«А теперь, Израиль…» — Уроки рава Яакова Галинского

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

2487
теперь
Все знают, что месяц Элуль – это месяц подготовки к Дням Трепета. И таким образом, господа, все ошибаются. Кто позволил нам целый месяц отвести на подготовку к следующему месяцу? А если допустить, что, не дай Б-г, не будет следующего месяца, разве не должны мы в таком случае использовать весь этот месяц, каждую неделю его, каждый день и каждый час должным образом?

А если мы его правильно его используем, не это ли будет наилучшей подготовкой к следующему месяцу и к следующему году? Мы начнем новую жизнь!

В этом – источник наших проблем. Давайте, прочтем одну строчку из Гемары (Шаббат, 88а и Авода Зара, 2б), и обратим внимание на одно слово. Посмотрим, насколько глубоки высказывания наших мудрецов, благословенной памяти! Это очень известная Гемара: «И вывел Моше народ навстречу Всесильному из стана, и встали они у подножия горы» (Шмот, 19:17). Объясняет Гемара, что Всевышний подвесил над ними гору, и сказал: «Примите Тору – хорошо, нет – там будет ваша могила». Спрашивается, что значит «там будет ваша могила»? Следовало бы сказать «здесь будет ваша могила»!

И я вам скажу, что я слышал. Есть могила под названием «там». Мальчик испытывает трудности в учебе. Не страшно, пойдет в ешиву, там раскроется. В ешиве ктане [для мальчиков] он ссорится с машгиахом и пререкается с преподавателями, но надеется на новую жизнь в ешиве гдоле [для подростков].

Там тоже – сплошные неудачи. Но на горизонте маячит свадьба, а после свадьбы все утрясется.

А после свадьбы, вот ужас, проблемы – со всех сторон. Дома – с одной стороны, в колеле – с другой, с родителями – с третьей и с четвертой… Ну что ж, перемена места – перемена счастья. Можно развестись, а можно бросить колель…

Место работы не устраивает – можно другую работу подыскать, там будет лучше… И так, от одного «там» к другому «там», вплоть до могилы…

По поводу комментария Раши на стих «И возлюби Г-спода, Б-га твоего» (Дварим, 6:5) говорят наши учителя: «Не ищи другое место. Тут справляйся, и здесь находи, не откладывай и не мешкай»!

Один богач пришел к Хафец Хаиму, и предложил ему сделку. У него шесть детей. Он разделит свое имущество на семь частей, и одну из частей завещает на нужды ешивы, для возвышения собственной души. А взамен попросит Хафец Хаима учить после его смерти мишну.

К его удивлению, Хафец Хаим был недоволен такой постановкой дел. Два замечания было у него: «Во-первых, почему эту седьмую часть ты отдаешь только после смерти? Дай сейчас. Во-вторых, зачем ждать, пока я буду учить мишну? Учи сам, пока ты еще жив!» Зачем откладывать?!

«А теперь, Израиль…» (Дварим, 10:12). «Теперь» – это не что иное, как возвращение к Творцу, раскаяние («Берешит Раба», 21:6). Вся суть нашего раскаяния – сказать «теперь», не откладывать!

Как-то я был в ешиве в Белостоке. Мне хотелось поучиться в тишине. Я пошел в одну синагогу. Там между молитвами царило безмолвие. И вдруг я слышу голос. Голос сладкий, приятный, томительный, жаждущий: «Сказал Шмуэль раву Йеуде, ученику своему, острому умом: “Хватай! Хватай, хватай, хватай, хватай! Хватай и ешь, хватай и пей. Мир, из которого мы уходим, подобен свадебному залу”» (Эрувин, 54а). Мир, из которого мы уходим, подобен свадебному залу, это проникло ко мне в сердце, я стоял, пригвожденный к месту, внимал, и сердце мое таяло. Потом я поинтересовался, оказалось, что это был Стайплер, благословенной памяти. И он действительно «осуществил это, как написано» (Бава Кама, 17а). Все мы видели, как он всю свою жизнь «хватал» – еще мишна, и еще одна, между посетителями. «Сидя в доме своем и идя дорогою, ложась и вставая». Но главное заключается в словах: «мир, из которого мы уходим»!

Кто-нибудь чувствует, что мы уходим из этого мира? И следует напомнить, что Шмуэль не удостоился долголетия (Брахот, 18б), а рав Йеуда, его ученик, был моложе его, сколько же лет ему было! А Шмуэль сказал ему: «Мир, из которого мы уходим»! Время истекает, капля за каплей, необходимо его использовать!

Мне рассказывал рав Шалом Швадрон, благословенной памяти, как он сидел в Доме учения вдвоем с равом Элияу Лупьяном, благословенной памяти, и осмелился попросить у него преподать ему урок мусара.

Сказал ему рав Лупьян: «Неси стендер!». Урок, так урок!

Тот пошел и принес стендер. Встал рав Лупьян во весь рост, взялся за стендер двумя руками, и сказал: «Была бы моя борода черной, как твоя, я бы знал, как использовать время!» И сел. Вот и весь урок!

Начнем же сегодня и прямо сейчас! Что мы сделаем в ближайший час, чем заполним его? «Теперь»!


http://www.beerot.ru/?p=37476