Пост Йом Кипура

суть йом кипура

Как известно, истинный смысл заповедей мы до конца понять не можем, но некоторую часть мы можем все же постигнуть сами, и «все, чему ты можешь придать вкус (смысл), придай вкус». Ведь сказали наши мудрецы, что царь Шломо постиг большую часть смыслов всех законов Торы, а в будущем будут раскрыты нам все смыслы заповедей.

Что касается поста Йом Кипура, конечно же, суть его – высоко в Небесах, и не зря нарушающий его получает наказание карет (см. Рамбам «Законы тшувы», гл. 8, алаха 1). Один из смыслов поста – это раскаяние, как сказано (Йоэль, 2:12): «Но и сейчас, — слово Б-га, — вернитесь, (постарайтесь) достигнуть меня всем сердцем вашим – и в посте…». И это одна из вещей, в которых мы подобны ангелам в Йом Кипур.

Однако добавим вот что.

Было это в голодные годы после Войны за независимость 5708 (1948) г. Ешивы страдали от страшного недостатка средств, учащимся не хватало хлеба, не говоря уже обо всем остальном. Главы ешив решили собрать состоятельных евреев и постараться разогреть их сердца, чтобы они пожертвовали на содержание ешив и бней Тора. Говорить от имени всех глав ешив выбрали рава из Поневежа, равного которому в силе убеждения не было.

Итак, богатые евреи собрались. Главы ешив заполнили всю «восточную стену» (почетное место). Было это поистине величественное зрелище. И рав из Поневежа поднялся на трибуну. «Дорогие мои собратья! – начал он, — Вы наверняка считаете, что вам очень повезло, так как у вас есть вдоволь хлеба и мяса, и вы очень жалеете учащихся ешив, умирающих с голоду! Но на самом деле верно как раз обратное! Счастливы они, и замечателен их удел! Ведь заповедь – это свеча, а Тора – свет! Они находятся в мире света и сияния. Ведь “С Тобой – источник жизни, и в Твоем сиянии увидим свет!” Всевышний, Тора и народ Израиля – это одно целое! И сказано: “А вы, прилепленные к Г-споду, Б-гу вашему, живы все сегодня”. Ах, как полна сладости каждая тема Талмуда, каждое понимание Рашбы, уточнение раби Хаима [Соловейчика], принцип раби Шимона [Шкопа], определение раби Баруха Бера [Лейбовича]!»

И целый час рав из Поневежа восхищался и восторгался сияющим миром учащегося ешивы, кто в мире сравнится с ним?

Слушатели восхищались и восторгались вместе с ним. Завершив, рав поцеловал занавесь, за которой находились свитки Торы, и сошел с трибуны, оставив после себя сильнейшее впечатление.

Когда он шел к своему месту, рав Йехезкель Сарна, глава ешивы Хеврон, сделал ему замечание: «Рав, нужно было говорить о том, чего не хватает учащимся, а не о том, что у них есть! О том, что у них нет еды, а не о том, что у них есть Тора

Рав из Поневежа разволновался: «Да что вы такое говорите? Ведь учатся шестнадцать часов, а едят – всего час в сутки! Так о чем нужно предпочесть говорить?»

Ответил рав Йехезкель: «Верно, едят только час. А учатся – шестнадцать часов. Но ведь постятся-то двадцать четыре часа!»

Как это замечательно! Есть заповедь кушать в Шаббат и праздники. Сколько времени исполняют эту заповедь? Час в сутки. А пост Йом Кипура – это заповедь, длящаяся двадцать четыре часа подряд, как велика награда за нее!

И еще один смысл его — в следующей истории.

Как известно, город Петах Тикву построили Б-гобоязненные евреи, ученики Маариля Дискина, рава из Бриска. Их было очень мало, но площадь поселения была очень велика. До сих пор город обладает большой площадью. А получилось это вот как: в то время землю покупали у арабов, и не было размеченных карт, как в наше время.

Покупка происходила так: продавец и покупатель договаривались о цене, и покупатель шел обходить поля. Вся площадь, которую он успевал прошагать до захода солнца, становилась его.

Покупателем в данном случае был рав Йеошуа Штампфер.

Он встал затемно, помолился с зарей, и, когда взошло солнце, начал свой обход. Он шел пешком, а рядом с ним ехал араб на осле. Рав Йеошуа шел быстрым шагом. Не было там проложенных дорог, и даже тропинок. Он шел по камням, спотыкался о препятствия, поднимался на холмы и спускался вниз. Солнце поднялось высоко, и пот лился с него градом. Однако рав Йеошуа не замедлял шаг, и не останавливался, чтобы попить или перекусить. Встречавшиеся прохожие хотели перекинуться с ним парой слов, но он даже не отвечал на приветствия. Араб, сопровождавший рава, тоже устал, и просил остановиться хоть на минуту, дать ему попить. И ему рав не ответил. Он шел, тяжело дыша – был ведь уже немолодым человеком, но упорно тащил себя с запада на восток, а потом на север. Когда солнце стало заходить, рав собрал последние силы и побежал. Бежал, пока солнце не село окончательно, и тогда – упал в обморок.

Но вся огромная площадь, которую он успел обойти, стала принадлежать ему, а значит, всем поселенцам.

Это и есть Йом Кипур – использовать каждую минуту!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=47876