Пророчество Ирмияу — Афтара главы Бо

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

802

«Слово, которое сказал Г-сподь пророку Ирмияу о том, что Невухаднецар, царь Вавилонский, придет поразить страну Египетскую» (Ирмияу, 46:13)

Немногие фараоны, упоминающиеся в ТаНаХе, приводятся под собственными именами. Афтара нашей недельной главы начинается лишь с 13-го стиха 46-й главы книги пророка Ирмияу. Если читать главу с самого начала, то станет ясно, что речь в ней идет о египетском фараоне по имени Нехо. Чем же он «удостоился» такой чести, что упоминается под собственным именем, и какой смысл оно в себе скрывает?

В первой части книги Царей рассказывается о жизни царя Шломо и о его многочисленных женах. Одна из них была египтянка, дочь фараона по имени Шишак (разумеется, она предварительно прошла гиюр, хотя в случае с египтянкой это не совсем помогает). Пока Шломо был жив и служил Всевышнему, отношения с Египтом не портились. Но когда на престоле Иудеи восседал Рехавам, сын Шломо, только лишь родственных связей было недостаточно для поддержания теплых отношений с Египтом. Рахавам, отойдя от Торы, навлекает на себя гнев Всевышнего, и Шишак уже стоит под стенами осажденного Иерусалима. Рехавам раскаивается в грехах и получает прощение. Он остается на троне лишь расплатившись с Шишаком большим количеством золота. Так описывает эту историю книга Царей, но Мидраш рассказывает нам чуть больше, чем строки ТаНаХа.

У царя Шломо был знаменитый трон. Основа – из слоновой кости, весь покрыт золотом. Поднимаясь на него, царь наступал на шесть ступеней. На краю каждой из них сидел золотой лев или медведь или другое животное. Когда царь наступал на одну из ступеней, то приводился в действие механизм, и лев поднимал лапу, приветствуя царя. При этом раздавался львиный рык и произносилась одна из шести заповедей из Торы, связанная с царем. Вся эта церемония была нужна для того, чтобы напоминать царю о его предназначении и чтобы сердце его не возгордилось. Говорит Мидраш, что Шишак пожелал взойти на трон своего зятя Шломо, за что и поплатился. Ступив на первую ступень, он получил удар лапой золотого льва, и до конца своих дней остался инвалидом. Это было наказание за его гордыню и за то, что он возомнил себя достойным царя Шломо и его престола. С тех пор того фараона стали называть Нехо, что в переводе с иврита означает «инвалид».

В наших источниках не говорится о том, был ли Нехо из книги пророка Ирмияу тем же фараоном, что жил во времена Шломо. Вряд ли это возможно, ведь с тех пор прошло около четырехсот лет. Но одно мы можем точно утверждать: свое имя он получил из-за схожести с его тезкой. Новый фараон Нехо, так же как и его предшественник, был полон тщеславной гордости. Будучи уверенным в своих силах, он кичливо утверждал, что разобьет войска Невухаднецара и покорит его царство. Но, выйдя в военный поход, он потерпел поражение от вавилонян на реке Эфрат, что стало началом великого падения империи фараонов. Падения, после которого Египет больше никогда не вернет себе прошлого величия.

Дальше нужно лишь прочитать слова Ирмияу о том, как падут укрепленные города Египта, их божества будут повержены и посрамлены, а люди, прибывшие из других стран и поселившиеся в Египте, убегут прочь из него, видя бессилие и страх фараона перед приближающейся угрозой. А когда падет последний оплот фараона, голос его (крик отчаяния) будет подобен крику змея.

«Голос его будет подобен змеиному, ибо идут (враги несметною) силою, с топорами пришли на него, как дровосеки» (Ирмияу, 46:22).

Непонятно, почему пророк уподобляет крик отчаяния крику змея? И разве есть голос у змея? Ведь сегодня это одно из самых бесшумных пресмыкающихся на земле.

До греха Адама и Хавы, змей считался самым умным и важным животным среди созданий и ходил на задних лапах с высоко поднятой головой. Но после того как змей стал причиной греха Адама и Хавы, Всевышний приказал ангелам обрезать ему конечности. Рассказывает мидраш, что когда ангелы лишали змея рук и ног, он кричал так, что голос его доносился до краев земли. Говорят наши мудрецы, что самая страшная боль на земле – это та, когда тебя лишают величия.

«Не бойся ты, раб Мой Яаков, – сказал Г-сподь, – ибо Я с тобою, ибо истреблю Я все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю Я; и накажу Я тебя по справедливости, но не уничтожу тебя» (Ирмияу, 46:28).

Из слов пророка следует, что у народа Израиля есть привилегия по сравнению с народами мира. Народы мира Всевышний может уничтожить за их грехи, а народ Израиля может наказать, но не уничтожить.

Объясняя стих из Шир а-Ширим «Не смотрите на меня, что я черна! Ибо солнце опалило меня», мидраш приводит притчу о том, как одна служанка сказала другой: «Скоро наш хозяин прогонит свою жену из дома и женится на мне». Спросила ее другая рабыня: «Почему ты так решила?» Ответила она: «Потому что я видела, как хозяйка испачкала руки углем и теперь руки ее черны». Сказала в ответ другая рабыня: «Как же ты глупа и не понимаешь, что чернота на руках хозяйки сойдет, лишь стоит ей омыть руки. Ты же черна из утробы матери своей, и никакое мыло не поможет избавиться тебе от твоей черноты».

Грехи народа Израиля не являются его частью. Они – лишь внешний «загар», приобретенный под «палящим солнцем» (влиянием окружения). И стоит нам только раскаяться в грехах, как Всевышний прощает нас.


http://www.beerot.ru/?p=51863