Глубокая суть дня Ту би Шват

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Овадья Зарудинский

3797

Ту би Шват – новый год деревьев

Первая мишна трактата Рош а-Шана называет день 15 Швата (Ту би Шват) новым годом деревьев. Что это значит? Каким образом применимо к деревьям понятие «новый год»? Дело в том, что в различных законах, касающихся ведения сельского хозяйства (орла, шмита, маасрот) требуется определить, к какому году относится данный урожай. И если речь идет о фруктах (плодах деревьев), то, если их завязь была до 15 Швата, они относятся к прошлому (завершившемуся до Рош а-Шана) календарному году, а если после 15 Швата, то они – урожай нового года.

Почему же дата разделения между старым и новым урожаем должна быть отлична от календарного начала года – Рош а-Шана? И почему именно 15 Швата? Объяснение таково: к 15 Швата обычно выпадает большая часть дождей нового (начавшегося в Рош а-Шана) года. И, начиная с этого времени, древесный сок поднимается в стволах деревьев и способствует завязи плодов. Поэтому считается, что дальнейшее формирование плодов – «заслуга» именно дождей этого года. Если же плод завязался до 15 Швата, то это свидетельствует об «участии» дождей прошлого (завершившегося в Рош а-Шана) года в его формировании.

Благословения на плоды

День 15 Швата имеет некоторую праздничную окраску: в этот день не говорят «Таханун», а если он приходится на Шаббат, то не говорят «Ав а-Рахамим». Также принято в этот день пробовать плоды деревьев и благословлять на них. Давайте задумаемся над смыслом этого обычая. Плодов нового года еще нет, так что радоваться новому урожаю еще рано. Тогда зачем в этот день пробовать старые плоды и благословлять на них?

Прежде всего, изменим подход к пониманию сути благословения. Для большинства из нас благословение – благодарность Творцу за те блага, которые Он (по великой милости) дает нам. При таком подходе можно сказать, что само благословение для нас вторично по отношению к получаемому благу. Однако истинное понимание сути и важности благословения как раз в обратном: само благословение и есть та цель, ради которой Творец дает нам плоды. То есть Всевышний дает нам благо именно для того, чтобы мы благословили Его за это! Как сказано (Дварим, 8:10): «И поешь и насытишься и благословишь…». Проанализируем этот стих: «и поешь» – действие, «и насытишься» – непосредственный материальный результат, «и благословишь» – конечная цель всего процесса.

Почему же Всевышнему так важно наше благословение? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, почему, собственно, наше обращение к Творцу, называется браха (благословение). Разве можем мы Его благословить?! Рав Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш а-Хаим» объясняет это следующим образом: Всевышний устроил мир так, что от наших благословений и молитв зависит исправление (тикун) высших миров и, как результат, их способность принять Свет Творца. Это можно сравнить с тем, как потребление пищи, «исправляя» тело, позволяет душе пребывать в нем (хотя сама душа, разумеется, не нуждается в питании).

Теперь мы можем понять и смысл брахот и их важность. Очевидно, что Всевышний не нуждается ни в каких благословениях. Тем не менее, наша браха как бы дает Ему возможность ниспослать благословение на духовные миры. А уже из этих миров оно приходит к нам в виде природного изобилия.

Давайте вернемся к первоначальному вопросу о смысле благословения на плоды в Ту би Шват. Хотя новых плодов еще нет, наши благословения им уже необходимы! Произнесенные в день начала завязи, 15 Швата, они пробуждают высшие миры, из которых и получают новые плоды энергию для будущего роста.

Наши плоды – наши дети

В свете всего сказанного выше давайте задумаемся еще об одном аспекте. Человек уподобляется дереву: «…Ибо человек – древо полевое…» (Дварим, 20:19), «И будет он (человек) подобен древу, посаженному при потоках вод…» (Теилим, 1).

Если люди подобны деревьям, то плоды наши – наши дети. Все мы искренне желаем им духовного роста. Но для этого необходим нашим сыновьям духовный заряд, который им этот рост обеспечит. Поэтому чрезвычайно важно уже на стадии «завязи» заложить в наших детей основы веры и любви к Всевышнему. И, конечно, молиться Творцу, чтобы удостоились сыновья наши стать «озаряющими мир Торой, добрыми поступками и самоотверженным служением Б-гу».


http://www.beerot.ru/?p=9617