Свет Торы — во времена раби Шимона бар Йохая и в наши дни

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2097
раби Шимона бар Йохая
Перед Лаг ба-Омер, «остановке» на пути к дню дарования Торы, важно затронуть актуальные для нас темы.

Если внимательно изучить историю жизни раби Шимона бар Йохая, несложно заметить несколько противоречий. С одной стороны, о его поколении сказано, что на небе не было видно радуги. В заслугу учеников раби Шимона то поколение было очень достойным (радуга — дурной знак; она является напоминанием о потопе и о том, что если бы не обещание Всевышнего, миру полагалось бы уничтожение). С другой стороны, это было поколение величайшего сокрытия Лика Творца. Великий праведник и мудрец Торы скрывался от римлян, жил в пещере. Одежду он хранил только для молитвы. Весь день раби Шимон и его сын сидели, зарывшись по шею в песок (вследствие чего его тело покрылось рубцами), и вместе занимались Торой. При этом у них были чудеса — ручей с водой и рожковое дерево, чтобы они могли есть и пить. 12 лет раби Шимон и его сын провели в отрыве от окружающего мира, в очень тяжелых условиях. С другой стороны, именно в этот период раби Шимон и его сын раби Элиэзер достигли высочайшего уровня постижения. Кроме того, величайшие тайны Торы и мироздания открылись раби Шимону в последний день его жизни.

Таким образом, сами события, связанные с жизнью великого таны раби Шимона бар Йохая, выглядят очень противоречиво.

Наш учитель рав Моше Шапиро говорил про тот период в истории нашего народа, что мир выглядел так, как будто Всевышний признает правоту грешников и преступников! Они успешны, им принадлежит власть, а великий мудрец Торы — скрывается в пещере и терпит тяжелейшие лишения. Но вместе с тем это был период величайшего раскрытия Торы. Более того, говорится, что те тайны Торы, которые раскрылись раби Шимону и были переданы его ученикам, приближают приход Машиаха и окончательное избавление милосердием.

Но как все эти противоречия связаны с нами, нашим поколением? Мы также находимся в очень тяжелом положении. Огромная часть нашего народа оторвана от Торы, а мир вокруг нас невероятно опустился. Узаконена мерзость, которую благообразно называют «однополый брак», узаконены убийства больных. Что мы можем всему этому противопоставить? У нашего народа есть особое внутреннее величие — прилепиться к Торе, несмотря ни на что. Это достоинство проявлялось у нашего учителя рава Ицхака Зильбера, который учил Тору и жил по ее законам даже в лагере в Советской России. Это притом, что сама жизнь в ту эпоху даже вне лагеря была тяжелейшим испытанием. Но и в лагере рав Ицхак не отошел от своего пути — продолжал изучать Тору и обучать ей других.

На это могут возразить — кто в наше время способен на такое? Кто подобен раву Ицхаку, не говоря про раби Шимона?

Мы далеки даже от нашего великого современника. Но тем не менее есть то, что нам по силам. Несмотря на всю тьму этого мира в нашем поколении, мы каждый день говорим в начале утренних благословений: «… душа, которую Ты дал мне — чиста». Именно пробудив в себе силу души, мы можем прилепиться к Торе и поднять себя выше всей окружающей нечистоты. Хотя человеку, который погружен в новости, Интернет, социальные сети, сделать это очень тяжело. Но когда мы вырываемся из этого порочного круга, умом и сердцем прилепляемся к Торе Всевышнего, мы даем жизненную силу «заживо похороненной» в нас Б-жественной душе. Этим мы удостаиваемся величайшей помощи от Него, гораздо большей, чем мы можем себе представить. В итоге Всевышний совершает для нас величайшее благо — дарует нам богатство Торы. И об этом в числе прочего нам напоминает история раби Шимона бар Йохая. На этом вопросе, и том, как именно это происходит в наше время, стоит остановиться подробнее.

В мидраше к Мегилат Эйха приводится, что Всевышний до определенного момента терпит наши грехи и не наказывает в этом мире. Тем не менее Творец не готов терпеть пренебрежение Торой. Почему так? Мидраш объясняет: свет Торы возвращает нас к добру. То есть свет Торы — это залог нашего возвращения ко Всевышнему. Об этом мы просим каждый день в молитве «Шмоне Эсре»: «Верни нас, Отец наш, к Твоей Торе». Ор а-Хаим пишет, что начало тшувы — это возвращение к Торе.

К сожалению, очень тяжело рассказать, что такое «свет Торы».

Его можно ощутить, изучая наши святые книги, — в том числе и книги мудрецов последних поколений. Даже в нашем поколении есть великие мудрецы, достигшие высочайшего уровня в Торе. Несмотря ни на что Всевышний раскрыл очень много света Торы именно через них. И речь здесь не идет о каббале.

Как удостоиться раскрытия света Торы? Безусловно, для этого нужно трудиться. Талмуд — не книга «выходного дня», не развлекательное чтиво. Просто полистав книги наших мудрецов, света Торы удостоиться нельзя. Однако и тут Всевышний приходит к нам на помощь. То, что требовало огромного труда в прошлых поколениях, нам дается гораздо легче.

Очень важно помнить, что Всевышний всегда правит миром — во всех поколениях. Так было во время египетского изгнания и последующего исхода, так было во времена, когда раби Шимон бар Йохай скрывался от римлян. Так это происходит и в наши дни. Власть Творца абсолютна и непререкаема. Поэтому даже во времена величайших трагедий, гонений, тяжелейших духовных кризисов, когда Лик Творца скрыт, — Он все равно «Царь, Он царствует, и Он будет царствовать всегда». Всевышний ведет нас к исправлению и избавлению, каким бы тяжелым наше положение не казалось нам самим. Он знает о нашем положении — и Он всегда готов нам помочь.

Наше поколение — те души, которые нуждаются в очень серьезном исправлении в этом мире. Это остатки тех перевоплощений, которые до сих пор не были исправлены. И потому мы находимся в таком тяжелом положении. Но Творец знает о наших проблемах, и потому дает нам возможность даже среди потока скверны прикоснуться к свету Торы, ощутить его, чтобы мы пробудили в себе свет нашей души, смогли поднять себя над тьмой этого мира.

Противоречие поколения раби Шимона бар Йохая — величайшее сокрытие Лика Творца и величайшее раскрытие света Торы, — имеет место и в наше время.

[Хотя, безусловно, речь идет о совершенно разных уровнях постижения Торы и уровнях поколения в целом. Среди нас, конечно, нет людей уровня раби Шимона.]

Пишут наши мудрецы, что в этом мире находятся те души, которые требуют исправления, а все исправленные души из этого мира уходят. Но при этом мир в целом — почти исправлен. Это общее состояние мира проявляется в том, что в мир спускается свет Торы. Это не просто милость Творца персонально для нас, это результат великого исправления, которое произошло до сих пор — на протяжении прошлых поколений. Мы — «карлики», сидящие на спинах «гигантов». Мы «сидим на спинах» величайших мудрецов и праведников прошлого. У нас есть «запас» Торы и заповедей от наших предков. Поэтому мир почти исправлен. И в силу этого мы можем пользоваться тем, что нам досталось, не имея при этом такого количества собственных заслуг. Таким образом, нам гораздо легче удостоиться света Торы, чем тем, кто жил 300 лет назад. Но и это требует от нас серьезного отношения и работы.

Когда мы начинаем серьезно учить Тору, ощущаем вкус этой учебы — мы можем увидеть свет во тьме этого мира. Со временем наше испытание может стать тяжелее, и чтобы удостоиться большего света Торы мы должны прилагать больше усилий. Однако, несмотря ни на что, мы не должны оставлять выбранный путь.

Известно, что часть заповедей наш народ получил, еще будучи в Египте, то есть до дарования Торы. В частности, речь идет о пасхальной жертве. Мидраш говорит, что пасхальную жертву не может есть тот, у кого нет обрезания. Однако многие евреи в Египте боялись делать обрезание (и это очень напоминает ситуацию в наши дни, несмотря на все возможности анестезии). Нет обрезания — значит мы не будем есть пасхальную жертву. Что сделал Всевышний? От пасхальной жертвы по Египту разошелся запах Ган Эдена — Райского сада. И перед этим никто не смог устоять — евреи побежали делать обрезание, чтобы удостоиться пасхальной жертвы.

Заповеди, которые были даны в Египте, до дарования Торы, позволили нашему народу почувствовать ее свет. Таким образом, еще перед десятой казнью наш народ ощутил особую радость от исполнения заповедей. После этого в евреях пробудилось желание получить Тору.

Рабейну Нисим (Ран) в конце трактат Псахим приводит, что даже без всякой заповеди отсчета Омера наш народ, не сговариваясь, отсчитывал дни до получения Торы. Евреи шли к горе Синай, ожидая и предвосхищая радостное событие, которое их ждет. Причина этого как раз в том, что еще до выхода из Египта Всевышний удостоил наш народ особой радости — ощущения того самого света Торы.

В Талмуде приводится интересный пример разницы между путем Всевышнего и путем земли (человека).

Сказано так: путем земли пустой сосуд наполнить можно, а полный уже нельзя. Но путем Всевышнего все наоборот — пустой сосуд ничего не принимает, а полный — способен принять дальше. Рав Моше Шапиро объяснял это место так. Как такое может быть? Если сосуд полон, то в нем нет места! Но когда мы наполняемся словами Торы, то образуем как бы новый сосуд, который продолжает наполняться.

Все это требует объяснения в контексте нашей темы. У нас есть молитва перед изучением Торы и после изучения. После изучения мы благодарим Всевышнего за то, что удостоились этого. Однако мало просто благодарности. В нашем страшном поколении, когда исполняется все сказанное об эпохе перед приходом Машиаха, даже люди далекие от Торы говорят об оскотинивании человечества. И если в такую эпоху мы удостаиваемся света Торы, это должно пробудить в нас не просто чувство благодарности. То, что мы уже получили, должно стать причиной просить еще — еще большего понимания Торы, еще больше заслуг от исполнения заповедей. Но важно не только просить, но трудиться, чтобы достичь этого. Сказано (Коэлет 5:9), что любящий деньги — не насытится деньгами. Раши пишет, что эти слова — намек на Тору. Тот, кто любит Тору — никогда ей не насытится, ему нужно еще и еще.

В предыдущих поколениях, находившихся на несравнимо более высоком духовном уровне, человека, желавшего удостоиться Торы, хорошо проверяли.

В наши дни проверяют гораздо меньше. В мирное время, когда урожай хороший и нет голода, пшеницу тщательно проверяют перед покупкой. Но если, не дай Б-г, война, засуха или голод — уже не до проверок и выбора лучшей пшеницы. Любая, даже самая плохая, продается по высокой цене. Уровень нашего народа сейчас — к нашей боли — очень низкий. Торой занимается лишь небольшая часть евреев. Поэтому тот, кто тратит силы и время на ее изучение, способен получить от Всевышнего очень много.

От Песаха до Шавуота мы заняты подготовкой к получению Торы. День Лаг ба-Омер напоминает нам о том, что даже во тьме и нечистоте нашего поколения мы способны удостоиться великого света Торы, который возвращает нас к добру и очищает от скверны. И если мы сами будем стремиться к этому, изучая Тору и живя по ней, то в силу уже раскрывшегося нам света, удостоимся еще большего приближения к Творцу и очищения.

Сказано в трактате Псахим: больше, чем теленок хочет пить материнское молоко, его мать хочет ему это молоко дать. В Гемаре этой притчей объясняются отношения учителя и ученика. Безусловно, это верно и в отношении Высшего Учителя нашего народа, о Котором мы говорим в благословении: «Благословен Ты… обучающий Торе Свой народ Израиля».

Всевышний хочет, чтобы наш народ вернулся к своему былому величию. И речь сейчас не идет о величии поколения Виленского Гаона и Бааль Шем Това. Речь о величии поколения, получившего Тору на горе Синай. Всевышний желает, чтобы каждый из нас исправил относящийся к нему аспект греха Адама, и таким образом было исправлено все человечество и все миры. И так мы смогли бы подняться выше уровня Адама до греха. Сказано в Торе (Дварим, 30:11-14), что заповедь эта (изучение Торы и тшува) «не на небесах она… и не за морем… близка она к тебе — на твоих устах она и в сердце твоем, чтобы ее исполнить».

Всевышний безусловно исполнит Свои обещания. Однако Он требует от нас — ради нашего же блага — силой наших Б-жественных душ вернуться к Его Торе. Тем самым мы вернемся к Творцу и удостоимся того Высшего света, о котором даже пророки не могли говорить!

Подготовил: Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=46332