Дом Яакова и все семейства дома Израиля — Афтара глав Матот-Масэй

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1280
Когда главы Матот и Масэй сдвоены, то читается афтара последней (Ирмияу, 2:4-2:28).

Это вторая из трех афтарот, которые называют «пророчествами упрека», поэтому их всегда читают перед Девятым Ава. Из-за того, что окончание книги Бемидбар и начало книги Дварим всегда выпадает на период бейн а-мецарим (между теснинами), эти афтарот не имеют прямого отношения к недельным главам, но соответствуют времени. В них говорится об упреках народу Израиля и о разрушении Храма.

***

«Слушайте слово Г-спода, дом Яакова и все семейства дома Израиля» (Ирмияу, 2:4).

«Сказал раби Шимон бар Нахмани: “Высокая башня, даже когда она наклоняется и угрожает упасть, – все равно называется башней”» («Ялкут Шимони», 264). В книге «Зайт Раанан» поясняется, что речь идет о народе Израиля, который, даже после духовного падения сохраняет свою важность в глазах Всевышнего.

Сказано в Торе (Бемидбар, 24:5): «Как хороши шатры твои, Яаков, обители [это намекает, в частности, на то, что это — обитель Шехины] Израиля». Комментирует Раши: «Шатры Яакова» – Мишкан в Шило и иерусалимский Храм, в которых приносились жертвы, искупающие грехи народа. Приводится в книге «Айелет а-Шахар» (Балак): «обители (мишкенотеха)», даже когда они разрушены, все равно остаются залогом (машконом) того, что Израилю обещано искупление. И лучше, чтобы это произошло именно так: Всевышний обрушил свой гнев на камни, а не на сам народ Израиля.

Имя «Яаков» является менее избранным и цельным, чем имя «Израиль». Так почему же тогда именно это имя употребляется, когда речь идет о действующем Мишкане и Храме, а более значимое имя – «Израиль» — относится к периоду их разрушения?

 Шатры Яакова

Известно, что противостояние Эсава и Яакова началось еще в утробе матери. Уже тогда они разделили миры между собой. Эсав взял се6е материальный мир, а Яаков — мир духовный. Поясняет Виленский Гаон, что народу Израиля изначально не полагалось иметь никакого удела в этом мире. И если кое-что досталось, то это в заслугу приобретенного у Эсава первородства. Намек на это есть в том, что Яаков вышел из утробы матери держась за пятку Эсава. Дни прихода Машиаха – иквета де-мешиха – имеют тот же корень, что и слово экев, пятка.  В том, что Яаков держался за пяту Эсава, мудрецы усматривают намек на приобретенное право во времена прихода Машиаха.

Но также видится, что, получив хитростью благословения, предназначенные Эсаву, Яаков получил право на удел в этом мире, гораздо больший, чем времена прихода Машиаха. И удел этот нашел выражение в праве на обладание Святой Землей.

Рамбан (Берешит, 36:6) пишет, что после встречи с Яаковом Эсав не пошел за ним, а взял своих домочадцев и покинул границы земли Кнаана, потому что знал, что эта земля досталась брату с благословениями отца Ицхака. Этот мир вне границ Святой Земли принадлежит Эсаву. Но сама Святая Земля принадлежит Яакову. Поэтому кричит Эсав: «И он сказал: не потому ли дано имя ему Яаков, что он перехитрил меня уже два раза?» (Берешит, 27:36). Перехитрил дважды – приобрел его первородство и получил предназначавшиеся ему благословения. Несмотря на то, что миры были разделены и Яакову не полагалось ничего из этого мира, он все же смог вырвать права на две части: дни прихода Машиаха и право на обладание Святой Землей. [Эти благословения ему полагались в силу первородства. А на то, что именно Яакову подобало первородство намекает тот факт, что он держался за пятку Эсава. См. Раши там.]

Получается, что в заслугу имени «Яаков», данного в память о том, что он удерживал пятку старшего брата, наш праотец также получил удел в этом мире – Святую Землю. А без этого не было бы ни Мишкана в Шило, ни иерусалимского Храма. Также не было бы заповедей, исполнение которых зависит от Святой Земли. Поэтому, произнося благословение, Билам связывает оба святилища именно с именем «Яаков»: «Как хороши шатры твои, Яаков…».

Обители Израиля

После того, как из-за грехов евреи утратили Мишкан и Микдаш (Храм), развалины этих святилищ больше не называются именем Яакова. Вглядываясь в будущее, и видя развалины Мишкана и иерусалимского Храма, Билам связывает этот период с более возвышенным именем нашего праотца — «Израиль».

Израиль, новое имя Яакова, было дано ему в память о победе над ангелом Эсава, как сказано: «И сказал: не Яаков отныне имя тебе будет, а Израиль, ибо ты боролся с ангелом и с людьми, и победил» (Берешит 32:29). Изменение имени ознаменовало победу над духовным покровителем Эсава, сатаном — ангелом смерти (он же — йецер а-ра, дурное начало). Та победа продемонстрировала способность Израиля противостоять самым сильным проявлениям йецер а-ра, даже если оно временно взяло над ними верх.

Даже после разрушения Мишкана в Шило и обоих Храмов, на их развалинах продолжает пребывать святость Израиля [святость Шехины, поэтому они и называются мишкенотеха — места обители Шехины], несущая искупление, дающая силу и ведущая к тшуве. Этим и объясняется принцип рава Нахмани: «Высокая башня, даже когда она наклоняется и угрожает упасть, – все равно называется башней». То есть, еврей, даже после того, как он согрешил, все равно остается евреем. И этот смысл вложил пророк в слова: «Слушайте слово Г-спода, дом Яакова и все семейства дома Израиля». Даже когда евреи оступаются, у них всегда остается возможность к возрождению, потому что и тогда они называются «семействами дома Израиля».


http://www.beerot.ru/?p=53020