Ханука — Тора не забудется

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2560
Ханука - Тора не забудется

Книга «Месилат Йешарим» построена, как комментарий к барайте рабби Пинхаса бен Яира, которая приводится в Талмуде в нескольких местах. Начинается она словами: «Сказал рабби Пинхас бен Яир: “Тора приводит к осторожности…”». Но что такое сама Тора? Что такое изучение Торы? Хотелось бы коснуться этого вопроса в свете приближающихся дней Хануки.

Во всех молитвах в дни Хануки принято добавлять вставку Аль а-нисим, где описываются те деяния, которые намеревалось совершить злодейское греческое царство. Начинается она словами: «Когда выступило злодейское греческое царство против народа Твоего, Израиля, чтобы заставить нас забыть Твою Тору и нарушить Твои законы…». И поскольку цель греков заключалась в том, чтобы уничтожить в нас все духовное, выходит, что изучение Торы является здесь ключевым моментом. Это – духовный стержень нашего народа. В подтверждение этому в Торе, в начале главы Бехукотай есть ряд благословений, который начинается следующими словами: «Если вы будете идти Моими путями…». Это место объясняет Раши от имени наших мудрецов: «Если вы будете трудиться над Торой», то есть, в этом – источник всех благословений. И когда в той же главе перечисляются проклятия: «Но если не послушаете Меня… и презрите Мои пути…», Раши также объясняет: «Если не будете трудиться над Торой». Из этого можно ясно увидеть, как отход человека от труда над Торой приводит его к падению.

Существует важное правило, которое четко соответствует сказанному выше: «Велико учение Торы, приводящее к исполнению» – это приводит к великим благословениям. Но также верно и противоположное: отход от Торы приводит к самому страшному падению. Поэтому тот же порядок и та же логика есть и в Аль а-нисим. В первую очередь греческое царство намеревалось сделать так, чтобы Тора была нами забыта. А дальше, когда у нас уже не будет Торы – оторвать нас от законов Б-жественной воли.

И здесь следует сделать отступление от темы Хануки, чтобы поговорить на тему забывания нами Торы. Это очень непростая тема. В первую очередь потому, что с одной стороны у нас есть обещание, данное Всевышним в главе Ваелех, что Тора «…не забудется в устах потомства», но с другой стороны – в этом же месте комментирует Раши, добавляя страшные слова: «…не забудется полностью». И разница между двумя этими понятиями колоссальна. А именно – с одной стороны, мы изучаем Тору и понимаем то, что учим. Когда мы учимся хорошо – становимся участниками дискуссии величайших мудрецов разных поколений, но, с другой стороны, мы на самом деле узнаем, сколько мы еще не знаем.

Величайшие мудрецы последних поколений были очень обеспокоены тем, чтобы Тора в нашем поколении не забылась. То, что она не забудется окончательно – это обещано, вопрос в том, что останется.

Есть еще один немаловажный вопрос: какова наша с вами роль во всем этом? Многие баалей тшува относятся к этому скептически, говоря: «…нас это не касается, мы – баалей тшува, сколько успеем – столько поучим, а о том, чтобы Тора не забылась, пусть заботятся те, кто учатся с самого детства». И это категорически неправильный подход! Потому что у каждого из нас есть своя доля в изучении Торы, без реализации которой «страдает» удел всего нашего народа. И если сегодня мы не позаботимся о том, чтобы каждый из нас наполнил себя Торой насколько он может, до предела, то каждый из нас сможет стать причиной того, что Тора забудется, так как его доля останется забытой.

Приведем известный и очень древний пример того, как люди, которые пришли к Торе не с детства, удостоились того, чтобы через них Тора была передана дальше – вплоть до нашего поколения. И без них Тора хоть и не забылась бы совсем, но имела бы совсем иную форму.

Первый такой пример – рабби Акива, который, уже будучи в зрелом возрасте, не умел читать и писать. Более того, он настолько был пропитан ненавистью к изучающим Тору, что, повстречав мудреца, он готов был укусить его так, как кусает осел. Почему именно осел, а не собака? Потому что собака только кусает, а осел при этом еще и ломает кость. И несмотря на это, вся Тора, которая у нас есть, передана пятью учениками рабби Акивы.

Еще один пример – это великие в нашем народе геры (прозелиты): Ункелус, а также Шмая и Автальон. Ункелус пришел в еврейство не ребенком. И несмотря на это, написал великую книгу – «Перевод Торы», которую весь еврейский народ учит практически ежедневно. Это даже больше, чем комментарий Раши. А если бы у нас не было таких мудрецов, как Шмая и Автальон – Тора была бы совершенно другая.

Поэтому те евреи, которые возвращаются к Торе в более зрелом возрасте, пусть не думают, что их удел настолько небольшой, что можно уже и не стараться. Но с другой стороны – нет никаких сомнений в том, что если человек не будет стараться, то он и не станет большим в Торе. Если же он будет стараться, то даже и в нашем поколении он может сделать себя тем звеном, через которое Тора будет передаваться следующим поколениям.

После этого важного отступления вернемся к теме Хануки.

Итак, давайте разберемся, в чем греки протестовали против Торы? Более того, в чем проявилась их идея заставить нас забыть Тору? Ответить на этот вопрос прямо – довольно непросто, поэтому мы используем метод «от противного», и в конце придем к нужному ответу.

Рав Хаим Фридлендер пишет в своей книге, что у греков было много злодейских планов: запретить обрезание, запретить освящение месяца и т. п., но непонятно, почему ханукальное чудо, которое произошло в то время, было связано именно с менорой?

Чтобы ответить на этот вопрос, сперва требуется выяснить, что именно символизировала собой менора в Храме. В тех главах, где описывается строительство Мишкана, Раши объясняет, что в Храме было три атрибута, схожих между собой одной маленькой, но очень важной деталью. Вот они:

1. Стол с хлебами, который украшал золотой венец – как корона. Раши объясняет, что этот венец соответствует «короне» Царства.

2. У малого жертвенника был такой же венец, соответствующий «короне» Служения, которой, в свою очередь, были удостоены коэны.

3. Ковчег Завета, который находился в Святая Святых Храма – на нем тоже был такой венец, который соответствовал «короне» Торы. Как известно, в Ковчеге Завета находились скрижали, как разбитые, так и целые. Там же находился и свиток Торы, который написал Моше. Тора – это самое святое, что у нас есть, поэтому остальные «короны» зависят от «короны» Торы. Ведь если царь Израиля не живет по Торе, то он большой проходимец, а не царь. Такого понятия, как коэн, тоже не существует без Торы, ведь сказано, что коэн символизирует собой Тору. Все зависит от Торы, поэтому Тора была в самом святом месте – Святая Святых.

Но был еще один атрибут в Храме – менора. Написано в Талмуде, в трактате Бава Батра, что тот, кто хочет мудрости, пусть во время молитвы Амида немного повернется в сторону юга, так как в южной стороне Храма находилась менора, которая соответствовала мудрости Торы. В чем заключена мудрость Торы? Нецив из Воложина пишет в своей книге «А-Эмек Давар» (комментарии к Пятикнижию), что менора и оливковое масло, которое в нее заливали, соответствуют трудам над Устной Торой.

Теперь нужно ответить на один очень важный вопрос: а что же такое «Устная Тора», и как ее понять? Пятикнижие – это та часть Торы, которую Моше записал. Но есть также часть учения, которую он не записал, а передал устно. Поэтому заповеди частично записаны в Торе, а частично переданы через устную традицию.

Один из примеров, которые можно здесь привести, это законы шхиты – кошерного забоя скота. Ни один из законов самой шхиты не записан в Торе. Но написано в Пятикнижии: «…зарежь, как Я заповедовал». А как именно заповедовал – не написано. Это одно из мест в Торе, из которого явно видно, что невозможно понять законы Торы из самого текста Пятикнижия без устной традиции. И, несмотря на то, что часть устной Торы в более поздний период все-таки была записана, она была записана таким образом, чтобы лишь подсказать и намекнуть на нужную информацию, а не «подать ее на тарелочке». И это – для того, чтобы у человека осталась возможность постичь Тору самому, своим трудом. Ведь, как известно, то, над чем человек трудился и достиг, остается в его памяти намного дольше, чем то, что ему досталось без каких-либо усилий.

И тут очень важно научиться воспринимать слова Торы правильно. В тексте Шма, а так же в других местах написаны слова: «…и будут эти слова на сердце твоем». И это относится не только к Шма, но и ко всей Торе. То есть, чтобы слова Торы были в наших сердцах. А именно – еврейское сердце является тем сосудом, который должен наполниться Торой. И здесь не имеется в виду сосуд, из которого впоследствии можно все «вылить». Мы должны стараться учить Тору так, чтобы те слова Торы, которые мы воспринимаем, становились частью нас самих.

Когда человек учит Талмуд, он может рассказать, что есть разные точки зрения, что один мудрец считает так, а второй иначе. Но не каждый, кто учит Талмуд, сможет высказать свою собственную точку зрения в этом вопросе, т. е. в какую сторону его сердце «склоняется». Истинное понимание устной Торы подразумевает под собой понимание сознанием, сердцем и всей своей сутью каждую из точек зрения мудрецов.

Пишет рав Моше Хаим Луцатто в книге «Дерех Эц Хаим» (которая частично переведена на русский язык под названием «Путь древа жизни» и опубликована как приложение к книге «Дерех Твунот»), что Тора и евреи созданы подобными друг другу, поэтому, изучая Тору, мы можем постичь ее по-настоящему. Тора дана нам, чтобы мы могли ее постигнуть и понять. Более того, у нас есть возможность вывести из своего сердца новое понимание, постижение и даже новые законы Торы. Почему? Потому что, усердно изучая Тору, мы «прилепляемся» к ее источнику – Всевышнему, и именно поэтому наш разум способен извлечь из Источника Торы то новое, что еще не написано.

Есть известная история о том, как один из греческих философов был «пойман» за таким мерзким занятием, как скотоложство. Его спросили, как такое возможно – совместить высокую философию и столь низменные действия? На что он ответил: изучение геометрии не обязывает меня быть треугольником…

Но суть Торы совершенно иная! А именно – в том, что она – «Торат Хаим» – Тора жизни, Тора, которой живут, Тора, которая действительно соединяет нас, наши земные тела со своим Б-жественным источником. В чем заключается это соединение? В постижении нашим сердцем, и в том, что мы через это постижение живем по Торе. И это является прямой противоположностью греческому подходу к жизни, который подразумевает отрыв человека от всего Б-жественного. Греки считали, что не надо вмешивать Б-жественное в нашу мирскую жизнь. И более того, как мы, евреи имеем наглость думать, что мы можем как-то повлиять или что-то изменить в наших отношениях с Всевышним?

Замысел греков состоял в том, чтобы эллинизировать наш народ. Это значит – оторвать от всякой связи с Б-жественным. И для этого нужно было побудить наш народ забыть Тору, и в первую очередь – Устную Тору.

И если мы сейчас говорим о том, что является прямой противоположностью замыслу греков заставить нас забыть Тору, то нужно сказать пару слов об углубленном изучении Устной Торы – нашего святого Талмуда, который является источником жизненной силы всего еврейского народа во всех поколениях. Именно он прочно связывал нас с Торой и Всевышним. Потому что Всевышний, Тора и еврейский народ – едины. И когда мы занимаемся Торой настолько, что она «впитывается» в наши сердца и становится частью нашего «Я» – тогда мы связаны с Всевышним. И это то, что мы должны противопоставить всем влияниям извне.

Но в чем была проблема греков? Они ведь тоже что-то понимали – какие-то аспекты внешнего мира и т. п. И у них была так называемая греческая мудрость, в которой было много красивого. Многие евреи во всех поколениях, в том числе и в нашем, когда «тонули» в этой мудрости – это «закрывало» им глаза и мешало по-настоящему углубиться в Тору.

Мы называем греческое царство тьмой. Кто-то спросит: но почему же обязательно тьма? Ведь в нем было много и светлых моментов. Так, например, если научить крестьянина геометрии Эвклида – это чем-то ему поможет. Он начнет думать, делать выводы, работать головой… Но, как известно, эта сфера мудрости ограниченна нашим низменным миром, и поэтому здесь нет ни света, ни огня Торы. И когда человек погружается в мудрость этого мира – он отрывается от Торы, и как следствие – от Б-жественного света. Поэтому она и называется тьмой. Это неизбежное правило жизни: там, где нет света Торы – нет ничего, только тьма.

Подготовил – Д. Ицкович


http://www.beerot.ru/?p=22241