Мысли перед 9 ава

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3123

Перед девятым ава хочется коснуться тех событий, которые происходят вокруг нас, и, возможно, нам удастся увидеть какую-то связь того, что происходит, с днями уменьшения радости, в которых мы сейчас находимся.

День 9 ава называют «моэд». При этом наши праздники также называются «моадим». Источник этого – в стихе из Свитка Эйха: «Кара лаэм моэд лишбор бахурай», что переводится как «Выбрал особое время поразить моих юношей». Так как 9 ава называется «моэд», мы не говорим Таханун. Это удивительно, ведь ничего праздничного в этот день нет – это день великой скорби. Однако вскоре, с Б-жьей помощью, этот день должен превратиться в величайший праздник: будет отстроен Храм, и все зло, которое наш народ пережил за тысячи лет изгнания, обратится в добро. В этом дне есть корень зла, начиная с разведчиков, и того, что наш народ беспричинно оплакивал свой приход на Святую Землю. С тех пор в этот день мы оплакиваем разрушение Храма, и многие другие трагические эпизоды нашей истории, которые произошли именно 9 ава. И видится, что корень обращения зла в высочайшее добро заложен в нашем служении в этот день, и этот корень – причина, почему 9 ава называется «моэд», подобно праздникам.

Кроме того, у 9 ава во всех поколениях было особое отличие: кроме того, что это – день «эстер паним» (сокрытия проявления Всевышнего в этом мире), – в таком сокрытии есть одновременно и открытие. Например, одним из величайших и трагических изгнаний за всю историю нашего народа было изгнание евреев из Испании. В Испании в те дни процветала еврейская община. Она дала миру Торы таких величайших мудрецов, как Рашба, Рамбан, Ритва и многих других ришоним, которые жили и учили Тору в Испании, и поэтому изгнание оттуда евреев по сути являлось разрушением одной из величайших общин. По-настоящему сефардская община по сей день не оправилась от этой потери – хотя в Цфате жили выходцы из Испании, великие мудрецы Бейт Йосеф, Аризаль, Мабит и другие. Однако величие Торы в Испании было безвозвратно утрачено… И это изгнание, эта трагедия еврейства была приурочена также к 9 ава! Какой тяжелый день! Но, с другой стороны, когда наш народ с болью и трагедией выходил 9 ава из Испании, они понимали, что это – не проявление сумасбродности испанского монарха, а Воля Всевышнего.

Мы видим, что даже трагедии нашего народа происходят не по обычным законам природы. Более того, если мы вспомним события сравнительно недавнего времени – катастрофу европейского еврейства – то становится ясно, что такие события просто не умещаются в обычные рамки истории. То, как нацисты стремились уничтожать евреев – вплоть до последнего дня, когда у них оставалась хоть какая-то власть, – вещь совершенно нерациональная! Нам важно вынести из этого урок: в любой момент истории, даже самый страшный, когда очевидно сокрытие Лика Всевышнего, – в этом надо увидеть также и проявление Его Высшего Управления нами, пусть и в такой тяжелой форме.

9-му ава предшествует период, называемый «бейн амецарим», который обычно переводится как «меж теснинами»; само слово мецар обычно переводится как ограда. В книге Эйха мы читаем, что все преследователи настигли нас в этот период. Актуальность этого отрывка, к сожалению, подтверждается и в наши дни: несколько дней назад правительство Израиля приняло решение о мобилизации студентов ешив, а те, для кого служба в армии неприемлема – будут наказываться тюремным заключением [статья была написана год назад]. Это – так называемое «еврейское» государство! Оно подтверждает и другие слова пророков: «Разрушители выйдут из твоей среды». При этом правительство не устает вести споры с арабскими лидерами о том, признают ли они нас как еврейское государство, или же просто как государство, хотя непонятно – в чем проявляется еврейство этого государства. Величайшие мудрецы Торы последних поколений умоляют – не трогайте изучающих Тору! Голос этот не был услышан никем из нынешних политиканов.

По-настоящему просвещенному человеку понятно, что популистская идея всеобщего равенства несения обязанностей – абсолютно несостоятельна в том виде, в котором ее продвигает современное правительство, ибо нет людей, более погруженных в сохранение и укрепление независимости и стабильности нашего народа, чем люди, изучающие Тору. Учащиеся колелей и ешив погружены в свое дело 7 дней в неделю. Они фактически круглосуточно несут свою «вахту», не отвлекаясь ни на поездки в Тайланд, ни на посещение кинофестивалей, ни на пустое времяпровождение в поисках развлечений. При этом и учеба наша – не на оценки (которых не существует), не от сессии до сессии; жизнь авреха – не за зарплату и должностные льготы. Мудрость Торы, которую они добывают по крупицам каждый день тяжелым трудом – это и есть награда за труд. Цель таких самоотверженных людей – не диплом и не повышение по службе, а раскрытие воли Творца в нашем мире, мудрости Торы, сохранение и передача Высшего знания [примечание редактора: по сути дела это – сохранение нашей национальной идентичности] будущим поколениям нашего народа, нашим детям и внукам. И как называются такие люди в светском лексиконе? Даже не глупцы – паразиты и бездельники!

Характерно, что многие наши мудрецы изначально не одобряли идею создания так называемого «еврейского государства», говоря о том, что это приведет к еще большему порабощению нашего народа. И порабощение это – выходцами из своего же народа – никак нельзя опротестовать перед мировой общественностью, ведь народы мира здесь ни при чем! И Хазон Иш, и рав Ицхак Зеев Соловейчик – рав из Бриска, считали дату создания государства не «началом нашего освобождения» (как гласит их гимн), а началом тяжелейшего изгнания. На этом фоне последние решения правительства выглядят, к сожалению, лучшим доказательством правоты наших мудрецов. При том, что мы не раз писали: «хахам адиф ми-нави» – мудрецы постигают больше, чем пророки.

Хотелось бы поднять еще два аспекта проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день: один – извне, а второй – из мира Торы. Вне мира Торы – видно с первого взгляда, в состоянии какого тяжелейшего падения находится наш народ. Нам, видя такое падение, следует сосредоточить свои духовные силы не на обвинениях и ненависти, а на том, как мы можем помочь нашим братьям – потому что падение это очень глубокое и на Нашей Земле, и по всему миру: это и смешанные браки, и ассимиляция, и многое другое. Именно 9 ава у нас есть много времени подумать обо всем этом…

Есть вопрос относительно обязанности учить Тору 9 ава: сохраняется ли эта обязанность, будучи ограниченной определенными отрывками, которые можно учить, или такой обязанности в этот день вообще не существует? В этот день главная обязанность каждого еврея – оценить тяжесть потери, страдать и скорбеть о разрушении Храма, чувствовать боль нашего народа. Однако, болеть не значит впадать в депрессию, хотя грань очень тонкая. Известно, что многие люди, пережившие Катастрофу европейского еврейства, умирали после нее – от депрессии. Один из выживших в те страшные дни – адмор из Клойзенбурга – описывает то, как многие тысячи людей впали в глубочайшую депрессию уже после Катастрофы и умерли от этой депрессии. Более того, он сам был подвержен этому недугу, потеряв всю семью, однако смог справиться с этим состоянием. Самым тяжелым для него после пережитого было видеть, как евреев, выживших в Катастрофе и потерявших все, кроме связи со своим народом, уговаривали бросить Тору и приобщаться к «новым идеалам».

У многих общин есть обычай в день 9 ава: после полудня смягчать некоторые признаки траура – уже не сидят на низких скамеечках, как скорбящие, надевают тфиллин и делают изменения в молитве, – то есть, чувствуется некий духовный подъем. На самом деле, это выглядит очень странно – ведь если мы скорбим о разрушении Храма, то нужно сказать, что подожжен-то он был именно после полудня! Но для нас важно помнить, что этот корень зла, заключенный в дне 9 ава – не является последствием цепочки случайных событий, а предопределен Высшим Провидением.

Рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува» пишет, что одна из обязанностей баалей тшува – исповедаться не только в своих грехах, но и в грехах своих отцов. Однажды я спросил рава Ицхака Зильбера: в чем смысл этого? В частности, рав Зильбер сказал мне: следует знать и помнить, что наши далекие предки служили идолам, когда Первый Храм еще стоял! У любой катастрофы есть внешняя сторона – это страдания евреев; но вместе с тем, у каждой трагедии есть источник! Можно привести в пример Хафец Хаима, у которого, как мы знаем, был руах а-кодеш – Святое постижение. Более 150 лет назад в России случилась большая трагедия для нашего народа – призыв кантонистов в армию. В этом проекте таилось много опасностей, одна из которых – форма, в которой этот призыв осуществлялся: не государство забирало 12-летних детей, а обязанностью самой еврейской общины было посылать детей в армию! Происходившее тогда можно расценить, как величайшее издевательство над нашим народом, поскольку богачи подкупали ответственных лиц с тем, чтобы вместо их детей в русскую армию посылали детей бедняков. Бедные дети! Рав Ицхак Зильбер в своей книге «Чтобы ты остался евреем» приводит рассказ о том, как его прадед, рав Нафтали Циюни, духовно спас одного из таких мальчиков-кантонистов, которого в 7 лет отлучили от семьи. Многие дети не выдерживали ужасов и, чтобы выжить, переходили в другую веру, навсегда утратив веру отцов. С другой стороны, рядом с нами живут потомки кантонистов, которые не только не отошли от веры, но и несут знамя Торы дальше – рав Лейб Саврасов и многие другие. Так вот, Хафец Хаим говорил, что души детей-кантонистов – это воплощение душ тех евреев, которые поклонялись идолам при Первом Храме! И для того, чтобы исправить тяжкий грех идолопоклонства, они должны были пройти через горнило испытания веры, чтобы очиститься!

Есть известная притча о том, как один человек впервые пришел в новую синагогу и заметил, что габай, староста синагоги, вызывает людей к Торе в странном для новичка порядке: одного из середины, другого из переднего ряда, третьего с последней скамейки и т. д. После молитвы он подошел к габаю и предложил свое «рационализаторское решение»: почему бы не вызывать всех людей по порядку, сначала первый ряд, потом второй, потом третий и так до конца. К чему все эти сложности? Габай объяснил ему, что у него есть свои причины делать так, как он делает, а новому человеку, впервые пришедшему в синагогу, не подобает делать поспешные выводы на основе первого, поверхностного взгляда. Также и мы сегодня: разобраться в окружающем мире и справедливо его оценить нам не под силу, и мы даже не знаем, кто мы сами! Ведь все души сегодня – это перевоплощение предыдущих жизней, и прежде всего стоит разобраться в собственной душе. Один из указателей на этом пути, который мы приняли от Виленского Гаона – мы пришли в этот мир, чтобы исправить те грехи, в которых были повинны в предыдущих воплощениях. Соответственно, надо оценить, какие дурные наклонности у нас имеются, и работать над их исправлением. Мы можем видеть лишь тончайший внешний срез управления Всевышним этим миром, и, безусловно, очень многое для нас остается непонятным. Если бы мы видели больше – человека в общем: откуда он пришел, каковы были его предыдущие воплощения, что именно исправить пришел он в этот мир, каков корень его души, – картина была бы абсолютно другой!

Кинот – это непростая, страшная книга, и читать ее следует соответственно. Не бубнить, проглатывая текст, а вкладывать душу максимально; лучше, может быть, прочитать меньший объем текста, но в прочитанные отрывки вдуматься и прочувствовать их. С одной стороны, нам надо переживать о трагедиях в нашем народе, а, с другой стороны, надо помнить, что «еш дин ве-еш Даян» – есть Праведный Судья, и причина любой трагедии в нашем народе (а причина всегда есть) – в наших проступках. При этом целью трагедий является искупление и исправление. В том, как наш народ выдерживает все эти испытания, и остается крепок в вере, и содержится замысел Творца. Истинное величие нашего народа раскрывается как раз в периоды тяжелейших испытаний: рав Ицхак Зильбер в своей книге писал, что если бы ангела спустили с неба на землю, в царскую и советскую Россию – от ангела бы ничего не осталось, а евреи – остались! 9 ава необходимо, с одной стороны – почувствовать боль изгнания, боль убийства величайших светочей Торы, а с другой – необходимо укрепить в своем сердце веру, что все исходит от любящего нас Творца – ради нашего исправления и искупления. В этом – начало обращения корня зла в будущее добро, и так мне видится понимание святого обычая нашего народа – уменьшение траура после полудня 9 ава.

Уже было сказано выше несколько слов на волнующую тему – то, что сейчас происходит в Святой Земле. Большая трагедия нашего народа, когда нас хотят оторвать от изучения Торы люди, которые, казалось бы, должны понимать важность такого изучения – люди в кипах. Всегда больно признавать, что сами евреи способствовали закрытию ешив – это было в Германии во времена «реформистов», и в случае с Воложинской ешивой, когда огромную роль сыграли «еврейские просветители». Люди находятся внешне – на нашей стороне, но по сути они совершенно оторваны от мира Торы! Нам в такой ситуации, конечно, следует поступать, как и полагается каждому еврею – любить всех. Но давайте спросим себя: если бы пришел человек разрушать наш дом, мы бы его в этот момент сильно любили? Мы не призываем к ненависти, однако надо понимать: банда отошедших от Закона людей пришла разрушить наш дом! Разрушить ешивы, лишить наши учебные заведения средств к существованию… При том, что светские школы полны наркотиков, насилия и разврата – правительство взялось улучшать наши хедеры!

Наши статьи могут многим показаться неоднозначными и излишне резкими – и не раз такая критика обрушивалась на «Беерот Ицхак». Кто-то может сказать, что темы, поднимаемые в наших статьях, безусловно, важны, но зачем же так резко? Ведь это может вызвать ссоры и недовольство! Ответом критикам будет все тот же пример – эти люди просто не ощущают, что бандиты пришли разрушить до основания наш дом! В противном случае, говорить на эту тему просто не понадобилось бы, ведь произвол властей, происходящий сейчас, и цели, которые они преследуют, понятны каждому здравомыслящему человеку!

Мы, со своей стороны, ни в коем случае не призываем идти на баррикады. Напротив, лучшее, что в наших силах – заниматься максимальным распространением Торы! Также мы молимся за всех наших братьев – ведь, за немногими исключениями, они попадают под категорию «плененный ребенок», и совершают поступки просто в силу заблуждений!

Нам нужно понимать и знать, что все, что сейчас происходит – это не просто чья-то злая воля. В мире есть Правление Всевышнего, и это Его проявление! Глава нашего поколения, великий мудрец Торы, рав Аарон Йеуда Лейб Штейнман сказал об этом, что мы не можем знать точных причин трагедий, однако в наших силах сделать самоанализ, найти наиболее вероятные причины и постараться исправить их в себе. Одной из таких причин, с большой вероятностью, является стремление быть похожими на народы мира. Многие не ценят то, что во все времена давала наша обособленность, наше сосредоточенное изучение Торы. Попытка усидеть на двух стульях, как известно, обычно приводит к падению с обоих: также и современные евреи, с одной стороны, гонятся за всеми удовольствиями этого мира, и в любой стране стараются ничем не отличаться от местного населения, а, с другой стороны, они еще немножко учат Тору и соблюдают необходимые заповеди – но по-минимуму, как будто бы ничего не нарушая. Что может быть дальше от желаний Творца, чем это?

В эти дни нам следует по-настоящему укрепить в себе веру, усилить Б-гобоязненность, увидеть важность Торы. Бремя изучения Торы – наше основное бремя, и стоит усилиться также и в этом. Это нужно не только нам самим; это также лучшая помощь в спасении наших заблудших братьев. Ведь свет Торы, который спускается в этот мир – светит всем, но с разной силой. Кроме того, мы – учащие Тору – являемся настоящими «стражами города», как сказано в мидраше Эйха, и мы должны нести свою службу с большим усердием.

«Бейн а-мецарим», и особенно 9 ава – это святые дни. В эти дни нам как никогда важно разобраться в себе, очиститься, постараться стать лучше – и дай Б-г, чтобы эти дни вскоре стали днями праздников для нашего народа! Амен!

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=16868