Тяжело говорить, особенно о последних событиях на Святой Земле…
Всем болит…
Жесточайшие убийцы убивают евреев в Халамише – дедушку, двух его детей, пытаются убить и бабушку…
Думаю, назвать их дикими зверями – это очень большой комплимент. Дикий зверь создан Всевышним так, что он питается своей жертвой – это его еда.
Человек не создан как дикий зверь, но он может выбрать зло – и тогда он становится намного хуже него…
В первую очередь. Нам нужно молиться о том, чтобы Всевышний спас нас из рук этих убийц;
Чтобы Он послал утешение – вдове и сиротам, и бабушке, которые пострадали в этом страшнейшем убийстве, которое произошло в шаббат;
И безусловно, всем нужно молиться, чтобы Всевышний оградил наш народ от этой страшной ненависти наших ненавистников.
Если вдуматься в то, что происходит на святой Земле – насколько их ненависть к нам сильна, и насколько мало им удается что-либо сделать, – в этом само по себе – величайшее благо Творца…
Мы сейчас находимся в периоде бейн а-мецарим – «между теснин». И есть в событиях бейн а-мецарим – замечательный знак.
Я объясню свои слова.
Начну с событий более недели тому назад – когда трое убийц воспользовались святым местом – Храмовой горой, вышли оттуда с оружием и начали стрелять… Всевышний спас наш народ, тем, что евреи не пострадали, кроме одного раненого, вместо нас — пострадали другие, друзы…
Подобно этому, 525 лет тому назад испанский король издал указ об изгнании евреев из Испании, всех, кто не примет христианство, и дата изгнания была – девятое Ава.
Это напоминает о том, какой страшный период – время «между теснин», но в самом этом было скрыто и величайшее утешение: не испанский король вершит судьбы евреев Испании, и не наши ненавистники во всем мире – имеют силу хоть что-нибудь с нами сделать.
Евреи, выходя из Испании, знали, что это – искупление наших грехов; и именно поэтому дата изгнания была – девятое Ава.
Когда в это тяжелое время что-то происходит – а тем более, происходит буквально, напрямую – с Храмовой горы!…
Кроме самого убийства, вся ситуация на Святой земле очень непростая и опасная, и поэтому мы должны молиться за всю нашу общину – и на Святой земле, и не только… об этом мы еще поговорим.
Но, кроме этого, мы можем увидеть, что у мира есть его Хозяин, который им правит…
Особая боль этого страшного убийства — убийства в Халамише — семья собралась в святой шаббат, после рождения сына и внука, отмечать шолом зохор, как это принято у нас… И – получить такой тяжелейший удар в середине радости!
Невозможно представить себе боль вдовы, боль детей, боль всей семьи, всех друзей и знакомых, и боль всего нашего народа, всех, у кого есть еврейское сердце, ощущающее не только себя, но и других евреев!…
Когда-то после Катастрофы пришла к Хазон ишу одна женщина, выжившая, но пережившая много ужасов, совершенно разбитая… Хазон Иш был великим человеком, при том, что он непрерывно занимался Торой, у него всегда находилось время, чтобы утешать людей разбитых, несчастных… Эта женщина пришла к нему, повторяя про свою боль, действительно, страшнейшую. Среди прочего, Хазон иш сказал ей одну вещь, которую нужно запомнить всем нам, и постараться вдуматься в нее.
Он сказал, что, если можно представить себе максимальное милосердие – оно у Всевышнего.
Что он имел в виду? Все, что делает Всевышний – это добро и к добру.
Мы это сейчас не понимаем, не видим, но мы должны знать, что это так, должны впитать это знание в себя, должны в это верить – и заслуга этой веры приближает приход Машиаха; эта вера приближает Избавление и приводит к раскрытию того самого добра, которое Всевышний нам делает.
Это то испытание, которое нам всем – каждому на своем месте – надо выдержать.
Есть тут еще один аспект, принципиальный.
Всевышний не просто так позволяет этим убийцам возможность сделать то, что они сделали.
Есть большое правило, сказанное нашими мудрецами – Всевышний приводит наказания через преступников. Однако, через слова, и вернее даже, через действия – этих преступников – Он разговаривает с нами.
Вопрос, что нам надо услышать.
Я человек маленький, и возможно не подобает мне об этом говорить, но сказано, что там, где никто не говорит, можно сказать тому, кто может быть, и недостоин…
Сегодня вечером наступает новый месяц, месяц Ав. Он называется менахем Ав – мы хотим удостоиться утешения в этом месяце.
Однако нам надо знать, что у этого траура есть причины, есть грехи – от греха разведчиков, и нашего народа, который воспринял их злословие о земле Израиля и о Всевышнем, до греха Первого и Второго Храмов – это то, что оставили Тору, и во время Второго Храма – беспричинная ненависть друг к другу и тяжкий грех злословия…
Наш великий учитель Хафец Хаим написал свою первую книгу, Хафец Хаим, не для того, чтобы поделиться своими открытиями в Торе – а потому что ему болело, что не приходит Машиах, Геула… Он вдумался в то, что причина этого – грех, который все еще не исправлен.
Нам надо услышать то, что написал Хафец Хаим, понять, что, к сожалению, грех беспричинной ненависти, грех тяжких раздоров, грех злословия – не изжит из нас.
Особенно сейчас, когда человек может использовать современные способы распространения информации, и преуспеть в своем злословии намного быстрее и «эффективнее».
Тем более, если человек привыкает, живя с фейсбуком, Вотсапом и так далее, писать, говорить, не очень-то задумываясь о том, можно ли это писать? Можно ли это говорить?
Язык и руки, которые набирают текст, часто работают в отрыве от головы, от богобоязненности, и получается, не дай Б-г, что есть религиозные общины – со злоязычием, с взаимной ненавистью…
Мы получили сейчас очередное страшное напоминание, что наши грехи, бывшие причиной разрушения Храма – все еще не исправлены!
Это период, когда люди готовятся к отпуску, или уже в отпуске – «время дачи»… Нам нужно почувствовать сердцем, что сейчас не время дачи – мы сейчас между теснин, бейн а-мецарим.
Подумать, как исправить самих себя, как воспитывать наших детей, вернуться к изучению книг Хафец Хаима и других книг, написанных на основании его трудов – и пробудить в себе еврейское сердце, которое болит за страдания другого еврея, молится за другого еврея…
Которому болит за страшнейшее осквернение имени Творца, когда из места Святой Святых выходит не просто лиса – как сказано в книгах пророков, но когда из святого места Храмовой горы выходят убийцы, чей религиозный культ – убивать евреев!…
И дай Б-г нам удостоиться, чтобы уже в наше время девятое Ава превратился в истинный праздник – удостоиться прихода Машиаха… кен йеи рацон!