели в году. Рав Каанеман основал также множество других учреждений Торы и благотворительности.

Рав Исроэль Меир а-Коэн (Каган)

Рав Яаков Каменецкий

Рав Яаков Каменецкий (5651-5746 /1891-1986) — был наставником общины харедим в США на протяжении полувека. В 1921 году был назначен раввином местечка Цитованы возле г. Ковно (Каунаса). В 1938 году р. Каменецкий эмигрировал в Канаду и был избран раввином общины «Сфат Эмет» в Торонто. Также он был там главой ешивы. В 1945 году р. Каменецкий переехал в Соединенные Штаты и стал главой ешивы «Тора ве-даат». Помимо величия в Торе, он был знаменит своей мудростью и качеством правдивости. Был одним из глав организации «Агудат Исраэль» и руководства «А-хинух а-ацмаи» [системы независимого образования]. После его кончины вышла в свет его книга комментариев к Торе «Эмет ле-Яаков».

Рав Яаков Исраэль Каневский

Рав Хаим Камил

Рав Хаим Камил (1933-2005) — глава ешивы в Офаким. В юности учился в ешивах Слободка в Бней-Браке и Мир в Иерусалиме, где стал учеником раввина Хаима Шмулевица. Там рав Хаим Камил стал партнером по изучению Торы рава Элияу Боруха Финкеля и рава Носона Цви Финкеля. В конце концов, рав Хаим Камил принял роль главы ешивы в Офакиме и вместе с равом Шимшоном Довидом Пинкусом, местным раввином, способствовал росту еврейской общины Офакима. В дополнение к своим обязанностям в собственной ешиве, рав Камил также еженедельно давал уроки в ешиве в Тифрахе. Его лекции на темы мусара были опубликованы под названием «Имрей Хаим».

Рав Авраам-Йешая Карелиц

Рав Моше Кордоверо — Рамак

Рав Моше бар Яаков Кордоверо (5282-5330 /1522-1570) – Рамак, один из величайших каббалистов всех поколений. Фамильное прозвище Кордоверо родилось от названия испанского города Кордова – так как он происходил из семьи изгнанников из Испании. Жил в Цфате. Изучал законы Торы у автора кодекса «Шульхан Арух» рава Йосефа Каро, а сокровенные разделы Торы – у каббалиста рава Шломо Алькабеца. Основал в Цфате свой дом учения, где преподавал каббалу. Наиболее выдающимися из его учеников были рав Элияу Ди Видас, рав Авраам Галанти и рав Хаим Виталь. Рав Ицхак Лурия (Аризаль) также вошел в группу учеников рава Кордоверо. Аризаль называл его «наш наставник и учитель». В своем основном труде, трактате «Пардес Римоним», рав Моше Кордоверо подвел итоги развитию идей кабалы за три века, начиная с опубликования книги «Зоар». Другие его значительные трактаты по кабале: «Сефер а-Гейрушин», «Шиур Кома» и «Ор Неэрав», а также комментарий на книгу «Зоар». Рав Кордоверо написал также этический трактат «Томер Двора».

Рав Аарон Котлер

Рав Аарон Котлер (5652-5723 /1892-1972) — мудрец, глава ешив, общественный деятель. В 1911 году он перешел в ешиву Слуцк и в 1914 году женился на дочери гаона рава Исера Залмана Мельцера, раввина Слуцка и главы ешивы. После женитьбы стал преподавателем ешивы, и его уроки получили известность за их высочайший уровень и остроту. Когда его тесть, рав Исер Залман, уехал в Землю Израиля, рав Аарон возглавил ешиву. В 1941 году прибыл в США и подключился к усилиям по спасению еврейства Европы, вдохнув жизнь в деятельность Комитета по спасению. В 1944 году основал ешиву «Бейт Мидраш Гавоа» в Лейквуде. Эта ешива произвела переворот в США, поскольку была первой, в которой изучалась только Тора, без примеси светских предметов. Он активно участвовал в общественных делах как в США, так и в Израиле. Рав Аарон самоотверженно трудился ради поддержания «Хинух Ацмаи» – системы независимого образования в духе Торы.

Рав Яаков Кранц

Л

Рав Арье Левин

Рав Арье Левин (5645-5729 /1885-1969) — иерусалимский праведник и мудрец, «отец заключенных». С 1917 года и до конца жизни был «машгиах рухани» в Талмуд Тора «Эц Хаим» в Иерусалиме. Прославился своей необыкновенной скромностью и добротой, готовностью к самопожертвованию ради других евреев. Любой человек всегда мог рассчитывать на его совет и помощь. Рав Арье Левин был тем, кто навещал еврейских прокаженных, закрытых в лепрозории, и заботился об их нуждах. В 1931 году он принял должность «тюремного раввина», который по субботам будет приходить к заключенным-евреям, отказавшись принимать за это любую плату. Его прозвали «отцом заключенных» за неподдельную любовь и заботу о еврейских узниках, большинство которых были осуждены британскими властями за подпольную деятельность. Он посещал «своих сыновей» в центральной тюрьме в любую погоду и невзирая ни на какие опасности, и согревал их замерзшие души своим теплом.

Рав Йехезкель Левинштейн

Рав Йехезкель Левинштейн (5645-5734 /1885-1974) – один из духовных лидеров движения Мусар, выдающийся машгиах ешивы Мир до, во время, и после второй мировой войны. В пятилетнем возрасте осиротел, потеряв мать, а в возрасте бар-мицвы начал работать посыльным. Когда у него однажды украли всю выручку, он отправился в Радин, в ешиву Хафец Хаима. После женитьбы продолжил свою учебу в Кельме, а затем перешел в ешиву Мир. Служил машгиахом в ешиве в Клецке и в ешиве Ломжа в Петах Тикве. В 1936 году назначен машгиахом ешивы Мир. Преданно сопровождал ешиву во время странствий и находился с ней в Шанхае, управляя ею вплоть до освобождения в 1945 году. Из Шанхая переехал в Соединенные Штаты, а в 1949 году поднялся в Землю Израиля. В 1953 году занял место машгиаха в ешиве Поневеж. После смерти его беседы и письма были опубликованы в серии книг «Ор Йехезкель».

Рав Барух Бер Лейбович

Рав Барух Бер Лейбович (5624-5700 /1864-1939) — выдающийся знаток Талмуда и педагог. В шестнадцать лет поступил в Воложинскую ешиву, где стал ближайшим учеником р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера). Его преданность Торе своего учителя стала чем-то нарицательным. В поведении своем рав Барух Бер придерживался особой святости и был высоко ценим всеми большими мудрецами поколения. Посвятил свою жизнь воспитанию учеников, будучи для них не только учителем, но практически отцом, преданным и заботливым. Его книги – «Биркат Шмуэль» (в 4 частях) на Гемару, «Хидушей ве-шиурей раби Борух Бер» (в 3 частях) – были изданы его учеником после его смерти.

Рав Йерухам а-Леви Лейвовиц

Рав Йерухам а-Леви Лейвовиц (5635-5696 /1875-1936) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров движения Мусар. Ученик основателей движения Мусар р. Симхи-Зисла Зива (Сабы из Кельма) и р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки). В 1906 году р. Йерухам стал машгиахом (духовным руководителем) в ешиве г. Радина, основанной Хафец Хаимом. В 1908 году р. Йерухам был приглашен на пост машгиаха в небольшую ешиву городка Мира. Благодаря его влиянию эта ешива привлекла сотни учеников и стала одним из мировых центров изучения Торы. Основой духовной работы р. Йерухам считал совершенствование качеств характера. После его смерти содержание его этических бесед было собрано в книгах «Даат, хохма у-мусар» и «Даат Тора» (комментарии на Тору).

Рав Исраэль Липкин

Рав Элияу Лопьян

Раби Элияу бар Яаков Лопьян (5636-5730 /1876-1970/ гг.) – Лев Элияу, выдающийся педагог, один из духовных лидеров движения Мусар. Учился в ешиве г. Ломжи, а затем – в знаменитой ешиве г. Кельма. В последующие годы он организовал ешиву Эц хаим (Древо жизни) в столице Англии, Лондоне, где в 1930-е годы собралось множество эмигрантов из Польши и литовского края. Был одним из духовных лидеров движения Мусар в этой стране. В 1950 году, на семьдесят пятом году жизни, совершил алию на Землю Израиля. Стал машгиахом в ешиве Кнессет Хизкияу. Рав Лопьян приобрел высочайший авторитет одного из праведников поколения. Его беседы по еврейской этике воспринимались как прямая передача традиции, идущей от р. Симхи-Зисла Зива и основателя движения Мусара р. Исраэля Салантера. Записи его бесед, произнесенных в последний период жизни, были собраны в книгу Лев Элияу.

М

Маарша – рав Шмуэль Элиэзер Эйдельс

Рабби Шмуэль-Элиэзер Эйдельс (5315-5392 /1555-1631) – Маарша; выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда. Изучал Тору в Познани. Женился на дочери богатейшего купца р. Моше Гальперина и в 1585 году, при финансовой поддержке тестя, основал ешиву. После смерти тестя его жена Эйдель Гальперин приняла на себя заботу о материальном обеспечении и семьи зятя, и его многочисленных учеников – в течение двадцати лет ешива в Познани содержалась ею. Имя этой праведной женщины увековечено в фамильном прозвище р. Шмуэля – Эйдельс. В 1605 году возглавил общину г. Хелма. В 1616 году, после смерти Маарама из Люблина, р. Шмуэль Эйдельс стал равом Люблина. Начиная с 1625 года, возглавил общину г. Острога – одну из крупнейших польских общин того времени. В Остроге он создал ешиву, привлекавшую сотни учеников. Он был также одним из руководителей знаменитого «Совета четырех земель», координирующего внутреннюю жизнь всех еврейских общин Польши и Украины. Этот высочайший статус отразился в имени Маарша: аббревиатура слов «Морейну арав Шмуэль Эйдельс – наш наставник рав Шмуэль Эйдельс». Около трех десятилетий Маарша работал над своим основным произведением – комментарием к большинству трактатов Талмуда.

Мабит — Раби Моше бар Йосеф Терани

Раби Моше бар Йосеф Терани (5260-5340 /1500-1580) — а-Мабит; выдающийся мыслитель и законовед. В восемнадцатилетнем возрасте «поднялся» в Землю Израиля. Поселившись в Цфате, стал ближайшим учеником главы цфатской общины р. Яакова Бейрава. В 1525 году Мабит (аббревиатура слов Моше бар Йосеф Терани) занял пост даяна (судьи). В 1553 году в венецианской типографии вышел в свет комментарий р. Моше Терани на кодекс Рамбама Мишнэ Тора, под названием Кирьят Сефер. Его этический трактат Бейт Элоким стал одним из классических шедевров литературы мусара (еврейской этики). После смерти р. Йосефа Каро, Мабит стал главным раввином и главой раввинского суда Цфата. Его респонсы — ответы на алахические вопросы, присылаемые ему из многих общин, были собраны и изданы отдельной книгой в Венеции в 1629 году.

Магид из Дубно — Рав Яаков Кранц

Магид из Дубно — раби Яаков Кранц (5501-5565 /1741-1804), выдающийся даршан (общественный проповедник). Уже в юности он знал наизусть целый ряд трактатов Талмуда. Выступал в своем городке с публичными толкованиями Торы. В восемнадцатилетнем возрасте р. Яаков познакомился с Виленским Гаоном, и между ними завязалась теплая дружба. В течение многих лет был странствующим даршаном, выступая в синагогах перед общинами. Затем поселился в городе Дубно на Волыни, став городским магидом, выступающим с публичными уроками в синагоге. Его притчи и толкования Торы были изданы после его смерти по черновым записям, сделанным им для памяти, а также по воспоминаниям его учеников. Притчи, поясняющие текст Пятикнижия, собраны в книги Оэль Яаков и Мишлей Яаков, а притчи, относящиеся к «пяти свиткам» — в сборник Коль Яаков. Его этические наставления и проповеди составили книгу Сефер аМидот, ставшую одним из шедевров литературы мусара.

Рав Исер Залман Мельцер

Рав Исер Залман Мельцер (5630-5714 /1870-1953) – выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, один из духовных лидеров поколения. Достигнув возраста бар-мицвы, поступил в ешиву Воложин, и там стал преданным учеником Нецива и гаона рава Хаима из Бриска. В 1894 году был назначен преподавателем ешивы Слободка. В 1897 году переехал в г. Слуцк, чтобы основать там ешиву. Когда Ридваз, рав города, оставил в 1903 году этот пост, был назначен равом города. В 1923 году бежал вместе с ешивой от Советской власти в Польшу и обосновался в Клецке. В 1925 году уехал в Землю Израиля и был назначен главой ешивы «Эц Хаим» в Иерусалиме. Был главой Совета Великих Торы, а также одним из членов Совета по делам ешив. Кроме величия в Торе, был также широко известен своим большим участием в делах милосердия.

Н

Рав Йеошуа Йешая Нойвирт

Рав Йеошуа Йешая Нойвирт (1927-2013) — выдающийся рав-посек (алахический авторитет) последнего поколения. Один из самых значительных учеников рава Шломо Залмана Ауэрбаха и автор двухтомного труда «Шмират Шаббат кеилхата» (Практическое руководство по соблюдению Шаббата), ставшего самым авторитетным произведением в отношении этих законов. Рав Нойвирт был также широко известен как эксперт по еврейскому праву и медицинской этике, его мнение часто цитировалось по самым сложным и неоднозначным медицинским вопросам нашего времени, а также эксперт по законам для врачей в Шаббат. Он был консультантом Института Цомет, давая алахическое разрешение на такие инновации, как субботняя лампа и электрические инвалидные коляски в субботу.

Нецив из Воложина

Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин, Нецив из Воложина (5577-5653 /1817-1893) — великий мудрец Торы и наставник поколения, прославленный глава Воложинской ешивы. В возрасте 30 лет Нецив начал преподавать в ешиве. Через некоторое время он стал главой ешивы (на тот момент в ней обучалось около четырехсот учащихся), а также возглавил общину Воложина. Знаменитая ешива и ее глава вызывали особую ненависть просветителей, которые всеми силами пытались ввести в ней «изменения в учебном процессе». Столкнувшись с непоколебимой позицией главы ешивы в отношении любых «нововведений», отступники стали требовать от правительства закрыть ешиву. Пятого швата 5652 (1892) года в здание ешивы вошли солдаты и предъявили постановление о закрытии… После того, как все ученики покинули здание, из ешивы вынесли рава Нафтали Цви. Нецив прожил после закрытия своей ешивы всего год.

О

Адмор из Ожарова

Рав Моше Йехиэль Эпштейн (5650-5731 /1889-1971) — адмор из Ожарова, гаон и праведник, уважаемый хасидский наставник и выдающийся мудрец Торы. После переезда в Землю Израиля был одним из глав Совета великих мудрецов Торы и активно участвовал в деятельности организации «Агудат Исраэль». Автор десятков книг «Эш Дат» и «Беер Моше» – комментариев к Торе и Танаху.

Рав Шломо Залман Ойербах

Рав Шломо Залман Ойербах (5670-5755 /1910-1995) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Еще совсем молодым получил известность среди знатоков Торы в Иерусалиме за выдающиеся способности, редкостную память и ясное, четкое понимание. В 1949 году, после кончины главы и основателя ешивы «Коль Тора» гаона рава Й. М. Шлезингера, рав Ш. З. Ойербах был приглашен возглавить ее. В этой ешиве он распространял Тору и воспитывал учеников на протяжении почти полувека. Хотя он и не занимал никакой раввинской должности, но был известен в мире как «устанавливающий закон», к которому обращались со всеми вопросами, возникавшими повсюду, особенно в связи с новой техникой и технологиями. В этой сфере он был особенно компетентен. Был известен своей чрезвычайной скромностью и простотой, наряду с приятностью и мягкостью в отношениях с людьми.

Рав Шмуэль Ойербах

Рав Шмуэль Ойербах (1931-) — большой мудрец Торы и один из глав поколения, сын рава Шломо Залмана Ойербаха. Учился в ешиве «Эц Хаим», параллельно занимаясь со своим великим отцом. Уже в юности был назначен главой ешивы хасидов Амшинова «Шем олам». В 70-х преподавал в ешивах «Итри» и «Коль Тора». В 1982 году открыл ешиву «Маалот а-Тора». Параллельно рав Шмуэль углублял познания в Каббале, под руководством известного каббалиста Мордехая Шараби. Рав Ойербах относился к своим многочисленным ученикам как к собственным детям. Он также много занимался хеседом и помощью неимущим, раздавая значительные суммы денег бедным и овдовевшим семьям. Автор книг «Даркей Шмуэль» и «Оэль Рахель».

П

Адмор из Пясечны

Р

Рамак

Рав Аарон Рокеах

Рав Йосеф Розин — гаон из Рогачева

Рав Йосеф Розин — Рогачевер, гаон из Рогачева (5618-5696 /1858-1936) — выдающийся законоучитель и комментатор Торы. Уже в раннем детстве он прославился как илуй (вундеркинд). После бар-мицвы отец передал его в ученики знаменитому законоучителю р. Йосефу-Дову Соловейчику (Бейт алеви), возглавлявшему общину г. Слуцка. Затем он учился в ешиве Шклова под руководством р. Йеошуа-Лейба Дискина (Маариля Дискина). В 1889 году Рогачевер стал раввином хасидской общины г. Двинска. Он поражал своей феноменальной эрудицией даже видавших виды знатоков Торы. Интенсивность его духовной работы не имела аналогов со времен Виленского Гаона: совершая путешествие на поезде из Двинска в Рогачев, чтобы посетить могилу отца, Рогачевер повторял по памяти половину всего Талмуда, а на обратном пути — завершал вторую половину. Гаон из Рогачева написал целый ряд значительных книг, среди которых особенно выделяются его комментарий на Пятикнижие, аналитические заметки к кодексу Рамбама Мишнэ Тора, а также сборник респонсов. Все его книги носили название Цафнат Панеах.

С

Рав Исраэль Салантер

Рав Исраэль бен Зеев-Вольф Липкин (р. Исраэль Салантер, Агрис), (5571-5463 /1810-1883) — один их духовных лидеров своего поколения, основатель этического движения Мусар. Происходил из рода Виленского Гаона. В двенадцать лет женился на дочери р. Яакова Эйзенштейна из г. Саланта (Салантая) и поселился у тестя. Прославился в Саланте как илуй (вундеркинд): уже к четырнадцати годам он был сведущ во всех трактатах Талмуда; в этом же возрасте он направил свои хидушим (аналитические заметки) одному из высших алахических авторитетов Европы р. Акиве Эйгеру, назвавшему эти заметки «гениальными из гениальных». В годы юности его основным наставником был р. Йосеф-Зундель Салант, ближайший ученик двух великих духовных лидеров — р. Хаима из Воложина и р. Акивы Эйгера. Большинство из методов духовной работы, которые р. Салантер впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Йосефом-Зунделем. Р. Исраэль Салантер призывал своих учеников относиться к заповедям «бейн адам лехаверо» хотя бы с той же педантичностью и серьезностью, как они относятся к запретам шабата или к законам о кашерности пищи. В 1842 году р. Исраэль оставил ешиву Рамайлес и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (дом этики), занятия в котором строились на изучении классических книг мусара — таких, как Ховот алевавот р. Бхайе Ибн Пакуды и Месилат йешарим р. Моше-Хаима Луцато (Рамхаля).

Адмор из Сатмара — рав Йоэль Тейтельбойм

Рав Йоэль Тейтельбойм (5647-5739 /1887-1979) — Сатмар ров, адмор из Сатмара. После смерти отца в 1905 году рав Йоэль стал адмором вместо него. После смерти гаона рава Йеуды Гринвальда стал в 1934 году главой суда Торы в Сатмаре (Сату-Маре, Румыния). С молодых лет воспитал множество учеников и был известен своими выдающимися способностями и большими познаниями. Проявлял активность во всех общественных делах и всеми силами боролся с вероотступниками. В 1945 году, спасенный из когтей нацистов, поднялся в Землю Израиля и поселился в ней. В 1947 году переехал в Соединенные Штаты, где заново основал общину хасидов Сатмар с центром в Вильямсбурге (Нью Йорк) и в Кирьят Йоэле в Монро, на сегодняшний день – крупнейшую из общин харедим. В 1953 году был назначен главой суда Торы «Эда Харедит» в Иерусалиме. Его книги: «Ва-Йоэль Моше» – комментарии к Торе, сборник вопросов и ответов «Диврей Йоэль» и другие.

Рав Хаим а-Леви Соловейчик

Рав Хаим а-Леви Соловейчик (5613-5678 /1853-1918) — величайший мудрец Торы, один из глав поколения. Его отец – великий мудрец Торы и автор книги «Бейт а-Леви», рав Йосеф-Дов Соловейчик. Рав Хаим был праправнуком великого рава Хаима из Воложина – ближайшего ученика Виленского Гаона и основателя Воложинской ешивы. В возрасте 27 лет рав Хаим начинает преподавать в этой великой ешиве. В 1892 году, когда российские власти под давлением «просветителей» закрыли Воложинскую ешиву, рав Хаим Соловейчик принял пост раввина города Бриска. С этого момента его история жизни неразрывно связывается с этой общиной. Сам он становится известен под прозвищем рав Хаим «Брискер». Был знаменит также как бааль а-хесед, опора и поддержка неимущих, воспитатель сирот и утешитель вдов. Уникальный метод анализа рава Хаима Соловейчика оказал существенное влияние на систему преподавания Талмуда. Сыновья и ученики рава Хаима внедрили этот метод, который получил название «дерех Бриск» – брискский путь.

Рав Ицхак Зэев Соловейчик

Рав Акива Софер

Рав Акива Софер (5638-5720 /1878-1960) — мудрец Торы, глава ешивы и общины, сын автора книги «Шевет Софер», внук автора книги «Ктав Софер» и правнук нашего учителя Хатам Софера. В возрасте около 20 лет рав Акива начал преподавать Тору в ешиве вместе со своим отцом. В 1907 году, после смерти отца, был назначен главой суда Торы Пресбурга и главой ешивы. Рав Акива самоотверженно действовал во имя укрепления и развития ешивы и общины. После Первой мировой войны он был назначен главой организации ортодоксального еврейства Чехословакии, которое насчитывало около трехсот общин. Он также был очень деятелен в сборе средств на нужды бедняков Земли Израиля и был главой колеля «Шомрей а-Хомот». После оккупации Чехословакии нацистами рав Акива Софер переехал в Землю Израиля. Здесь он продолжил свою деятельность по распространению Торы и основал ешиву «Пресбург» в Иерусалиме, но отказался занять раввинскую должность, заявив, что хочет жить «как простой иерусалимский еврей». После его смерти сыновья издали его книгу «Даат Софер» – комментарии к Торе, а также сборник вопросов и ответов.

Стайплер — рав Яаков Исраэль Каневский

Рав Яаков Исраэль Каневский (5659-5745 /1899-1985) — гаон Стайплер, мудрец и праведник, один из глав поколения. В возрасте двадцати лет был мобилизован в Красную Армию и проявлял там самоотверженность в соблюдении субботы. Подвергался также арестам коммунистическими властями за распространение Торы. В 1925 году опубликовал свою книгу «Шаарей Твуна», получившую известность в мире ешив. Когда добрая слава о нем дошла до Хазон Иша, тот устроил ему в 1927 году сватовство со своей младшей сестрой. Хазон Иш свидетельствовал о нем как о большом знатоке Гемары и «Шульхан Аруха». В 1934 году Рав Яаков Исраэль по приглашению гаона рава М. З. Щигля, основателя ешивы «Бейт Йосеф» в Бней Браке, поднялся в Землю Израиля, чтобы возглавить эту ешиву. Кроме книги «Шаарей Твуна», написал книги «Кеилот Яаков» (комментарии на большую часть трактатов Гемары), «Биркат Перец» (комментарии к Торе), книгу мусара «Хайей Олам», а также книгу «Шиурин шель Тора».

Т

Рав Йоэль Тейтельбойм

Раби Моше бар Йосеф Терани

Ф

Рав Моше Файнштейн

Рав Моше Файнштейн (5655-5746 /1895-1986) — выдающийся мудрец Торы, руководитель и наставник народа Израиля. В молодости учился у отца, а затем – у гаона рава Исера Залмана Мельцера в Слуцке и у главного своего наставника гаона рава Песаха Прускина в Шклове. Уже в молодости, в 1921 году, стал раввином и главой суда Торы в Любани. Он находился там до 1937 года, возглавляя свою общину под тиранической коммунистической властью и самоотверженно борясь за сохранение жизни по Торе. В 1937 году был вынужден оставить СССР; он приехал в Соединенные Штаты и там возглавил ешиву «Тиферет Йерушалайм». Он приобрел широкую известность своими постановлениями в области закона, охватывающими с беспримерной ясностью все новые темы нашего времени. С великой преданностью отдавал свои силы становлению «а-Хинух а-Ацмаи» в Земле Израиля. Его книги: сборник вопросов и ответов «Игрот Моше» (в 7 частях), «Диброт Моше» – комментарии на большую часть трактатов Талмуда, «Драш Моше» – комментарии к Торе.

Рав Элиэзер Йеуда Финкель

Рав Элиэзер Йеуда Финкель (5639-5725 /1879-1965) — знаменитый мудрец Торы, глава ешивы Мир. Его отец – гаон рав Натан Цви – Саба из Слободки. Рав Элиэзер учился в Кельме, а затем – в Слободке, и после нее в Тельзе. Вскоре после женитьбы начал преподавать в ешиве Мир. После смерти своего тестя в 1907 году был назначен главой ешивы и возглавлял ее почти шесть десятилетий. В эти годы ешива Мир превратилась в «мать литовских ешив», в которую стекались лучшие ученики. В годы Первой мировой войны рав Элиэзер Йеуда скитался со своей ешивой по России, пока в 1922 году не вернулся с ней в городок Мир. С того времени начался особенный расцвет ешивы. С началом Второй мировой войны ешива уехала в Шанхай, а рав Элиэзер Йеуда направился в Землю Израиля, не переставая поддерживать учеников ешивы, попавших в Шанхай. В Земле Израиля начался новый расцвет ешивы Мир, уже после войны. Сегодня в ней учатся тысячи учащихся, и она стала крупнейшим в мире центром Торы. Открытия рава Элиэзера в Торе – комментарии к Талмуду – были частично опубликованы в книге «Диврей Элиэзер».

Рав Носон Цви Финкель

Рав Носон Цви Финкель (5703- /1943-2011) — один из величайших глав ешив последнего поколения, великий мудрец Торы и наставник многих тысяч учеников. Родился в Чикаго в семье потомков великих мудрецов Торы. Был назван в честь великого прадеда. В 14 лет, вместе с родителями посетил Землю Израиля. Там он познакомился со своим великим дядей, главой ешивы Мир, равом Элиэзером Йеудой Финкелем. Рав Элиэзер Йеуда уговорил родителей рава Носона Цви оставить сына на некоторое время в ешиве в Иерусалиме. Став преподавателем, а затем и главой ешивы, рав Носон Цви Финкель всегда очень любил своих учеников. Он учился в хавруте с сотнями юношей, независимо от их уровня в Торе. Он раздавал Тору без остатка – всем желающим. Почти 25 лет своей жизни (включая годы, проведенные во главе ешивы) он боролся с тяжелейшим недугом – болезнью Паркинсона. Несмотря на тяжелую болезнь, рав Финкель продолжал руководить ешивой: давал уроки (не только в Земле Израиля, но и по всему миру), вникал во все административные вопросы. Великое чудо Всевышнего – тяжелая неизлечимая болезнь не смогла закрыть источник Торы и любви к Творцу!

Рав Авраам Яаков Фридман из Садигуры

Рав Авраам Яаков Фридман (5644-5721 /1884-1960) — адмор из Садигуры, один из основателей всемирного движения «Агудат Исраэль», а также один из основателей «а-Хинух а-Ацмаи», и ешивы «Ружин» в Иерусалиме. После смерти отца в 1907 году рав Авраам Яаков занял его место во главе хасидского двора и оставался на этом посту в течение 54 лет. Он также открыл ешиву, в которую приезжали на учебу со всей Галиции. Когда началась Первая мировая война, он переехал 6в Вену и там заново основал хасидский двор Садигура. После присоединения Австрии к Германии он приехал в Землю Израиля и открыл свой бейт мидраш в Тель-Авиве. Самоотверженно восстанавливал еврейскую жизнь в Земле Израиля после Катастрофы.

Х

Хазон Иш — рав Авраам-Йешая Карелиц

Хазон Иш — рав Авраам-Йешая Карелиц (5639-5714 /1879-1953) — духовный лидер и ведущий законоучитель своего поколения. После женитьбы поселился в литовском городе Кейданах, недалеко от Ковно. Уже в эти годы он отличался слабым здоровьем, и каждый день превращался для него в поле битвы. В 1911 году издал в Вильно свою первую книгу Хазон Иш, содержащую аналитические заметки к некоторым разделам Талмуда и кодекса Шульхан арух. В дальнейшем р. Карелиц анонимно издал еще более двадцати книг, содержащих его алахические исследования, и все они были озаглавлены Хазон Иш — название этой многотомной серии заменило собой имя автора. Все эти годы он вел образ жизни скрытого праведника: его подлинный, высочайший уровень в постижении Торы был известен лишь ограниченному кругу людей, в который входили такие лидеры литовского еврейства, как Хафец Хаим и р. Хаим-Озер Гродженский. В 1933 году он совершил алию и поселился в Бней-Браке. Тогда же Хазон Иш, наконец, «открылся» и принял на свои плечи груз осиротевшего поколения. Как и в Литве, он не занимал на Святой Земле никаких официальных постов: не был ни главой ешивы, ни раввином общины — однако все законоучителя со всего еврейского мира потянулись к нему за решением спорных вопросов и признали его верховный авторитет. Он инициировал создание множества колелей и ешив, благодаря его влиянию Бней-Брак стал одним из крупнейших в мире бастионов Торы.

Хатам Софер

Хатам Софер — Рав Моше Софер (5523-5600 /1762-1839) — главный раввин Пресбурга, один из духовных лидеров евреев Европы. Прямой потомок Раши. В раннем детстве прославился как илуй (вундеркинд). К шести годам он изучил уже несколько трактатов Талмуда. С девяти лет стал учеником выдающегося кабалиста и праведника р. Натана Адлера и занимался у него в течение четырнадцати лет — до женитьбы. В возрасте двадцати четырех лет, после женитьбы, р. Моше поселился в моравском городе Простице и преподавал там группе учеников. В 1798 году р. Моше Софер возглавил общину венгерского города Матерсдорфа, а в 1806 году стал главным раввином г. Пресбурга. Там он создал большую ешиву, в которой учились сотни юных знатоков Торы со всех концов Европы. Р. Моше Софер был одним их самых авторитетных законоучителей своего поколения — со всех концов Европы к нему обращались за решением спорных вопросов. Его комментарии на Пятикнижие были изданы посмертно под названием Торат Моше. Более тысячи пятисот его респонсов были объединены в семитомный сборник, получивший название Хатам Софер. Эта книга приобрела значительную известность, и ее название заменило собой имя автора.

Хафец Хаим — рав Исроэль Меир а-Коэн

Хафец Хаим — Рав Исраэль-Меир а-Коэн (Каган) (5598-5693 /1838-1933) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения. Его мать, по имени Добруша, была очень богобоязненной женщиной — она избегала пустой болтовни и посиделок с соседками, часто повторяя: «Алейн — из ди нишоме рейн»(«В одиночестве — душа чистая»). Изучал Тору под руководством отца. В десять лет вместе с отцом приехал учиться в Вильно. Прославился под именем «илуй из Жейтеле». В пятнадцать лет Исраэль-Меир стал учеником в небольшой ешивеы р. Нахума Каплана (р. Нохемке из Гродно), одного из величайших праведников своего поколения. В 1873 году, в возрасте тридцати пяти лет, р. Исраэль-Меир выпустил в свет свою первую книгу — Хафец Хаим, посвященную законам чистоты речи. Книга была издана анонимно, и автора стали называть по названию книги — Хафец Хаим. В 1905 году р. Исраэль-Меир создал в Радине колель  для изучения талмудического раздела Кодшим, посвященного вопросам храмового служения. В 1907 году, в возрасте семидесяти лет, р. Исраэль-Меир завершил издание шеститомного алахического свода Мишна Брура, над которым работал более трех десятилетий. В этой книге он прокомментировал раздел Шульхан Аруха Орах хаим, посвященный законам повседневной еврейской жизни и праздников. Уже при его жизни эта книга стала одним из самых авторитетных кодексов в еврейском мире, а ашкеназские общины приняли его решения в качестве окончательных. Р. Исраэль-Меир стал одним из общепризнанных духовных лидеров поколения.

Ш

Рав Элазар Менахем Ман Шах

Рав Элазар-Менахем-Ман Шах (ок.5654-5762 /1894-2001) — глава ешивы Поневеж в г. Бней-Браке, духовный лидер своего поколения. В 1951 году, в возрасте пятидесяти семи лет, он стал одним из ведущих преподавателей в ешиве Поневеж. Р. Шах написал фундаментальный комментарий на кодекс Рамбама Мишнэ Тора. Этот многотомный труд он назвал Ави Эзри, в память о своем отце, р. Эзриэле Шахе. Его книга получила широчайшее признание в еврейском мире. После смерти р. Йосефа-Шломо Каанемана, в 1969 году, р. Шах стал фактическим руководителем огромной ешивы. В 1970-1980-е годы ешива Поневеж стала самой крупной и авторитетной в еврейском мире. Сотни учеников р. Шаха заняли посты руководителей общин и ешив не только в Земле Израиля, но и в десятках стран Америки и Европы. В этот период р. Шах принял на свои плечи груз духовного главы поколения. Был избран на пост председателя Совета выдающихся знатоков Торы. Возглавлял Ваад аешивот, созданный для оказания материальной помощи ешивам Земли Израиля, а также организацию Хинух ацмаи, занимающуюся развертыванием сети школ и ешив независимой системы образования, основанной на ценностях Торы. Не являясь ни партийным идеологом, ни политиком, р. Шах, тем не менее, оказывал мощное влияние на течение политической жизни в государстве Израиль.

Рав Келонимус-Калмиш Шапиро — адмор из Пясечны

Рав Келонимус-Калмиш Шапиро — Адмор из Пясечны (5649-5704 /1889-1943) — праведник и мудрец, освятивший своей смертью Имя Вс-вышнего. Келонимус-Калмиш появился на свет, когда его отцу уже исполнилось шестьдесят пять лет. В три года он осиротел и воспитывался под наблюдением своего двоюродного брата. В шестнадцать он женился на юной Рахели-Хае-Мирьям, дочери р. Йерахмиэля-Моше, и четыре года прожил в доме тестя. Двадцатилетний р. Келонимус-Калмиш поселился в местечке Пясечна, и основал там новый хасидский «двор» — сотни, а затем и тысячи хасидов его отца и тестя потянулись к нему за советом и наставлением. Он был самым молодым адмором (хасидским наставником) своего поколения. В 1932 году в Варшаве Адмор из Пясечны издал свою первую книгу, названную Ховат а-Талмидим. Книга вошла в классический фонд произведений мусара — она широко изучается до сих пор. Начало второй мировой войны застало его в Пясечне. Вскоре он вернулся в Варшаву, и оказался в Варшавском гетто. Его дом в гетто стал одним из центров духовной жизни. После подавления восстания в гетто, уцелевший адмор был вывезен в концлагерь Бодзин, где и погиб вместе с другими заключенными.

Рав Моше Шапиро

Рав Моше Шапиро (Шапира) (1935-2017) — известный израильский рав и мудрец Торы, один из духовных наставников последнего поколения. В молодости учился в знаменитой ешиве Поневеж в Бней Браке. Затем перешел учиться в ешиву Хеврон. Был близок к раву Ицхаку Зееву Соловейчику (Брискер Ров). Впоследствии рав Шапиро возглавлял ешиву «Бейт-Биньямин» в Стэмфорде (Коннектикут), был одним из создателей ешивы «Бейт а-Талмуд», а также помог открыть ешиву Тифрах. Был главой колеля в иерусалимском районе Рамат Шломо. Был известен своими обширнейшими познаниями как в Явной, так и в Скрытой Торе. Его еженедельные уроки по четвергам собирали много сотен слушателей; он считался крупнейшим мудрецом нашего поколения, особенно в вопросах мировоззрения и каббалы. С ним ежедневно советовались по самым разным вопросам как простые евреи, так и общественные деятели, бизнесмены. Он объездил самые разные страны, выступая как перед знатоками Торы, так и перед теми, кто делал первые шаги в иудаизме.

Рав Хаим Пинхас Шейнберг

Рав Хаим Пинхас Шейнберг (5670-5772 /1910-2012) — один из крупнейших мудрецов последнего поколения, глава ешивы «Тора Ор», наставник народа Израиля и праведник. До десяти лет воспитывался в доме деда, затем семья воссоединилась с отцом, уехавшим на заработки в Америку. Несмотря на сложную духовную обстановку, сначала учился в «Ешиват Рабейну Яаков Йосеф», а с 14 лет, по рекомендации рава Германа («Все для Босса»), перешел в ешиву «Бейт Мидраш ле-Раббаним». К 16 годам полностью закончил изучение Вавилонского Талмуда. Затем перешел в «Ешиват Рабейну Ицхак Эльханан», став близким учеником рава Моше Соловейчика. В 19 лет женился на дочери рава Германа, и молодая семья переехала в местечко Мир — чтобы муж мог учиться в знаменитой ешиве. Незадолго до начала Второй мировой войны рав и рабанит Шейнберг вернулись в Америку. По возвращении, рав Хаим Пинхас начинает преподавать в ешиве «Хафец Хаим» в Вильямсбурге и давать уроки для всех желающих. В начале 60-тых годов рав Хаим Пинхас вместе со своим братом равом Симхой открывают новую ешиву «Тора Ор». Первоначально ешива располагалась в Бруклине, но позднее, после переезда рава Хаима Пинхаса в Землю Израиля, была перенесена в Иерусалим.

Рав Хаим Шмулевич

Рав Хаим Шмулевич (5663-5739 /1902-1979) — великий мудрец Торы, наставник и гаон, знаменитый преподаватель ешивы Мир. В 17 лет осиротел и заботился о младших братьях и сестрах. С 18 лет преподавал в ешиве в Гродно. В возрасте 22 лет рав Шмулевич во главе группы учеников ешивы Гродно прибывает в Мир. В течение последующих 54 лет подход к изучению Торы, уроки и даже образ жизни рава Хаима Щучинера (как его называли в те дни) примут за образец многие тысячи учеников по всему миру.

Рав Рафаэль Шмулевич

Рав Рафаэль Шмулевич (5698-5776 /1938-2016) — один из глав ешивы Мир в Иерусалиме, сын великого рава Хаима Шмулевича. Рав Рафаэль Шмулевич был человеком уникальной простоты, и при этом — главой ешивы Мир. Он был примером того, что величие в Торе и скромность взаимосвязаны, и одно является причиной другого.

Рав Аарон Йеуда Лейб Штейнман

Рав Аарон Йеуда Лейб Штейман (5675- /1914-) — «Глава ешивы», один из глав нашего поколения, праведник и мудрец Торы. Незадолго до начала Второй мировой войны, по рекомендации величайших мудрецов поколения, отправился из Бриска преподавать в ешиву «Эц Хаим» в Швейцарии. Это решение спасло ему жизнь. В конце 1940 года рав Аарон Лейб вместе с другими учениками ешивы и еврейскими беженцами был заключен в рабочий лагерь Шонбург, но через некоторое время освобожден по состоянию здоровья. Штейнманы сыграли свадьбу в 1944 году, а в 1945 покинули Швейцарию и прибыли на Землю Израиля. Когда раву Аарону Лейбу было 84 года, он решил открыть новую ешиву — «Орхот Тора». В первой группе было всего 29 учеников… через 20 лет сеть ешив и колелей «Орхот Тора» насчитывала более 2000 бахуров и 1300 аврехов по всему Израилю. Рав Аарон Лейб был далеко не только главой ешивы, его влияние распространялось гораздо шире. Он был наставником для учащихся ешив и школ «Бейт Яаков» по всему миру, по его советам и при его участии действовали многие еврейские организации. Необычайно скромный и непритязательный в быту, рав Аарон Лейб был настоящим главой поколения.

Э

Рав Шмуэль Элиэзер Эйдельс

Рав Авраам Эльяшив

Рав Йосеф Шалом Эльяшив

Рав Йосеф-Шалом Эльяшив (5670- /1910.2012) — крупнейший алахический авторитет и мудрец Торы нашего времени, духовный лидер последнего поколения. Рав Йосеф-Шалом Эльяшив был единственным ребенком в семье. Он рос довольно слабым и болезненным — настолько, что долгое время не мог выйти из дома. Великий дед, каббалист Бааль а-Лешем, принимал непосредственное участие в воспитании и обучении внука. Многие годы лишь очень небольшой круг самых близких людей знал об уникальном величии в Торе рава Эльяшива. Однако в конце концов, он превратился из мудреца Торы, учившегося в одиночестве, в выдающегося законоучителя, главу поколения и весьма заметную общественную фигуру. Несмотря на величие в Торе и огромную известность по всему миру, рав Эльяшив продолжал жить очень скромно. Уйдя с поста судьи Высшего раввинского суда Израиля, он отказался принимать какие-либо новые должности. Он занимал формальный пост рава небольшого бейт-мидраша «Тиферет Бахурим» в Меа Шеарим, который унаследовал от своего отца, и вел там свои регулярные уроки. Свет его праведности озарял наш народ, а глубочайшие знания в Торе помогали найти верную дорогу и установить закон для нескольких поколений сыновей Израиля.

Рав Шломо Эльяшов — Бааль а-Лешем

Раби Шломо Эльяшов (5601-5688/1842-1928) — Бааль а-Лешем, выдающийся кабалист. Происходил из рода великого каббалиста раби Ицхака Лурии (Аризаля). Прямой потомок знаменитого каббалиста раби Шимшона Острополера, убитого казаками Богдана Хмельницкого. До тринадцати лет изучал Тору с отцом, затем учился в ешивах Минска и Тельза. Поселившись в г. Шауляе, целиком посвятил себя изучению Торы. Он вел жизнь затворника — облачившись в талит и тфилин, занимался в своей комнате весь день и большую часть ночи. Основным предметом его исследований стали книги, содержащие сокровенное учение Аризаля и Виленского Гаона. Написал целый ряд значительных книг по каббале, среди которых Сефер акдамот вешаарим, Сефер адеа, Сефер аклалим, а также Хелек абиурим — развернутый комментарий на книгу рава Хаима Виталя Эц хаим. В 1922 году, в возрасте восьмидесяти трех лет, он прибыл в Землю Израиля вместе с семьей дочери. Собрание его кабалистических сочинений было издано под общим названием «Лешем, шево ве-ахлама». Эта книга стала столь авторитетной, что в последующих поколениях автора стали называть по заглавию книги  Бааль а-Лешем.

Рав Моше Йехиэль Эпштейн

Рав Авраам Йеошуа Эшель из Копичениц

Рав Авраам Йеошуа Эшель (5648-5729 /1888-1969) — адмор из Копичениц, «великий в благотворительности и добрых делах». Во время Первой мировой войны перебрался вместе с домом своего отца из Копичениц в Вену. Сразу же после приезда развернул там работу по помощи многочисленным беженцам, собравшимся там и лишенным всего. С тех пор пошла слава о его величии в благотворительности. После смерти отца в 1935 году он стал адмором (главой хасидского двора). В 1939 году после многих страданий, причиненных нацистами, он эмигрировал в США. Там он также прославился великой щедростью – он не оставлял в своем доме на ночь денег, не розданных нуждающимся. Рав Авраам Йеошуа многократно приезжал в Землю Израиля и раздавал огромные суммы денег на помощь бедным. Был одним из глав организации «Агудат Исраэль» и самоотверженно поддерживал сеть школ «а-Хинух а-Ацмаи» – «Независимой системы образования».