Вернись ко Мне, дева Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

4923

Новая связь со Всевышним

Созвездие месяца Элуль – Дева (бетула, буквально – девушка, девственница). Рамбан говорит («Хохма ве-Мусар», гл. 8, п. 85), что это демонстрирует любовь Всевышнего к народу Израиля.

Но есть здесь и еще один смысл. Согрешивший человек сравнивается с женщиной, которая изменила своему мужу. Мы знаем, что такая женщина запрещена мужу. Как же народ Израиля может раскаяться после того, как «изменил» Всевышнему? Однако в силу раскаяния происходит обновление – так, что Всевышний зовет народ Израиля: «Вернись, дева Израиля» (Ирмияу, 31:20) Всевышний называет народ Израиля «девой», т. е. как будто она никогда не грешила.

Глубокий смысл этих слов понятен из того, что написал рабейну Йона в «Основе тшувы»: «В этот день он “выбросит” все свои грехи, которые совершал, и сделает себя таким, как будто родился в этот самый день, и нет у него ни грехов, ни заслуг, и сегодня – день начала его деяний». Смысл тшувы не только в том, что у него нет грехов, а, как писал рабейну Йона, и «нет у него ни заслуг, ни грехов» – то есть, и заслуг нет!

Рамбам в «Законах тшувы» (гл. 2, закон 4) пишет: «Один из путей тшувы… что меняет свое имя, как будто “я — другой, и не тот человек, который делал все те дела”».

Замужняя женщина, которая никогда не грешила, и вся ее жизнь прошла в чистоте и святости, все же не называется «девой». А тшува – это «как будто родился в этот день», как у невесты-девственницы – самая первая связь с мужем. Все, что было в прошлом – как хорошее, так и не очень, – как будто и не было! Все начинается сначала! Это и есть служение месяца Элуль.

«Далекие» и «близкие»

Пророк Йешаяу (33:13) говорит: «Услышьте, далекие, что Я содеял, и узнайте, близкие, Мою силу!» Раши комментирует: «Далекие – это те, кто верят в Меня и выполняют Мою волю с детства. Близкие – это баалей тшува, которые заново приблизились ко Мне». Раши говорит здесь потрясающе новую мысль. Ведь, по-простому, мы считали бы тех, кто исполняет волю Творца с детства, более близкими, чем те, которые только что приблизились к Всевышнему. Но Раши раскрывает нам, что, наоборот, — привычка «исполнять Мою волю с детства» является недостатком, и они называются «далекими»!

Это было одним из принципиальных моментов служения Творцу в ешиве Кельм. Саба из Кельма, рав Симха Зисл Зив (в книге «Хохма у-Мусар», гл. 1, п. 83) задавался вопросом: идеи, на которых мы воспитывались с детства – что есть Всевышний, Создатель неба и земли, Который наблюдает за всеми Своими творениями, история выхода из Египта и раскрытия вод моря Суф, и т.д., – это потрясающие, удивительные идеи. Почему же мы не удивляемся и не восторгаемся ими?

«Ответ заключается в том, – объясняет Саба из Кельма, — что впервые мы слышали все это в детстве, когда наш разум был еще слабым, и знание и понимание были малыми и неразвитыми. Это слабое и нетвердое знание стало частью нас, и всю свою жизнь мы продолжаем жить с тем же восприятием!»

В первый раз человек учит «Вначале сотворил Б-г…» в возрасте пяти лет, на следующий год он снова учит это – и это уже не новость для него, он уже знает это. То есть он относит это знание к тому, что уже учил в прошлом году. Так и в десятилетнем возрасте: он снова учит это – и не видит в этих словах ничего нового, он ведь знает это с пяти лет! Точно так же и в двадцать, и в сорок лет – его знания относятся к первичному знанию, полученному в пять лет!

И на самом деле, если бы человек был создан, как Первый Человек – мудрым и обладающим разумом двадцатилетнего, он был бы переполнен восторгом и волнением!

Если один человек покажет нам фокус: возьмет простой лист бумаги, сделает из него самолетик с шестью крыльями, потом потянет за хвост самолета – и вдруг самолет и все его крылья задвигаются! Мы все будем просто невероятно поражены: какое чудо! Почему же тогда, когда человек выходит на улицу и видит муравья с шестью ногами, не сделанного из бумаги – а живое существо, с мозгом, сердцем и глазами – целый мир! Все библиотеки в мире не смогут вместить величие чуда, которое есть в этом крошечном существе!

Почему же мы не удивляемся? Потому, что первый раз увидели муравья в возрасте двух лет – и мы продолжаем жить с восприятием двухлетки вплоть до сегодняшнего дня! Таково же и наше восприятие во всех частях жизни.

Вглядеться в чудеса творения

Человек заходит в магазин и хочет купить какую-то вещь, но у него есть только десять шекелей, а вещь стоит пятнадцать. Он расстраивается. Однако если миллионер, богатство которого составляет несколько десятков миллионов долларов, войдет в магазин с одним долларом в кармане – в его сердце не будет никакого горя, ведь он знает, что на самом деле его имущество стоит десятки миллионов!

Постараемся представить себе в ярких красках современнейшую видеокамеру. Она в состоянии работать восемнадцать часов в сутки на протяжении восьмидесяти-девяноста лет, а то и более, и все, что она снимает, помещается на крошечную карту, которую не нужно никогда менять или добавлять к ней. У нее работает механизм самоочищения, так что линза постоянно омывается особой жидкостью, предохраняющей ее от порчи.

Сколько будет стоить такая камера? Минимум миллион долларов. А ведь у каждого из нас есть две такие камеры: глаза! А сколько стоит мозг? А сердце? А ребенок в доме?

Если это так, почему же мы не счастливы? Ведь наше состояние измеряется сотнями миллионов!

Приведем другой пример. Представим себе старого еврея лет сто пятьдесят назад, который описывает внуку, что такое рай: у каждого есть свой дом, в котором есть особое место в стене, откуда выходит холодная вода, и еще одно место, откуда выходит горячая вода. Не нужно трудиться и набирать воду из колодца. Если хотят сварить еду – не нужно разводить огонь, просто ставят кастрюлю в предназначенное для этого место, и она варится… Вещи запачкались – их кладут в специальный ящик, и они выходят оттуда чистыми.

Наша сегодняшняя жизнь – это, на самом деле, просто «рай на земле», но, тем не менее, мы не восхищаемся этим. Причина тому – только лишь привычка. Наше восприятие глаза, как и восприятие своего уровня жизни, к которому мы привыкли, как и существование солнца и луны, и любой реальности этого мира – это восприятие пятилетнего ребенка!

«И стала их боязнь Меня – заученной заповедью»

Пророк Йешаяу (29:13) жалуется на это, говоря: «И стала их боязнь Меня – заученной заповедью». Пророк жалуется не только на то, что практические заповеди выполняются автоматически, но и даже «боязнь Меня» – трепет перед Небесами, даже Б-гобоязненность может стать «заученной», выполняться по привычке, бездумно!

Наше восприятие Всевышнего, в молитвеннике и в Торе – это восприятие пятилетнего ребенка. Это и есть прямо-таки «далекие» – служат Всевышнему издалека, на расстоянии в тридцать лет — с тех пор, как впервые узнали о Нем. Только тот, кто «приблизились ко Мне заново» – тот, кто обновил себя сейчас, именно он стал «близким»!

В каждый Шаббат мы говорим «Нишмат Коль Хай». Если бы мы обращали внимание на каждое слово этой молитвы, мы были бы полны восхищения. Хафец Хаим однажды спросил: «Обращали ли мы внимание, что в “Биркат а-Мазон” есть пятнадцать просьб?» «Он делал, Он делает, и Он будет делать нам благо; Он воздавал, воздает и будет воздавать нам добром во веки вечные – в благосклонности, милосердии, сострадании и освобождении, спасении и успехе, в благословении (здесь – от слова бреха, водоем – т.е. изобилие милости) и избавлении, утешении, заработке и пропитании (даже если есть заработок, не всегда у человека есть пропитание, чем обеспечить себя) и в поддержке ради жизни и мира, и всякого блага; и ни в каком благе не будет у нас недостатка!» Обращали ли мы внимание на все эти просьбы? Нет. А почему? Потому, что привыкли благословлять «Биркат а-Мазон» уже в детском саду.

В этом и заключается суть месяца Элуля – месяца тшувы. Это и есть служение в месяц созвездия Девы: искоренить привычку, заученность. Приступать к любому делу, словно новый человек, «у которого нет ни заслуг, ни грехов». Пробудить любовь в служении к Творцу, как любовь жениха к его невесте. Брать в руки Сидур так, как будто молишься первый раз в жизни. Восхищаться каждой алахой, каждым благословением, каждым духовным переживанием. Заходить в синагогу, как будто в первый раз – задуматься и вглядеться: чей это дом? Кто здесь пребывает? Всевышний! И вот, мы входим сюда впервые, чтобы «встретиться» с Ним!

Все мы говорим «Видуй», исповедь: «Мы были виновны, предавали, крали…» Подумай: «Мы были виновны» – я виновен! Человек обычно винит других… «Предавали» – я предавал! Разве мы когда-нибудь думали о себе, как о предателях? «Крали» – я вор! Почему мы не приходим в ужас, когда исповедуемся? Потому что привыкли!

Размышлять и думать о простом смысле слов, быть подобным «баалей тшува, которые заново приблизились ко Мне» – это и есть тшува!

Подготовила: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=43001