Радость в Рош а-Шана — “Ибо Г-сподь – Судья наш, Г-сподь – законодатель наш, Г сподь – Царь наш, Он спасет нас”

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

3240

В суде обвиняемому либо свидетелю говорят:

1. Говори правду!

2. Всю правду.

3. И не лги.

Ясно, что говорить правду и не врать – основа любых показаний. Но почему требуется говорить всю правду? Потому что частичная правда – это тоже ложь!

От мудрецов и из книг мы знаем, что Рош а-Шана – это день суда, страшный и грозный… Однако нам не раскрыли, что это также особенно радостный день. Сейчас мы постараемся привести доказательства тому, что Рош а-Шана – это, в том числе, и день радости!

В восьмой главе книги Нехемьи сказано следующее (стих 2, стихи 8-12): «И в первый день седьмого месяца принес Эзра, священник, Тору перед собранием – как мужчинам, так и женщинам, и каждому, кто понимает, слушая … И читали они книгу Торы Б-жьей внятно и с толкованием читаемого. И сказал всему народу Нехемья, он же Тиршата, и Эзра-священник, писец, и левиты, разъяснявшие народу: “Нынче святой день перед Г-сподом, Б-гом вашим – не печальтесь же и не плачьте!”, – потому что весь народ плакал, слушая слова Торы. Тогда сказал он им: “Идите, ешьте сытное и пейте сладкое, и пошлите подарки тем, у кого не приготовлено, так как день этот свят перед Г-сподом нашим; и не печальтесь, ибо радость Г-сподня – ваша опора”. А левиты успокаивали народ, говоря: “Успокойтесь и не печальтесь, ибо день этот свят”. И пошел весь народ есть и пить, и посылать подарки, и устраивать великое веселье, потому что вняли они тем словам, что были сказаны им».

Итак, во втором стихе сказано, что описанное собрание произошло в Рош а-Шана. А далее сказано, что Эзра а-Софер сказал евреям не плакать и не печалиться!

Если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что народ плакал лишь из-за чтения Торы, открывшего им их грехи, но сам день не заставил их плакать!

В комментарии к Торе (Ваикра, 23) Абарбанель пишет: «А поскольку, когда человеку приказывают явиться в суд, он обычно боится и дрожит, сказал Благословенный, что в этот день будет им отдых, покой и душевное спокойствие, хотя вместе с тем данный день является напоминанием о Йом Кипуре, дне, когда приговор скрепляется печатью. И поэтому успокойтесь и не печальтесь … И об этом сказал Эзра: “…ешьте жирное и пейте сладкое … ибо радость Г-сподня – ваша опора”».

А вот что пишет Сфорно в своем комментарии к недельной главе Эмор (Ваикра, 23:24): «“Напоминание о трубном звуке” – это напоминание о трубном звуке царя, услышав который подданные радуются своему царю, как сказано (Теилим, 81:2): “Воспойте Б-гу, силе нашей, трубите…” И это из-за того, что в это время Он сидит на престоле суда, как известно из сказанного (там же, стихи 4-5): “Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время – для праздничного дня нашего. Ибо закон это для Израиля, установление от Б-га Яакова”. И нам следует больше радоваться в это время тому, что Он – наш Царь, чтобы Он склонился к качеству милосердия и оправдал нас на Своем суде, как сказано (Йешаяу 33:22): “Ибо Г-сподь – Судья наш, Г-сподь – законодатель наш, Г‑сподь – Царь наш, Он спасет нас”».

В трактате Эрхин (10б) написано: «Сказали ангелы-служители перед Святым, благословен Он: “Властелин мира! Почему евреи не произносят песнь (Алель, подобно тому, как делается в праздники) перед Тобой в Рош а-Шана и в Йом Кипур?” Сказал им: “Возможно ли, чтобы в то время, когда Царь восседает на престоле суда, и книги живых и книги мертвых открыты перед ним, евреи произносили передо Мной песнь?”» Авторы многих книг и толкований указывают на данный отрывок как на доказательство того, что не следует петь в Рош а-Шана, и того, что Рош а-Шана – не день радости. Но кажется верным сделать обратный вывод: даже ангелы, хорошо понимающие духовную природу вещей, не понимают, почему в Рош а-Шана не поют Алель! И Всевышнему приходится отвечать, что поскольку это день суда, и книги живых и мертвых открыты перед Ним… поэтому невозможно петь Алель, но ясно, что понимание ангелов не было полностью отвергнуто!

В порядке утренней молитвы Рош а-Шана есть пиют (воспевание), который начинается словами «Б-гу, вершащему суд». В этом пиюте написаны удивительные вещи: «изрекающему милосердие в день суда», «сдерживающему свой гнев в суде», «милующему свой народ в день суда». На первый взгляд, это тяжело понять: ведь нельзя одновременно оправдывать человека и судить его! Также непонятно, как можно сдерживать гнев и миловать во время суда? Ответ заключается в том, что речь идет о Святом (а потому Возвышенном) Царе, чью логику суда мы вообще не способны понять. И кажется верным, что именно поэтому данный пиют говорят перед благословением «Царь Святой» в качестве предисловия и подготовки. А раз так, то сколько радости должно приносить это песнопение! И хотя канторы плачут, произнося его (так как в любом случае мы стоим перед Царем, вершащим суд), однако знание, что Всевышний не только Царь, но и наш Отец и желает добра нам (суд Творца, каким бы суровым он ни был – к добру для нас), позволяет нам вместе со страхом наполниться и радостью.

В заключение хотелось бы упомянуть постановление «Шулхан Аруха» (597:1): «Едят, и пьют, и радуются (!), и не постятся в Рош а-Шана… и да пребудет страх перед Г-сподом на их лицах».

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=18485