Сукка — как крылья Шхины

Дата: | Автор материала: Рав Элиэзер Папо

3080

Сукка – важная и всеми любимая заповедь, связанная со временем. Счастлива доля сыновей Израиля, по большей части они внимательны и осторожны в исполнении заповедей. Они строят красивую сукку из добротных материалов – и хорош их удел.

Но есть среди них и легкомысленные, которые склонны не затруднять себя ничем, или при малейшем неудобстве прекращать любую деятельность. Они уклоняются от строительства собственной сукки и полагаются на общинную сукку, где съедают кезаит в первую ночь праздника. А если и ставят сукку, то «облегчают» в соблюдении заповеди и не «сидят» (не находятся постоянно) в ней, а появляются лишь изредка, едят и спят вне сукки. И «будь они умнее, поняли бы» (Дварим, 32:29), как приятна и желанна эта заповедь, как в своем простом смысле – ведь она помогает человеку искупить грех – взамен изгнания («Псикта дерав Каана», последний отрывок), так и в сокрытом смысле своем, ибо возвышен сокровенный смысл ее.

И то немногое, что разумение наше способно постичь – это то, что <в сукке> Шехина (Б‑жественное присутствие) простирает свои крылья над нами, как птица-мать, высиживающая птенцов. И семь почетных гостей – ушпизин (Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид) в отблесках света душ своих находятся с нами там, и по этой причине увеличилась святость сукки и стала почти как святость Дома Молитвы.

И поэтому запрещено вести себя <по отношению к сукке> с пренебрежением, а также легкомысленно. Говорится про Аризаля, что он остерегался разговоров на будничные темы в сукке. И конечно, тот, кто постарается установить для себя проживание и пребывание в сукке все семь дней праздника в святости и чистоте, в страхе и трепете, и в великой радости, как и следует делать, приобретет святость и особый свет на всех уровнях души своей (нефеш, руах и нешама), «и найдет достаточно себе для выкупа» (Ваикра, 25:26), чтобы весь последующий год служить Всевышнему в совершенстве.

Есть и дополнительные заповеди, исполняемые в праздник: нетилат лулав (вознесение лулава) и наануим (качание им) во время благословения, и чтение Алеля, и обход вокруг бимы с четырьмя видами растений в руке, сопровождающийся произнесением Ошанот. Все эти вещи стоят на весьма возвышенном месте в мире, а люди пренебрегают ими! Есть места, где даже тот, кто мог бы сам сделать нетилат лулав, все же не делает, а полагается на общину. А если делает, то без положенных движений им во все стороны света, поскольку полагает, что это обычай только для мудрецов и праведников, и не знает, что в этом – суть заповеди. И так говорит об этом Мишна (Сукка, 42а): «Для ребенка, который уже умеет трясти <лулав>, отец должен купить », и еще (там же, 37б): «Когда будет трясти? На «Благодарите» и на «Просим Тебя», и (там же, 45а): «Каждый день ходили вокруг жертвенника». А человек «боящийся Б-га, очень желает заповедей Его» (Псалмы, 112:1). Поэтому пусть постарается всеми силами и средствами, чтобы лулав у него был собственный, отборный, и пусть задумается об этом за год и пошлет в далекие страны, чтобы не оказалось, что не хватает ему лулава или этрога, поскольку это важная и желанная заповедь и хороший знак на весь год. И пусть не воздерживается от наануим (движений) лулавом и от обхода вокруг бимы. А если никак не сможет достать себе лулав, пусть постарается исполнить эти заповеди с помощью лулава своего соседа. И пусть не чувствует из-за насмешек пустых людей, ведь если бы нашелся способ заработать тысячу тысяч золотых монет, он не стал бы отказываться из-за каких-то насмешек. А тем более – осуществить желание нашего Небесного Отца, который дает щедрую награду выполняющим Его волю. Это большое правило в Торе: «Если будешь добиваться ее, как серебра,… тогда постигнешь трепет перед Небесами» (Мишлей, 2:4-5).

Этот праздник также сопровождает заповедь симха шель мицва – «радости от исполнения заповеди». Если во все праздники есть заповедь радоваться, то тем более в этот святой праздник – «время нашей радости», как мы говорим во время молитвы. И о ней же написано «И радуйся в праздник», «И пребывай только в радости» (Дварим, 16:14-15). Ведь Создатель наш велел нам радоваться именно в сердце, чтобы человек был доволен и полон радости от исполнения заповеди. Когда «живой да воспримет сердцем своим» (Коэлет, 7:2) – что есть мы, и что – жизнь наша, как хороша доля наша, и как приятен жребий наш! Ведь нас избрал Создатель и не оставляет Свою приязнь к нам. И Его особая любовь раскрывается нам до невообразимых пределов, непостижимых нашим разумением. И то немногое, что способны видеть мы своими глазами – что Он дал нам Рош а-Шана и Йом Кипур, чтобы мы искупили наши прегрешения. В Его любви и милости к нам, «как благоволит отец к сыну» (Мишлей, 3:12), Он хотел порадовать нас после горечи и страданий, пережитых в дни раскаяния нашего. И дал нам сразу же праздник Суккот, и велел нам веселиться, и установил большую награду за эту радость нашу. Есть ли вкус слаще этого?! Захотел Святой, благословен Он, удостоить народ Израиля, поэтому умножил для них законы Торы и заповеди (Макот, 23б). И дал нам заповедь сукки, чтобы раскрыть над нами покров Мира Своего, и заповедь четырех видов растений, которые служат добрым знаком Израилю, возвещением о нашей победе, как сказали наши мудрецы в Мидраше (Ваикра раба, 30:2).

[Сказал рабби Авин: «Когда двое людей выходят от судьи, мы не знаем, кто их них победил, пока не увидим в руке победителя жезл. Так Израиль и народы мира — они обвиняют друг друга перед лицом Всевышнего в Рош а-Шана, и заранее неизвестно, что решит Судья. Только когда Израиль выходит с лулавом (похожим на жезл) в руке, мы узнаем — он победил».]

И велел нам радоваться исполнению заповеди, что само по себе станет хорошим знаком на весь год, как писали ученики Аризаля: «Тот, кто радуется и доволен в сердце своем, и вовсе не будет печалиться в течение этого святого праздника, тому обещано, что будет у него хороший год, и всегда будет пребывать в радости». В связи с этим желательно, чтобы человек постарался изо всех сил удалить от себя грусть, и раздражительность, и любую печалящую его вещь, и радоваться каждый день обновленной радостью, радостью от заповеди. И, как написано в святой книге «Зоар», чтобы всегда думал чистыми помыслами об упомянутой вещи.

Более того, есть и еще поводы радоваться, если задуматься вот о чем: «Что есть человек, чтобы Ты вспомнил о нем», «Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его» (Теилим, 8:5-7). Все это и еще многое другое «живой да воспримет сердцем своим» (Коэлет, 7:2). И пусть пробудит свои уста, ведь невозможно не радоваться! Так пусть возвысит свой голос и поет, и выпевает молитвы, и Алель, и песни, и восхваления «гласом песнопения и благодарения празднующего народа» (Теилим, 42:5).

И пусть вспомнит, что, когда стоял Бейт а-Микдаш, праведники умножали радость в Симхат Бейт а-Шоэва (радость черпания воды) до такой степени, что сказали: «Тот, кто не видел Симхат Бейт а-Шоэва, не видел радости в своей жизни» (трактат Сукка, 51а). И из этой радости они черпали руах а-кодеш – дух святого постижения (Йерушалми, Сукка, 5:1).

Конечно, велико горе Небес от того, что из-за грехов наших разрушен Храм наш и город наш, и «Всевышний зарычит с высот» (по Ирмияу, 25:30), но радость в праздник – утешение для нашего Небесного Отца, а также наше утешение в горестях. Ведь любовь нашего Небесного Отца все еще с нами, Он «скачет по горам, прыгает по холмам», «заглядывает в окна, смотрит сквозь решетки» (Шир а-Ширим, 2:8-9), чтобы увидеть радость сыновей Своих в синагогах, как написано в святой книге «Зоар».

И поэтому «Да радуется Израиль Творцу своему» (Теилим, 149:2) радостью от исполнения заповеди, а не радостью беспутной по обычаю глупцов, которые умножают выпитое вино и распевают нееврейские песни. Это не радость, а беспутство, и не заповедь, а прегрешение. Возможно, они и думают, что делают это для заповеди, но получается – грех. И «Г-сподь благой простит за то» (Диврей а-Ямим, 30:18).

А если бы к его радости присоединилась еще возможность порадовать бедных и обездоленных! Как известно, эта заповедь существует во все праздники и памятные даты. Ведь если он радуется, но не радует бедняков, то про него написано: «Раскидаю помет на лица ваши, помет праздничных ваших» (Малахи, 2:3). И тем более в этот святой праздник, когда есть высокая обязанность отдать беднякам часть трапезы, причитающуюся ушпизин (почетным гостям). А если он так не делает, то проклинают его ушпизин сильными и разящими проклятиями. Если же , то получит множество благословений, как пишет святой Зоар (Ваикра, 104а). И поэтому пусть вострепещет человек, и возжелает получить благословение, и не преминет пригласить за свой стол бедняка. А если не сможет сделать этого, то пусть отделит от состояния своего на цдаку столько, сколько хватило бы справить праздник как следует, с учетом всех трапез, и скажет вслух: «Это я отдаю в цдаку в счет доли Авраама, святого ушпиза (гостя), а это я отделяю в цдаку в счет доли Ицхака, святого гостя…», и так далее – в счет доли всех семерых ушпизин праздника. Или может высылать какое-нибудь блюдо для бедняков перед каждой своей трапезой, и это принесет ему благословение и много благ.

Подготовила З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=6010